Блог о моих ощущениях этого Мира

Размышления о себе, других и Мире...

Previous Entry Share Next Entry
Храм святого Трифона в Напрудном или Откуда есть пошло Чудо "Скорой Помощи"
vladimirdar
Церковь Трифона ы Напрудном
Всего 31 фото

Давно уже я собирался рассказать об этом удивительном, небольшом, но возвышенном храме святого Трифона в Напрудном, что в Москве на Рижской. В начале лета я выложил в ЖЖ пост о святом Трифоне, где поведал об этом христианском и практически уже исконно русском святом. И поскольку поисковые запросы на ключевое слово «святой Трифон» по данным метрики у меня занимает самое высокое место из всех, я подумал, что рассказать о храме святого Трифона в Напрудном с легким погружением в исторический контекст будет для многих очень актуально, востребовано, да просто, любопытно, с одновременной возможностью осмотреть его внимательно и со всех сторон.

Храм святого Трифона в Напрудном является интереснейшим архитектурным объектом и важнейшим памятником древнерусского зодчества в столице, поскольку это практически единственный уцелевший и древнейший русский храм XV-го века вне границ Московского Кремля, исключая, по всей видимости, Спасский собор Андроникова монастыря. Его история любопытна, таинственна, загадочна, как и сама историческая личность святого Трифона и связанные с ним чудеса. Я не буду подробно останавливаться на истории этого святого - о нем можно прочитать в моем посте, ему посвященном. Здесь же мы узнаем о самом храме святого Трифона, его истории происхождения и строительства, многочисленных загадках и вопросах, которые во многом остались пока неразгаданными нашими современниками.

Поводом для появления этого храма стала известная легенда с обретением в этих исконно великокняжеских охотничьих угодьях утерянного царского кречета сокольничим Трифоном Патрикеевым, которому под страхом смерти была поставлена задача - отыскать любимую птицу великого князя. Во сне ему явился святой Трифон и вернул чудесным образом кречета своему тезке. Якобы сокольничий Трифон в благодарность святому дал обет построить в этом месте обретения дражайшей птицы храм в его честь, что и сделал вскоре.
02.
Вход к Храму святого Трифона в Напрудном

В этом мифе смешалось очень многое. Ранее считалось, что Трифон Патрикеев служил Ивану Грозному, но при археологических раскопках оказалось, что каменный храм уже существовал к 1492 году и к периоду его правления не имеет непосредственно прямого отношения. Есть соображения, что имелся ввиду не Иван Грозный, а Иван III, которого тоже звали «Грозный». Кстати, князь Иван Юрьевич Патрикеев был реальной исторической личностью и играл видную роль при дворе Ивана III… На печати Патрикеева был изображен как раз всадник с соколом, и этот образ соответствует русско-православному каноническому изображению святого Трифона (в том числе и на фреске, находившейся на алтарной апсиде церкви в Напрудном), - при том, что византийская традиция изображает Трифона стоящим в рост, и не с соколом, а с крестом в руке. Есть также сведения, что при Иване Васильевиче Грозном эту церковь, что являлась тогда каменной, уже перестраивали.
03.
Ворота к Храму святого Трифона в Напрудном

Существует другое, очевидно, более достоверное предание, относящее чудодейственное вмешательство святого Трифона к XIV-му столетию. Однажды на охоте у Великого князя Московского Ивана Даниловича по прозвищу Калита (1325-1340 гг.) улетел любимый кречет, и он приказал сокольнику, во что бы то ни стало разыскать его в три дня. Долгие поиски были тщетны. Измученный ловчий на третий день остановился около Напрудного села и заснул крепким сном под деревом. Перед этим он усердно помолился  святому Трифону: «...Угодник Божий, чью память чтит сегодня Святая Церковь, помоги мне найти великокняжеского кречета, и я даю обет создать храм во имя твое на сем месте...». И предстал пред ним во сне благолепный юноша на белом коне, держа на руке великокняжескую птицу…
04.
Святой Трифон с копьем

Проснулся сокольник, а на руке у него действительно сидит пропавший сокол. А на том месте, где приснился ему чудный сон, и был построен  храм  во имя  Трифона, так как ловчая птица нашлась 1 февраля по старому стилю, в день памяти  святого. А в церкви был поставлен его образ, на котором  святой  изображен так, как предстал сокольничему в сновидении - на коне и с кречетом на руке.
05..
В Напрудном. Трифоновский храм.

