Владимир (vladimirdar) wrote,
Владимир
vladimirdar

Category:

Церковь Спаса Преображения в селе Большие Вязёмы. Усадьба Большие Вязёмы. Часть 2.

Вязёмы - 05.jpg
Всего 51 фото

Уса́дьба (Большие) Вязёмы - историко-архитектурный ансамбль XVI-XIX веков, бывшая царская, боярская и княжеская резиденция. Усадьба расположена в посёлке Большие Вязёмы на берегу реки Вязёмки в Одинцовском районе Московской области, в 30 км от МКАД. Усадьба входит в комплекс Государственного историко-литературного музея-заповедника А.С. Пушкина. Об усадьбе будет отдельный материал, а вот насчет Преображенской церкви просто необходим отдельный пост, на который я и сошлюсь впоследствии в основной статье об усадьбе.

Впервые название Вязёмы встречается в документах XVI века. При Иване Грозном Вязёмы были последней станцией перед Москвой по Большой Смоленской дороге. Тогда село называлось Никольское-Вязёмы - видимо, в связи с некогда существовавшей здесь деревянной церковью. В конце 1584 года село было подарено царём Фёдором I Иоанновичем своему шурину Борису Годунову, который немедленно затеял здесь большое строительство.

Мы с тщанием осмотрим Преображенскую церковь и погрузимся в ее богатую историю. Будет много фото.

Семиглавый, четырёх престольный, двухэтажный храм был воздвигнут в старинном селе Никольское-Вязёмы царём Борисом Годуновым в конце XVI века: вероятно с 1584 по 1600 годы. Храм вырос напротив Царского деревянного дворца. Богатое царское село, расположенное на дороге, ведущей из западных пределов государства в Москву, имело торжок, каменную плотину. В селе существовала в то время деревянная Никольская церковь, а также небольшой монастырь, посвящённый святому апостолу и евангелисту Иоанну Богослову. Возведённый  белокаменный храм посвятили Живоначальной Троице.
02.
1880-1890 гг.
Преображенская церковь. 1880-1890 гг.


В начале XVII века, а именно в 1606 году, по пути в Москву, в храме в Никольском-Вязёмах молилась невеста Лжедмитрия I-го Марина Мнишек. Путешественница в своих дорожных записях отметила, что церковь воистину царская, красиво украшенная. Бывал здесь и сам Самозванец: однажды он печально прославился в селе, устроив в нём, неподалёку от церкви, зимний (на Масленицу) потешный бой с нешуточными обидами русским боярам – в снежки, летевшие в русских, немецкие и польские наёмные воины вкладывали камешки, песок и даже свинцовые пули, и в результате такого мошенничества оказалось немало пострадавших.
03.
1898 год
1898 год. Хорошо видно прежнее остекление храмовой галереи.

В смутное время (начавшееся после 1605 года и длившееся, приблизительно, до1620-го) храм подвергался разорению и поруганию. Он был разграблен, стены его по росписям исчерканы так называемыми граффити, то есть именами поляков, датами их «посещения» святыни и, в некоторых случаях, указаниями на то, чем они в храме занимались.
04.
Вязёмы - 116.jpg

Быть может, зимой 1618-1619 годов в селе можно было видеть встречу Патриарха Филарета, отца царя Михаила Фёдоровича Романова, московским духовенством и боярами, которая произошла, согласно рисунку в летописи, на мосту через речку Вязёмку. Патриарх возвращался в столицу из польского плена. По другой версии, рисунок говорит о встрече на мосту через Москву-реку в районе Николиной горы.
05.
Вязёмы - 06.jpg

Отец Петра Великого, царь Алексей Михайлович, часто проезжал через своё дворцовое имение Никольское-Вязёмы, следуя в Саввино-Сторожевский монастырь в Звенигород. Он любил вязёмскую церковь и вносил в неё щедрые дары.
06.
Вязёмы - 108.jpg
Преображенский храм - вид с южной стороны

