vladimirdar

Category:

Лужнецкий метромост

Всего 16 фото
Всего 16 фото

Лужнецкий (Лужниковский) метромост, а также мост «Лужники» в Москве - двухъярусный арочный мост из предварительно напряжённого железобетона через Москву-реку, соединяющий Лужники и Воробьёвы горы. Верхний ярус моста - автомобильный, соединяет Комсомольский и Вернадского проспекты, нижний - станция Сокольнической линии Московского метрополитена «Воробьёвы горы». Мост «Лужники» чрезвычайно романтичен. Это не только метромост, автомобильный мост, но и отличная смотровая площадка, с него открываются отличные виды на Москву, Воробьевы горы, Андреевский монастырь. Мост достаточно современный, однако вскоре после своего открытия принес городу много проблем. Но обо всем подробнее...

В 1930-х годах появилась идея магистрали, идущей от строящегося Дворца Советов на юго-запад Москвы, который согласно Генеральному плану реконструкции Москвы 1935 года становился основным направлением развития города. К реализации был принят вариант, по которому от площади Дворца Советов шли два луча, расположенные симметрично относительно излучины Лужников, через которую они должны были проходить к Москве-реке.

02. Генеральный план реконструкции Москвы 1935 года. Красным контуром выделен будущий Лужнецкий мост. Как мы видим, на излучине Москва-реки планировалось возвести три моста.
02. Генеральный план реконструкции Москвы 1935 года. Красным контуром выделен будущий Лужнецкий мост. Как мы видим, на излучине Москва-реки планировалось возвести три моста.

К разработке планировки новых районов было привлечено несколько мастерских Моссовета. Особую трудность при проектировании составляло то обстоятельство, что существовал большой перепад высот между низменными Лужниками на левом берегу реки и Воробьёвыми горами на правом. Архитектор Д.Ф. Фридман предложил для устранения этого перепада фактически срезать Воробьёвы горы на значительном протяжении. Архитектор К.С. Мельников предлагал решить въезды на мост в виде спиралевидных пандусов.

03. Лужнецкий метромост - вид со стороны Андреевской набережной и Андреевского авто и железнодорожного моста
03. Лужнецкий метромост - вид со стороны Андреевской набережной и Андреевского авто и железнодорожного моста

Проектирование магистрали, получившей название Комсомольский проспект, продолжилось после окончания Великой Отечественной войны, когда в середине 1950-х годов был построен комплекс МГУ и начал формироваться жилой Юго-Западный район. Проблему с перепадом высот решили путём пробивания в толще Воробьёвых гор глубокой выемки.

04. Строительство Лужнецкого метромоста. 1958 год. Вид со стороны улицы Косыгина в сторону центра города. Автор Людников И.И.
04. Строительство Лужнецкого метромоста. 1958 год. Вид со стороны улицы Косыгина в сторону центра города. Автор Людников И.И.

Первый проект стального метромоста, подготовленный Г.Д. Поповым, был отвергнут в пользу железобетонных технологий. Авторы реализованного проекта — В.Г. Андреев, Н.Н. Рудомазин (инженеры), К.Н. Яковлев, А.И. Сусоров, Н.И. Демчинский и др. Мост был построен «Мостоотрядом № 4» в рекордно короткие сроки - 19 месяцев.

05. Строительство Лужнецкого моста. 1957 год.
05. Строительство Лужнецкого моста. 1957 год.

Метромост стал первым в Москве двухъярусным мостом, в нижнем ярусе которого расположилась станция метрополитена «Ленинские горы» — самая длинная в московском метро (272 м). 

06. Эта фотография Лужнецкого метромоста сделана в день открытия по нему пешеходного движения. На ней можно разглядеть множество людей идущих по верхнему ярусу моста. Автор Корнильев А.И.
06. Эта фотография Лужнецкого метромоста сделана в день открытия по нему пешеходного движения. На ней можно разглядеть множество людей идущих по верхнему ярусу моста. Автор Корнильев А.И.

Ось моста пересекает русло реки Москвы под углом 52°30′. Три пролёта (45,0 + 108,0 + 45,0 м) несли собственно станционный зал и верхний, автодорожный уровень шириной 25,8 м из сборного железобетона.

07. Лужнецкий мост — начало 60-х
07. Лужнецкий мост — начало 60-х

Проверки, проведённые в первый же сезон эксплуатации моста, выявили предаварийное состояние предварительно напряжённых балок автодорожного яруса (аналогичные балки были использованы в постройке Белорусского и Ваганьковского путепроводов); нарушение гидроизоляции тросов затяжки, обеспечивающих целостность главного арочного пролёта; высокие блуждающие токи, ускорявшие процессы коррозии.