Однако, скорее всего, на этом месте уже существовала деревянная сельская церковь еще при Иване Калите (о чем есть письменные подтверждения) и, только, значительно позже появилась каменная, очевидно, построенная из-за явления в этих месах христианского святого, расцененного, естественно, как великое чудо. Наверняка великий князь поддержал идею строительства каменного храма, тем более это чудо произошло в его дворцовом селе.
06.
Храм святого Трифона на Рижской

Легенда имеет еще один важный аспект: она показывает значимость села Напрудного. Еще со времен Ивана Калиты оно было великокняжеским. Сюда, на Великий пруд и в Сокольничий лес, любили приезжать великие князья и цари с соколами и кречетами для охоты на водяную или, как тогда говорили, «мокрую» птицу. Эта традиция дожила до времен Алексея Михайловича.
07.
Храм святого Трифона в Москве
08.
Территория храма святого Трифона в Напрудном

Но и это все не главное, а главное то, что в конце пятнадцатого века в этом дворцовом селе Напрудном на невысоком холме близ пруда, существовавшего еще в конце прошлого столетия, был возведен этот небольшой, но удивительно одухотворенный явленным чудом белокаменный храм во имя святого Трифона.
09.
Трифоновский храм на Рижской в Москве

Загадками является само появление этой церкви как архитектурного сооружения, и по сути, имя зодчего, кто ее возводил, а также примененные новаторские приемы строительства для тех времен. Это был один из первых каменных храмов посадского типа, где бесстолпная конструкция обусловила появление крестчатого (крещатого) свода и как следствие этого - трехлопастного завершения фасадов. Сочетание двух строительных материалов (белого камня в стенах, цоколе,  порталах  и кирпича — в сводах, барабане и деталях), в Москве впервые примененное в Успенском соборе Кремля, вероятно, было особенно характерным для ранних построек этого типа.

В отсутствие точной летописной датировки ученые, прежде всего, сопоставляют архитектурные детали и приемы различных церквей подходящего периода. Трифоновская церковь и здесь дает пищу для размышлений. Главная ее загадка - т.н. «крещатый свод», сложный инженерный прием, который считается изобретением именно московских мастеров конца XV - начала XVI века.
10.
Крещатый свод Храма святого Трифона

Но в пользу датировки церкви XV веком С.В. Заграевский приводит несколько простых фактов. «К середине XVI века в значимых великокняжеских (с 1547 года - царских) подмосковных селах уже были построены такие храмы, как Вознесения в Коломенском и Усекновения главы Иоанна Предтечи в Дьякове. Поставить с ними в один ряд Трифоновский храм, конечно же, невозможно… Храм Трифона в Напрудном невелик по размерам, имеет приземистые пропорции, небогатый декор, простые «раннемосковские» порталы и неаккуратно разбитый план».
11.
План храма святого Трифона в Напрудном

При Иване III в Москве работали не только заграничные архитекторы и мастера из не менее далекого Пскова. У великого князя были и местные, московские зодчие. Но лучшие были заняты на «госзаказе» в Кремле, а в подмосковное великокняжеское село могли направить мастеров поскромнее. Что случилось во время планировки Трифоновского храма, почему его основание «кривое» - сейчас уже трудно сказать. Можно списать на недобросовестность подрядчиков… Или заказчиком и в самом деле выступил не лично великий князь, а его сокольничий?)

Никто, кроме великого князя или без его соизволения, не мог построить храм в великокняжеском селе. Получается странная ситуация: с одной стороны, в строительстве был применен сложный инженерный прием и новая для того времени строительная техника (белокаменные стены и кирпичные своды), с другой стороны - план церкви действительно «неаккуратный», стены в буквальном смысле не параллельны друг другу.
12.
Церковь Трифона ы Напрудном

Что касается даты постройки, с Заграевским также согласна Наталья Горбачева: «Доказательством истинности предания является изображение мученика Трифона на иконе в его московском храме именно таким, каким он явился сокольничему - на белом коне с соколом на руке. Для подобного изображения, названного в народе «русской иконой» св. Трифона, нет мотивов ни в житии этого угодника, где сказано, что он пас домашнюю птицу, ни в церковных молитвословиях, которые почитают его защитником полей и огородов от вредных насекомых. Греческая иконография знает образ Трифона, запечатленного пешим и с крестом в руке, а иногда еще и с ножом для обрезки виноградных лоз.
13.
Храм святого Трифона в Напрудном