Его сын, Пётр, отписал Никольское-Вязёмы своему воспитателю князю Борису Алексеевичу Голицыну, который не замедлил переименовать Троицкую церковь в Преображенскую. Поступок дерзкий и труднообъяснимый, красноречиво говорящий о том, кто в стране хозяин, и откровенно характеризующий «хозяев»  как людей самоуверенных и бесчувственных к духовному содержанию жизни. Этим лихим переименованием он решил прославить, может быть, преобразовательную деятельность своего державного воспитанника. А может быть, в новом посвящении центрального алтаря празднику Преображения Господня сыграли роль и воспоминания о славных годах в селе Преображенском, где вызревали будущие реформы, изменившие жизнь Руси-России. Известно, что Пётр I Вязёмы однажды посетил.
07.
Вязёмы - 112.jpg
Вход на территорию храма

В 1797 году в Вязёмы прибыл Государь Император Павел I, объезжавший видных сановников Москвы и губернии после своей интронизации. Князь Н.М. Голицын угощал Его Величество обедом...

Начинаем обходить храм по часовой стрелке
08.
Вязёмы - 113.jpg

Война 1812 года вновь изранила и опустошила церковь, исполосовала её новыми именами, на этот раз французских оккупантов. Некоторые святыни храма были вывезены в Москву и там скрыты в земле, в садах частных домовладельцев. А в доме Голицыных, предположительно в библиотеке, на короткое время останавливался Наполеон. Перед ним в тех же покоях ночевал фельдмаршал князь М.И. Кутузов. Главнокомандующий русских войск, человек искренней и испытанной в сражениях веры, вряд ли мог пройти мимо Преображенской церкви и не помолиться в ней, перед советом в Филях.
09.
Вязёмы - 08.jpg

С самого конца XVIII и до середины XIX века Вязёмами владели последовательно два брата: сначала князь Борис Владимирович Голицын, а с 1813 – князь Димитрий Владимирович. Оба – боевые генералы, участники Бородинского сражения, герои Отечественной войны 1812 года. Борис, кроме того, талантливый поэт и прозаик, весьма образованный человек, захоронен в стене храма. А Димитрий – выдающийся государственный деятель, член Государственного совета, светлейший князь, генерал-губернатор Москвы с 1820 по 1844 годы. Его стараниями восстанавливалась первопрестольная после войны с Наполеоном и великого московского пожара.
10.
Вязёмы - 07.jpg
Открытая галерея с южной стороны церкви

До недавних пор утверждалось, что в 40-е годы ХIХ века в имении Голицыных гостил Н.В. Гоголь. Он жил в Вязёмах у своего друга, профессора Московского Императорского университета, историка и поэта С.П. Шевырёва, породнившегося с Голицыными. Действительно ли это было так, или всего лишь предположение, сейчас уже трудно сказать.

Архитектура

Архитектура Преображенского храма Больших Вязём известна как годуновский стиль (или годуновский классицизм).
11.
Вязёмы - 12.jpg

За двадцать лет своего фактического царствования в России, которое началось еще при живом Федоре Иоанновиче, Борис Годунов, развернувший массовое каменное строительство по всей стране, успел сформировать целое отдельное направление в зодчестве. Немало тому помогли многочисленные иностранные (и итальянские в том числе) мастера, по его приглашению буквально потоком хлынувшие на Русь.
12.
Вязёмы - 14.jpg

Иностранные зодчие не устраивали революций, в своих постройках ориентировались на стиль древнерусской архитектуры, но привнесли в него ренессансные черты, главными из которых стали четкость и выверенность пропорций, абсолютная симметрия всех частей здания (в частности, пары приделов) и некоторые классические элементы, применяемые при строительстве (пилястры на фасадах, скругленные кокошники, тонкая профилировка кирпичных карнизов, см. детальные фото ниже).
13.
Церковь Преображения Господня в Вяземах
Западный фасад храма. Рисунок выполнен академиком В.В. Сусловым с натуры. 1896 г.

