vladimirdar

Categories:

Старый Краснолужский мост - Новый Лужнецкий железнодорожный мост

Всего 24 фото
Всего 24 фото

Лужнецкий (Новый Краснолужский мост) - железнодорожный мост Малого кольца МЖД через Москву-реку в Москве, между станцией Лужники и бывшим полустанком Потылиха. Соединяет северный берег Лужников (Новодевичья набережная) с Бережковской набережной. Этот мост является точной копией моста Императора Николая II, возведённого на этом месте в 1905-1907 гг. по проектам инженера Л.Д. Проскурякова и архитектора А.Н. Померанцева. Этот мост наверное «самый забываемый и невспоминаемый» нами, поскольку находится вдалеке от туристических и прочих троп, но ни менее примечательный. С моста кстати открываются шикарные виды на Новодевичий монастырь, центр Москвы, лужники, Воробьевы горы.

Первые поезда Малого кольца прошли по временному деревянному мосту «системы Лембке», вскоре на его месте был выстроен постоянный. Как и однотипный Андреевский (Сергиевский), этот железнодорожный мост был построен в 1905-1907 годах по проектам инженера Л.Д. Проскурякова и архитектора А.Н. Померанцева, имел один главный пролёт, перекрытый серповидной аркой длиной 135 м и высотой 15,14 м, и два береговых пролёта по 18 м. Вне арок, на консолях, были устроены пешеходные тротуары. Устои моста опирались на основание из деревянных свай. Для отличия от Лужнецкого (Нового Краснолужского) моста, в современной литературе он обычно именуется Старым Краснолужским мостом.

02. Старый Краснолужский мост (выделен красным контуром) и Андреевский (Сергиевский) мост (выделен синим контуром) на карте Москвы Суворина 1915 года
02. Старый Краснолужский мост (выделен красным контуром) и Андреевский (Сергиевский) мост (выделен синим контуром) на карте Москвы Суворина 1915 года

Первоначальное же название этого величественного моста - Мост Императора Николая II.

03. Мост императора Николая Второго. 1908 год.
03. Мост императора Николая Второго. 1908 год.

«...Опоры моста увенчаны четырьмя изящными башенками - отчасти подобными тем, что украшают форт индийской Агры. На левых башенках начертано: 1905 — год начала строительства. На правых: 1907 - год успешного окончания. Простые цифры без слов... Но в сопоставлении, в сочетании этих цифр просматривается глубинная мысль архитектора Померанцева: мост, построенный в годы жестокой смуты... памятник победы государственного разума над смутой! Недолгой победы, как мы знаем...» - пишет журналист Михаил Девлеткамов (газета «Достоинство», № 1. 1999 г.).

04. Мост императора Николая II - вид на Москву с Воробьевых гор с юго-западной стороны. 1908 год.
04. Мост императора Николая II - вид на Москву с Воробьевых гор с юго-западной стороны. 1908 год.

Сразу же после Февральской революции мост получил новое название — Краснолужский: в честь урочища Красный Луг, расположенного перед мостом. Такое же название получила и улица Красный Луг (с 1967 г.- улица Потылиха). 

05. Проезд под аркой Моста императора Николая II на правом берегу Москва-реки. 1907 год.
05. Проезд под аркой Моста императора Николая II на правом берегу Москва-реки. 1907 год.

В 2001 году, после реконструкции, мост стал называться Новым Краснолужским. Но уже постановлением Правительства Москвы от 26.11.2002 № 978 мост, уже не тождественный прежнему мосту, был переименован в Лужнецкий. Переименование нельзя признать удачным, ибо Лужнецким же именуется и метромост в Лужниках. И в документах Правительства железнодорожный мост продолжает называться Краснолужским.

Современный Лужнецкий мост построен в 2001 году на опорах, на которых стоял старый Краснолужский мост (мост Николая II) постройки 1905-1907 годов. По сути, Лужнецким мостом был в 2000 году заменен Старый Краснолужский мост, который, используя опыт сооружения Андреевского моста, переместили на баржах на 2 км выше по течению реки и реконструировали в пешеходный мост имени гетмана Богдана Хмельницкого (Киевский мост).

06. Пешеходный мост имени гетмана Богдана Хмельницкого около Киевского вокзала
06. Пешеходный мост имени гетмана Богдана Хмельницкого около Киевского вокзала

Современный Лужнецкий (Новый Краснолужский) мост представляет собой русловое пролетное решетчатое строение из стали с примыкающими балочными пролетами, под которыми осуществляется движение автомобилей и пешеходов. Перила конструкции также решетчатые, однако они были изготовлены для старого моста и для их литья использован чугун. 