В княжение Василия I (1389–1425 гг.) соколиная охота приобрела такой размах и значение, что изображение конного сокольника с птицей в руке получило даже статус государственного герба Москвы, он даже чеканился на монетах. Монеты Василия II Темного (1425–1462 гг.) тоже имеют изображение всадника с соколом в руке. Конный сокольник в правление Иоанна III (1462–1505 гг.) исчезает с московских монет, заменяясь постепенно Георгием Победоносцем, однако появляется на родовой печати князей Патрикеевых. Учитывая выводы профессора С.В.Заграевского о строительстве храма в 1470–1480 гг., к этому времени следует отнести и чудо с соколом, давшее повод к возведению храма мученика Трифона в Напрудном»...
14.
Храм святого Трифона в Москве на Рижской

При императрице Елизавете в приходе Трифоновской церкви одно время собирались устроить первое в Москве городское кладбище за чертой города, а саму церковь превратить в кладбищенский храм для совершения служб и панихид и отпеваний покойников. Это было связано с указом императрицы, запрещавшим погребать умерших в приходах центральных церквей и повелением закрыть все кладбища на пути из Кремля в ее Лефортовский дворец. Однако эта идея не осуществилась, так как Напрудное с небольшой церковью не подошло для создания там большого кладбища, и его основали в Марьиной роще с Лазаревским храмом. А после эпидемии чумы 1771 года, когда на соседней Крестовской заставе открыли Пятницкое кладбище, а дома в округе сожгли, Трифоновская церковь долго стояла без прихода, так, что ее даже собирались за ветхостью снести. Но одумались и не тронули этот очень древний и красивый храм.
15.
Западный килевидный портал храма святого Трифона в Напрудном

А вскоре в нем появилась бесценная святыня - частицы от св. мощей Трифона, которые почивали в Черногорском городе Бака Котарская. Произошло это вот как.

В 1800 году в Москву приезжал архимандрит из Черногории Стефан Вукотич. Узнав об этом, серебряных дел мастер Трифон Добряков предложил за свой счет соорудить раку для находящихся в черногорском городе Которе мощей мученика Трифона. Спустя время Петр Негош прислал Добрякову в благодарность за благодеяние три частицы мощей от мученической главы св. Трифона. В 1812 году Добряков поднес эту святыню Александру I, а в 1819-м она была передана в церковь Трифона в Напрудном и в дорогих ковчежцах «вделана» в икону св. Трифона с соколом в руке.
16.
Западный портал - вход в храм святого Трифона в Москве

Вскоре после этого храм стал центром прославившегося на всю Москву Трифоновского богомолья. Появились средства. В начале XIX века к западу от церкви Трифона были возведены колокольня и трапезная (к этому времени в храме были пробиты новые окна, надложены углы трифолия, устроена четырехскатная кровля, барабан получил высокую декоративную главку, храм был оштукатурен).

В 1825 году к церкви был пристроен южный Никольский предел, в 1861 году - северный Филаретовский предел. В 1889-1895 годах с запада была пристроена еще одна колокольня, а на месте старой трапезной была возведена новая трапезная-храм с куполом и двумя пределами (также Никольским и Филаретовским). Древняя Трифоновская церковь визуально смотрелась как алтарная часть нового храма.

В 1889–1895 годах почти все пристройки XIX века разобрали, и по проекту архитектора П.П.Зыкова-младшего построили новую, с высокой колокольней и куполом церковь, вмещавшую три с половиной тысячи богомольцев. Древний храм примыкал к ней с востока. Новый Никольский предел освятили в 1896 году, Филаретовский - в 1898 году. Самый большой колокол весил 560 пудов (9 тонн). Сейчас это трудно представить, но Трифоновская церковь в итоге стала одной из самых больших в Москве!