14.
Вязёмы - 110.jpg

Наибольший интерес с художественно-исторической точки зрения представляет верхний храм, куда ведет широкая лестница, восстановленная на месте снесенной в 1960-х годах поздней колокольни, не простоявшей и века.
15.
Вязёмы - 109.jpg
Западный портал верхнего храма


Ниже представлен продольный разрез Преображенской церкви - вид с южной стороны...
16.
Разрез Преображенской церкви - вид с южной стороны

... и в плане...
17.
262195_original  - 3.jpg

Традиционное пятиглавие, аркатурные пояса на барабанах, пирамидальная структура зданий, «воздушные» галереи (как правило, двухъярусные), опоясывавшие храмы с трех сторон, - все это лишь добавляло творениям «годуновских» зодчих легкости и изящества.
18.
Вязёмы - 11.jpg

Четверик верхней церкви поражает прежде всего своей высотой (особенно после посещения нижнего храма). Глядя на Спасо-Преображенский храм снаружи, этой «внутренней» устремленности вверх как-то не предполагаешь - виной тому, быть может, двухъярусная галерея, как бы скрадывающая немалый «рост» постройки.
19.
Вязёмы - 15.jpg

Второе, что производит немалое впечатление, - это росписи, которым уже примерно четыреста лет. Когда-то фрески покрывали стены храма, его своды и столпы сплошным цветным ковром; позже они были частично записаны сверху масляной живописью; ныне оттого ковра остались лишь фрагменты - но довольно значительные.
20.
Преображенский храм - Большие Вяземы
Интерьер верхнего храма. Фото стороннее, автор Natalia. Портал azbuka.ru.


Осмотрим отдельные архитектурные детали северной стороны храма
21.
Вязёмы - 17.jpg
Северный придел

22.
Вязёмы - 16.jpg
Северный придел


23.
Вязёмы - 21.jpg
Северный придел

24.
Вязёмы - 19.jpg
Открытая галерея с арочными проемами


25.
Вязёмы - 22.jpg
Архитектурные детали

26.
Вязёмы - 20.jpg
Западный портал северного придела - вход с открытой галереи

27.
Вязёмы - 23.jpg
Лестничный подъем


28.
Вязёмы - 27.jpg

29.
Вязёмы - 26.jpg

Таков вязёмский Спасо-Преображенский храм. В XIX веке он был «обезображен» (по ряду мнений) пристройкой к нему с запада совершенно не гармонирующей с церковью колокольни и устройством четырехскатной крыши, скрывшей под собой закомары основного объема, но в XX столетии реставраторы вернули храму первоначальный облик.
30.
Вязёмы - 18.jpg
Отдельно стоящая колокольня с северной стороны храма. XVI век.

В течение 50-х – 70-х годов XX века, были разрушены трехъярусная колокольня постройки 60-х годов XIX века, а также ведшие от колокольни к храму галереи. Было ликвидировано остекление гульбищ, снята и расчленена на куски редкая белокаменная корона под Крестом, венчавшая центральную главу. Храм использовали как столовую, лабораторию, склад. В тот же тридцатилетний период в храме постоянно велась вялотекущая «реставрация»...
31.
Вязёмы - 13.jpg

Реставраторы снесли кровлю над верхним гульбищем, чем нанесли зданию серьёзный ущерб. Впрочем, их же коллеги, через два десятка лет, её восстановили. Вообще же, реставраторы делали, что могли, что допускала в то время система.
32.
Вязёмы - 10.jpg

Разрушенную церковь они в целом восстановили в параметрах годуновской эпохи. Восстановили также и редкую, единственную уцелевшую (среди прочих подобных) звонницу, построенную, вероятно, незадолго до возведения храма, годах в 80-х XVI столетия.
33.
Вязёмы - 24.jpg
Поклонный крест

Возобновление приходской жизни началось в декабре 1992 года. В 2000 году рядом с храмом построили Центр Духовного развития молодёжи (ныне школа). В 2007 году  было восстановлено остекление нижнего гульбища, что позволило сделать нижнюю галерею тёплой, и снова расширило площадь храма в несколько раз (от 42 кв.м. до 160 кв.м.). В настоящее время община храма, клир и прихожане, осуществляют просветительскую и благотворительную деятельность.
34.
Вязёмы - 28.jpg