07. Лужнецкий мост - вид со стороны Новодевичьей набережной
07. Лужнецкий мост - вид со стороны Новодевичьей набережной

При строительстве Третьего транспортного кольца на месте старого моста были выстроены не только Лужнецкий (Новый Краснолужский) железнодорожный мост, но и Бережковский автомобильный мост. На старые же опоры Краснолужского моста как упоминалось выше, встал совершенно новый мост, который выполняет те же функции, что и раньше: является железнодорожным мостом Малого железнодорожного кольца. 

Пройдемся теперь по самому мосту со стороны Новодевичьей набережной к Бережковской

08. Лужнецкий мост - вид со стороны Новодевичьей набережной
08. Лужнецкий мост - вид со стороны Новодевичьей набережной
09. Железнодорожной полотно Лужнецкого моста - здесь проходят линии МКЦ
09. Железнодорожной полотно Лужнецкого моста - здесь проходят линии МКЦ

Вот те самые, упомянутые выше, чугунные решетки

10. Чугунные решетки Лужнецкого моста
10. Чугунные решетки Лужнецкого моста

Новому мосту достались исторические башни облицованные серым гранитом, а также монументальные гранитные шары

11. Башенки опор Лужнецкого моста. Как мы видим, на левых башенках начертано: 1905 - год начала строительства, а на правых: 1907 - год успешного окончания строительства моста
11. Башенки опор Лужнецкого моста. Как мы видим, на левых башенках начертано: 1905 - год начала строительства, а на правых: 1907 - год успешного окончания строительства моста
12. Левая башенка опры моста
12. Левая башенка опры моста
13. Правая башенка опоры моста. "Белая табличка", что видна рядом с проходом под башенкой говорит о том, чтобы пешеходы смотрели под ноги...)
13. Правая башенка опоры моста. "Белая табличка", что видна рядом с проходом под башенкой говорит о том, чтобы пешеходы смотрели под ноги...)

Виды Москвы с моста потрясающие...

12. Вид Москвы с Лужнецкого моста - вид в сторону Нового Арбата
12. Вид Москвы с Лужнецкого моста - вид в сторону Нового Арбата
13. Главные фермы моста
13. Главные фермы моста
14. Вид в сторону Новодевичьей набережной
14. Вид в сторону Новодевичьей набережной
15. Крепеж конструкций моста на множестве крупных болтов...
15. Крепеж конструкций моста на множестве крупных болтов...
16. Вид в сторону Бережковской набережной
16. Вид в сторону Бережковской набережной
17.
17.
18. Башенки опор моста на Лужнецкого набережной
18. Башенки опор моста на Лужнецкого набережной
19. Вид в сторону Новодевичьего монастыря
19. Вид в сторону Новодевичьего монастыря
20. Вид в сторону Новодевичьей набережной
20. Вид в сторону Новодевичьей набережной
21. Автомобильные проезды на Бережковской набережной
21. Автомобильные проезды на Бережковской набережной
22. Вид на мост со стороны Бережковской набережной
22. Вид на мост со стороны Бережковской набережной
23. Новый Краснолужский мост (Лужнецкий мост) (Бережковский) - вид с Бережковской набережной в сторону Воробьевых гор
23. Новый Краснолужский мост (Лужнецкий мост) (Бережковский) - вид с Бережковской набережной в сторону Воробьевых гор

С моста открывается превосходный вид на Лужнецкую набережную по одну сторону и Новодевичью - с другой. За набережной находится знаменитый Новодевичий монастырь. Можно увидеть с моста и живописные Воробьевы горы, расположенные напротив Лужнецкой набережной. Правда вид в сторону Лужников с моста не очень, поскольку несколько мешает автомобильный мост.

24. Панорама акватории Москва-реки с Бережковской набережной - вид на Новодевичий монастырь (слева в кадре), Новый Лужнецкий мост и Воробьевы горы
24. Панорама акватории Москва-реки с Бережковской набережной - вид на Новодевичий монастырь (слева в кадре), Новый Лужнецкий мост и Воробьевы горы

Мост довольно основательно отметился в советском шпионском многосерийном детективе «ТАСС уполномочен заявить», поставленный по одноимённому роману Юлиана Семёнова - это знаменитая сцена захвата шпиона, который делал закладку в опоре Краснолужского моста... Ролик можно посмотреть в комментариях ниже) 

Источники:

Девлеткамов М. Газета «Достоинство», № 1. 1999 г.

Носарев А.В., Скрябина Т.А. Мосты Москвы. Мосты через Москву-реку и канал им. Москвы : (Инженерно-исторические очерки). Анатолий Носарев, Татьяна Скрябина. М. : Вече, 2004.

Москва: Энциклопедия. гл. ред. С.О. Шмидт; сост.: М.И. Андреев, В.М. Карев. М. : Большая российская энциклопедия, 1997.


© Vladimir d’Ar, 2021

Error

Anonymous comments are disabled in this journal

default userpic

Your IP address will be recorded