Вот так выглядела колокольня храма святого Трифона в 1901 году. Впечатляет, не правда ли!
17.
Трифоновская церковь - 1895 год

Но на этом «архитектурные приключения» храма не закончились. Наступило новое время - революционное и безбожное. Но некоторое время после Октябрьской революции отдаленную Трифоновскую церковь не закрывали. Известно, что в феврале 1925 года в храмовый праздник Литургию в храме св. Трифона незадолго до смерти служил св. патриарх Тихон.

И уже в 1920-е годы начались работы по изучению и восстановлению облика древнейшего московского храма. Конечно, не обошлось без участия знаменитого спасителя московских архитектурных шедевров, Петра Барановского.
18.
Храм святого Трифона в Москве на Рижской

Для верующих церковь была закрыта в 1931 году. Часть церковных ценностей и икон, в том числе и знаменитую чудотворную икону с частицами мощей мч. Трифона, перенесли в соседний храм Знамения иконы Божией Матери, что в Переяславской слободе (к которому сегодня приписан храм мученика Трифона). Остальное было разграблено. Написанную на апсиде храма древнюю фреску мч. Трифона отправили на хранение в Третьяковскую галерею.

От полного разрушения церковь спасло ходатайство многих архитекторов. Но все же предусмотрительно были сделаны обмеры церкви на случай ее уничтожения. В 1932 году была произведена радикальная реставрация: направленными взрывами были «отстрелены» пристройки XIX века. Церковь Трифона, одна из крупнейших церквей Москвы, вернулась к изначальным средневековым размерам. Работы проводились под руководством П.Д. Барановского и Л.А. Давида.

В результате реставрации 1947-1948 годов его архитектурно-художественный облик восстановлен с достаточной полнотой. Фасады храма, завершенные трехлопастными кривыми, расчленены лопатками на три части. Средняя закомара имеет килевидную форму. Горизонтальная кирпичная тяга - пояс и цоколь «крепуется» на пересечении с лопатками, которые благодаря этому приобретают вид пилястр. Тяга, отделяющая трехлопастное завершение от главного объема, соответствует пятам крестчатого свода, перекрывающего внутреннее пространство.
19.
Храм святого Трифона в Москве на Рижской

Храм  завершен глухим барабаном со шлемовидной главой и килевидными кокошниками в основании. Над юго-западным углом восстановлена однопролетная звонница (нижние части ее столбов сохранились изначально). Внутреннее помещение  храма  освещается двумя оконными проемами, расположенными над килевидными — западным и  южным  —  порталами, а также двумя щелевидными окнами в алтарной апсиде.
20.
Южный килевидный портал храма святого Трифона в Мсокве
21.
Детали килевидного южного портала храма святого Трифона в Москве

Порталы с килевидными завершениями, многообломными импостами и каннелюрированными бусинами типичны для раннемосковского зодчества. Форма завершений порталов перекликается с килевидными завершениями трифолиев и килевидными кокошниками под тонким и высоким барабаном, и благодаря этим архитектурным приемам Трифоновский храм производит впечатление очень «стройного» и устремленного вверх...
22.
Храм святого Трифона в Москве на Рижской

А потом… Больше 40 лет церковь стояла в запустении и только в 1992 году начались эпизодические богослужения. Сейчас около храма возведен церковный домик и ведется строительство других служебных помещений, благоустраивается территория.
23.
Церковный домик при храме святого Трифона в Напрудном
24.
Памятная табличка о дате строительства храма святого Трифона в Напрудном

В 2000 году торжественно отмечалось 1750-летие со дня преставления святого мученика Трифона. К этой дате в храм было проведено отопление, территория была огорожена забором и благоустроена, была построена звонница. Теперь храм был открыт круглый год. На Светлой седмице 2000-го юбилейного года впервые за многие годы из дверей Трифоновского храма вышел крестный ход.
25.
Храм святого Трифона в Москве на Рижской
26.
Церковь Трифона в Напрудном
27.
Южный портал Храма святого Трифона в Москве
28.
Южный портал храма святого Трифона в Москве

16 марта 2002 года возле храма святого мученика Трифона отмечены резными памятными столбами-знаками места разрушенных престолов - во имя святителя Николая...
29.
Место престола святителя Николая, что был разобран в 1932 году. Храм святого Трифона.