08. Лужнецкий метромост. Фото сделано очевидно с Большого трамплина на Воробьевых горах. 1970-1975 годы.
08. Лужнецкий метромост. Фото сделано очевидно с Большого трамплина на Воробьевых горах. 1970-1975 годы.

8 июля 1959 года станционный зал был залит дождевой водой, движение поездов временно прекращено. В июне 1960 года в вестибюле обрушился алюминиевый карниз. Обследование 1963 года подтвердило общее предаварийное состояние моста. Причины - сочетание проектных ошибок, дефектов гидроизоляции и использование соли при бетонных работах. По оценкам 1983 года, к этому времени мост потерял 60 % своей несущей способности.

09. Лужнецкий метромост крупным планом — вид с Андреевской набережной. 1973 год.
09. Лужнецкий метромост крупным планом — вид с Андреевской набережной. 1973 год.
10. Лужнецкий метромост — вид со стороны Лужнецкой набережной. 1959 год. Автор III. Фото из семейного архива.
10. Лужнецкий метромост — вид со стороны Лужнецкой набережной. 1959 год. Автор III. Фото из семейного архива.

20 октября 1983 года станция была закрыта для входа и выхода пассажиров. В 1986-1987 годах для безостановочного движения поездов метро были построены боковые однопутные балочные пролёты, расположенные в 29 м от оси главного моста. Это дало возможность вести работы по ремонту дефектных мест с разборкой полностью негодных бетонных конструкций, которые были начаты только в 1998 году.

11. Реконструкция Лужнецкого метромоста. 1987 год. Автор Александр Шанин.
11. Реконструкция Лужнецкого метромоста. 1987 год. Автор Александр Шанин.

Вначале были усилены внутренние плоскости несущих арок с заменой железобетонных балок затяжки — на стальные. Затем, в начале 1999, наружные арки были полностью разобраны. В том же году был полностью разобран верхний, автомобильный, ярус, включая несущие колонны. Новый автомобильный ярус был открыт в 2000. В июле-августе 2002 движение поездов метро вернулось на основные пути главного моста (поезда движутся по стальным балкам 1987 года, передвинутым с временных опор на консоли главного пролёта). 14 декабря 2002 года была открыта для пассажиров станция уже под новым названием «Воробьёвы горы».

12. Метромост Лужники - вид со стороны Мамоновой дачи. © Vladimir d'Ar - 2017 год.
12. Метромост Лужники - вид со стороны Мамоновой дачи. © Vladimir d'Ar - 2017 год.

Невосстановленной по сей день является лишь крытая эскалаторная галерея, ранее связывавшая южный вестибюль станции с улицей Косыгина в районе пересечения с проспектом Вернадского. Связано это с тем, что конструкции самой галереи, изначально построенной на склоне крутизной более 30°, после закрытия станции быстро пришли в негодность и не подлежат реконструкции.

13. Лужнецкий метромост — вид со стороны Воробьевской набережной
13. Лужнецкий метромост — вид со стороны Воробьевской набережной

В сентябре 2018 года появился проект капитальной реконструкции (фактически нового строительства) эскалаторной галереи, строения были огорожены забором, началась подготовка к реконструкции. 22 февраля 2019 года начался демонтаж конструкций старой эскалаторной галереи[7]. Она будет полностью снесена, и на её месте возведена новая. Плановый срок окончания работ - 2021 год, который скорее всего скорректируется в сторону увеличения из-за коронавирусной пандемии в столице.

14. Вид на Лужнецкий метромост, Москву со смотровой площадки на Воробьевых горах
14. Вид на Лужнецкий метромост, Москву со смотровой площадки на Воробьевых горах
15. Мост Лужники на Воробьевых горах
15. Мост Лужники на Воробьевых горах
16. Вид на Москва-реку с Лужнецкого метромоста
16. Вид на Москва-реку с Лужнецкого метромоста

Источники:

Зверев В. Метро московское. М.: Алгоритм, 2008. — 272 с. — ISBN 978-5-9265-0580-8.

Наумов М.С., Кусый И. А. Московское метро. Путеводитель. М.: Вокруг света, 2006. 

Наумов М.С. Под семью холмами: Прошлое и настоящее московского метро.М.: АНО ИЦ «Москвоведение»; ОАО «Московские учебники», 2010. — 448 с. — ISBN 978-5-7853-1341-5.

Носарев В.А., Скрябина, Т.А. Мосты Москвы. М.: Вече, 2004. 

Рогачев АВ. Проспекты советской Москвы. История реконструкции главных улиц города. 1935—1990 гг.. — М.: Центрполиграф, 2015. — 448 с. — ISBN 978-5-227-05721-1.


© Vladimir d’Ar, 2021

Error

Anonymous comments are disabled in this journal

default userpic

Your IP address will be recorded