35.
Вязёмы - 25.jpg
Церковная ограда с восточной стороны

36.
Вязёмы - 29.jpg

У алтаря храма покоится прах Николая Сергеевича Пушкина, умершего в 1807 году в возрасте шести лет, младшего брата великого русского поэта.
37.
Вязёмы - 34.jpg

Сам Александр с бабушкой своей, Марией Алексеевной Ганнибал, и с сестрой Ольгой ходил в Преображенскую церковь из Захарова, к воскресной Литургии, и его первые духовные впечатления и переживания связаны, несомненно, с Большевязёмской церковью. Возможно, он знаком был с богатой библиотекой князей Голицыных, находившейся в центральном усадебном доме, построенном в 50-е годы XVIII века. Детские впечатления поэта вызвали к жизни, впоследствии, и драму «Борис Годунов», и повести «Пиковая дама», «Дубровский», «Барышня-крестьянка».
38.
Вязёмы - 30.jpg

39.
Вязёмы - 31.jpg

Остатки храмового некрополя
40.
Вязёмы - 32.jpg

41.
Вязёмы - 33.jpg

42.
Вязёмы - 94.jpg
Вид Преображенского храма с восточной стороны

43.
Вязёмы - 09.jpg
Глава южного придела

44.
Вязёмы - 103.jpg
Южный придел

В Спасо-Преображенском приделе установлен новый иконостас - с новыми же иконами. С фоном, представленным старыми фресками, он несколько конфликтует, но тут уж ничего не поделаешь: богослужения в храме совершать необходимо - не до эстетического снобизма. Прежний резной золоченый иконостас с образами работы мастеров Оружейной палаты, устроенный в храме в конце XVII века тщанием Б.А. Голицына, был разобран и, надо думать, «утилизован» после закрытия церкви в 1938 году.
45.
Вязёмы - 97.jpg

С западной стороны храма за церковной оградой выложены уцелевшие археологические находки найденные во время реставрационных и планировочных работ
46.
Вязёмы - 126.jpg

47.
Вязёмы - 127.jpg

Сохранились даже средневековые могильные плиты с так называемыми «вилочковыми» крестами. Подробнее о них вот в этом моем материале.
48.
Вязёмы - 130.jpg

49.
Вязёмы - 129.jpg

Примечательна белокаменная плита 1960-го года, упоминающая о существовании белокаменной короны 1690-го года, что находилась под крестом центральной главы Церкви Спаса Преображения в период 1584 - 1698 гг. и снятая в 1960 году. Возможно, обломки видимые вокруг и есть остатки этой самой короны.
50.
Вязёмы - 128.jpg

51.
Вязёмы - 118.jpg

Удивительный душевный храм! Это тот самый случай, когда История и ее посылы окружает тебя и, ты прикасаясь к ней узнаешь что-то такое новое, что не описывается ни словами, ни фотографиями. Однако, думаю, кое-что важное мне удалось передать читателю)

Источники:

Доминяк Э.И. Владимир Васильевич Суслов - создатель первого проекта реставрации церкви Преображения в с. Большие Вяземы.
Карташёв П. Спасо-Преображенская церковь села Большие Вязёмы. М. 2006.
Митрахович Саша. Архитектура Преображенского храма Больших Вязем. 16.12.2017.
Новиков В.И. Большие Вязёмы. М. Московский рабочий. 1988.
Официальный сайт Храма Преображения в селе Нижние Вязёмы.
Суслов, Владимир Васильевич. Памятники древнего русского зодчества. Вып. 2. Лист 1. Церковь Преображения Господня в селе Вяземах Московской губернии Звенигородского уезда, построена в XVI в. Борисом Годуновым. Санкт-Петербург. 1896.
Tags: архитектура, борис годунов, годуновский стиль, история, нижние вязёмы, преображенский храм, усадьба нижние вязёмы, храм, храм преображения в селе нижние вязёмы, церковь
Subscribe

Recent Posts from This Journal

  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your IP address will be recorded 

  • 31 comments

Recent Posts from This Journal