...и святого праведного Филарета Милостивого. Молебен с освящением этих столбов совершил настоятель храма протоиерей Феодор.
30.
Памятный знак на месте престола святого Филарета Милостивого


В Трифоновском храме хранятся чтимые святыни: крест с частицей Животворящего Креста Господня, частицы мощей многих угодников Божиих. Значительную часть этих святынь передал храму протоиерей Михаил Нейгум († 2001), который любил молиться в храме мученика Трифона в последние годы своей жизни.

Храм произвел на меня очень сильное трогательное и возвышенное впечатление. Земля вокруг церкви наполнена умиротворением и какой-то особенной благостью. Как будто эта святая земля выдохнула с облегчением от мрака десятилетий безбожества и иконоборчества.

Очень хотелось снять церковь изнутри, однако все оказалось не так просто. Одинокая служительница проявив резвость и фанатичную непримиримость категорически запретила фотографировать в храме (а я попросил разрешения на съемку), объяснив свою позицию указом свыше и тем, что она на послушании... так, что ограничусь одной фотографией с сайта о храме и своими личными ощущениями.
31.
Иконостас Храма святого Трифона

Внутри церковь кажется совсем маленькой и, в условиях Москвы, может показаться простой часовней. Однако воздушный бесстолпный свод храма, его древняя энергетика ввела меня в глубокое исступленное чувственное состояние слияния с ним. Тихая радость возрождения, струящийся мерцающий сквозь мрак свет от узких окон храма, его намоленные стены, все это говорит с тобой, отзывается на молитвы... Несмотря на "сверлящий взгляд" послушницы в спину, мне удалось все же получить то, чего я и ожидал - отклик святого Трифона, его доброе пожелание и благословление пребывать на своем Пути...

Источники:
Сайт Церкви иконы Божьей матери Знамение на Рижской
Материалы РусАрх
Интернет-журнал Сретенского монастыря
Церковь Знамения Пресвятой Богородицы в усадьбе Дубровицы, место где я впервые узнал ближе Святого Трифона


© Vladimir d’Ar


  • 1
Ну вот есть же такие религиозные фанатики... Почему нельзя снимать внутри, если спросил разрешения?...
Чудесный храм. А икона святого Трифона там есть? Она с мощами?

В Москве, в основном, "спрашивай - не спрашивай", все равно запретят, если заметят. Самая отмороженная реакция с какой я сталкивался, была в Перервинском монастыре...) Именно тогда у меня возникла идея классифицировать московские церкви по степени неприемлемости фотосъемки в церквях и на их территории. Для случая "перервинцев" я бы поставил "пять черных жирных крестов" из пяти возможных)

А одна из главных святынь Москвы - икона Святого Трифона с его мощами находится как раз в церкви иконы Божией Матери «Знамение» в Переяславкой слободе, что расположена у ст. м. Рижская. Как раз сейчас пишу об этой церкви, и возможно завтра выложу тоже. Церковь очень "намоленная", там совершенно неповторимая густая чу́дная "энергетика"! Эта икона ранее находилась как раз в этом Трифоновском храме, но ее перенесли в церковь Иконы Божией Матери «Знамение», когда в советские времена планировали уничтожить храм святого Трифона...

Edited at 2015-02-11 10:52 am (UTC)

Всегда думаешь, может быть просто вот так "повезло"... Я помню, боялась фотографировать в Шамординском монастыре, из-за строго запрета, а потом подошла к кому-то из монахинь и мне очень любезно объяснили, что пожалуйста, территорию снимайте, нельзя только внутри храма.

В церкви на Рижской я была!) Благодаря Вам!) Действительно, очень благодатное место в Москве.
Я ещё с большим удивлением нашла информацию, что Федор Конюхов (а он священник!)) открыл часовню на Садовнической улице, она у него там с окнами-иллюминаторами, в стене есть фрагмент крейсера "Варяг". Там он молится о путешествующих. В общем - уникальное место, захотелось его найти и съездить.)

В Московской области и далее, практически нет проблем со съемкой. Предупреждают только, что нельзя монахов и монахинь фотографировать. Но в московских церквях и монастырях лучше вообще не спрашивать разрешения, во-первых, все равно не разрешат и, будут, в результате, предупреждены, кто это потенциально хочет сделать, а во-вторых, так, хоть, что-то удастся оставить себе на память...) Еще одно очень категоричное место по противодействию съемке в Москве - Зачатьевский монастырь, что на Остоженке..., очень уж неприятное впечатление они оставили) Ссылаются на необходимое разрешение на съемку. Как правило, я для интереса спрашиваю, - а кто его дает? - обычно отвечаю, что типа - "матушка настоятельница", я говорю, - хорошо, я готов испросить у нее разрешения, а где она? И всегда ее не оказывается на месте...)

Насчет Конюхова я тоже недавно узнал, что он теперь в сане священника - на выставке "Корабль" в Галерее искусств, там есть несколько его работ и путевых карт. Выложу попозже... А где эта часовня, каков адрес?

Часовня Николая Чудотворца, м. Павелецкая, ул. Садовническая, д.77С4
Вот здесь не очень удачная (гламурное какое-то фото) - ссылка.
Он у нас в школе выступал, произвёл сильнейшее впечатление. Несгибаемый духовно человек, и в то же время мягкий, мудрый, добрый.

Да, теперь, ясно где...
Зайду туда обязательно, полюбопытствую, тем более часто там мимо проезжаю.
Спасибо!

А как лучше проехать?

Находится в пешеходной доступности от метро Рижская (минут 10-15) - из метро налево - в подземный переход и направо уже в самом переходе - выход к Проспекту Мира к его правой стороне если смотреть в центр, далее немного назад по Проспекту Мира к центру и от него поворачиваете направо на Трифоновскую улицу - и по ней прямо - дом 61, слева"по ходу", по карте хорошо все видно. Как ориентир - огромный корпус больницы МОНИКИ, церковь ситуационно расположена у них во дворе.

Edited at 2015-02-11 11:06 am (UTC)

Пожалуйста, Миш!) Только сейчас увидел твой комментарий)

Храм святого Трифона в Напрудном

Пользователь avdy_san сослался на вашу запись в своей записи «Храм святого Трифона в Напрудном» в контексте: [...] взят у в Храм святого Трифона в Напрудном или Откуда есть пошло Чудо "Скорой Помощи" [...]

Храм в честь иконы Божьей Матери «Нечаянная радость» в

Пользователь barucaba сослался на вашу запись в своей записи «Храм в честь иконы Божьей Матери «Нечаянная радость» в Марьиной Роще» в контексте: [...] Трифоновском храме в Напрудном [...]

Церковь Знамения Пресвятой Богородицы в усадьбе Дубро

Пользователь alatas сослался на вашу запись в своей записи «Церковь Знамения Пресвятой Богородицы в усадьбе Дубровицы» в контексте: [...] Трифоновской церкви [...]

Церковь Знамения Пресвятой Богородицы в усадьбе Дубро

Пользователь mary_snickers сослался на вашу запись в своей записи «Церковь Знамения Пресвятой Богородицы в усадьбе Дубровицы» в контексте: [...] Трифоновской церкви [...]

Церковь Знамения Пресвятой Богородицы в усадьбе Дубро

Пользователь barucaba сослался на вашу запись в своей записи «Церковь Знамения Пресвятой Богородицы в усадьбе Дубровицы» в контексте: [...] Трифоновской церкви [...]

Подворье Афонского Свято-Пантелеймонова монастыря ил

Пользователь sr_hamlet сослался на вашу запись в своей записи «Подворье Афонского Свято-Пантелеймонова монастыря или Храм Никиты Мученика на Швивой горке » в контексте: [...] ал древний храм - ранее именно он поднял из руин знаменитую церковь святого Трифона в Напрудном [...]

Храм иконы Божией Матери «Знамение» на Рижской - Как ув

Пользователь sr_hamlet сослался на вашу запись в своей записи «Храм иконы Божией Матери «Знамение» на Рижской - Как увидеть Поклонный крест из Крестовской часовни» в контексте: [...] совсем издалека. Икона перенесена в Знаменский храм из закрытого храма святого Трифона в Напрудном [...]

Храм иконы Божией Матери «Знамение» на Рижской - Как ув

Пользователь barucaba сослался на вашу запись в своей записи «Храм иконы Божией Матери «Знамение» на Рижской - Как увидеть Поклонный крест из Крестовской часовни» в контексте: [...] совсем издалека. Икона перенесена в Знаменский храм из закрытого храма святого Трифона в Напрудном [...]

Спасибо....Основательно...

Спасибо и Вам за комментарий...

  • 1
?

Log in

No account? Create an account