Николо-Пешношский монастырь - Колокольня, Некрополь, Никольский собор. Часть 3.

Продолжаем осмотр Николо-Пешношского монастыря. Мы остановились на Южной крепостной стене - фактически ее составляют в значительной степени корпуса Трапезной и Южного братского корпуса. Обходить южную стену снаружи мы не стали, ее прекрасно видно и так, да и не очень это было бы удобно сделать, кругом там «стройка», заборы и буераки. Так что зайдем на территорию монастыря через хозяйственный проезд у Юго-Западной башни и для начала рассмотрим упомянутые выше здания уже с монастырской территории...
Чтобы удобней было ориентироваться на местах приведем схему строений монастыря. Причем в пояснениях к схеме я отмечу преимущественно те объекты, что будут осмотрены именно в этой части

Итак, перед нами комплекс строений монастыря состоящий из хозяйственных построек (на первом плане), Трапезной и Южного братского корпуса (в перспективе), соединенных в линии южной крепостной стены

Общий архитектурный ансамбль монастыря гармонично дополняет прекрасно сохранившаяся восьмигранная колокольня, два нижних яруса которой с аркадами и «храмом под колоколы» отстроены еще в начале XVI века, а два верхних яруса звона были в 1793 году возведены тщанием дмитровского купца Ивана Толченова»

Во втором ярусе ранее находился Богоявленский престол, в середине XVIII веке перенесённый в Сретенскую церковь и упразднённый в 1786 году. В 1859 году тщанием настоятеля монастыря архимандрита Мефодия в память об основателе обители в подклете устроен престол прп. Мефодия Пешношского.

В 1569 г. перед иконой святого Иоанна Предтечи, написанной в 1408-1427 Андреем Рублёвым, его учеником или последователем, исцелился чашник князя Андрея Курбского Роман Полянинов. В настоящее время икона находится в основной экспозиции Центрального музея древнерусского искусства и культуры им. Андрея Рублева.

В 1778 году упоминается находившийся в подклете колокольни придел Иоанна Предтечи, впоследствии упразднённый.
Церковь Мефодия Пешношского в подклете частично отреставрирована в 1960-х.

В 2007 году на историческом месте воссоздан и оборудован для богослужений Богоявленский престол; освящён 9 декабря 2013 года.
10 июля 2010 года, также на прежнем месте, вновь освящён придел Мефодия, в котором оборудован небольшой иконостас и расписаны своды и стены на тему истории обители. В помещение придела устроен проход (спуск) из примыкающей к колокольне Сергиевской церкви.


Переданная монастырю колокольня с Богоявленским храмом недавно приобрела украшение - часы, которые управляются музыкальной часовой станцией ЕВ-ПИК – 2000. Цифры, фишки и стрелки изготовлены из дюралюминия и покрыты сусальным золотом.

В подклете колокольни в конце XVIII века была устроена усыпальница настоятелей монастыря Макария, Максима и Сергия, а также благотворителя обители купца А.Г. Мокеева.






Участок Южной крепостной стены



Некрополь Николо-Пешношского монастыря
Николо-Пешношский монастырь был известен своим уникальным некрополем, который возник, очевидно, вскоре после основания обители. На этом кладбище вначале хоронили почивших настоятелей и братию, впоследствии здесь нашли упокоение представители почти всех знатных дворянских родов России.
Монастырский некрополь делился на две части: братское кладбище, расположенное радом с колокольней и храмом преподобного Сергия Радонежского (за его алтарной частью), и мирское кладбище, которое находилось при соборном храме святителя Николая Чудотворца.
В монастыре почивают мощи преподобного Мефодия Пешношского и блаженного монаха Ионы, покоится прах видных архиереев XVI века: епископа Коломенского Вассиана (Топоркова) и епископа Тверского Гурия (Заболотского), а также братии – восемнадцати насельников, погибших во время нападения поляков на обитель в 1611 году.

Известно, что в конце XIV века в Николо-Пешношский монастырь перенесли свои погребения «Дмитровские служилые дворские люди Топорковы, ранее имевшие склеп в Успенском Крутицком монастыре на берегу реки Яхромы в 12 верстах к югу от города Дмитрова». Так было положено начало дворянскому кладбищу на Пешноше.

Интересно, что находившийся на покое в Николо-Пешношском монастыре и захороненный, очевидно, здесь же, епископ Коломенский Вассиан (Топорков), племянник преподобного Иосифа Волоцкого, бывший духовником великого князя Московского Василия III (отца Ивана Грозного), также принадлежал к древнему роду Топорковых. Впоследствии в монастыре знатных мирян стали хоронить все больше. В монастырских стенах были устроены усыпальницы многих дмитровских боярских родов.

В обители были родовые усыпальницы Дмитриевых-Мамоновых, Апраксиных, князей Засецких, Ржевских, Вельяминовых, Вельяминовых-Зерновых. Внутри Никольского собора и на монастырском кладбище хоронили представителей таких древних фамилий, как Оболенские, Волконские, Долгоруковы, Вяземские, Орловы, Ушаковы, Тургеневы, Майковы, Норовы, Тухачевские, Юшковы, Квашнины, Топорковы, Тугарины, Ермолаевы, Боровиковы, Фаминцыны и многие другие.

В обители находились родовые склепы древних родов дмитровского края: Офросимовых, Поляниновых, Лужиных, Сукиных, Подчёртковых.

После закрытия Николо-Пешношского монастыря в 1928 году исторический некрополь был полностью уничтожен. До нашего времени сохранилось лишь несколько надгробий и могильных плит.





Раз уж мы вышли за пределы монастыря, стоит упомянуть, что в этом месте находится что-то вроде Зоопарка. Животные содержатся в довольно приличных вольерах. Здесь есть овцы, козы, верблюд, олень, павлины, индюшки и даже страус)


«Страусом» мы и ограничимся по понятным причинам. Еще стоит сказать, что за Зоопарком находятся пара корпусов первой половины XIX века Конного двора (17), но мы туда не пойдем... Итак возвращаемся на территорию монастыря.

Собор Николая Чудотворца (Никольский собор)
До настоящего времени в монастыре сохранился древнейший белокаменный собор, освященный во имя святителя Николая. Собор документально не датирован, однако весь стиль его архитектуры относится к концу XV века.


Этот небольшой кирпичный крестовокупольный храм с четырьмя внутренними столпами перекрыт коробовыми сводами.

Фасады разделены на три части лопатками без учета положения внутренних столбов, завершаются килевидными закомарами. Внутри собор оштукатурен и побелен, пол - из чугунных плит. Иконостас и убранство интерьера на момент исследования Подъяпольской Е.Н. (1975 г.) отсутствовали.

В основании закомар помещается орнаментальный керамический фриз с двумя рядами иоников, который распространялся и на апсиды. Аналогичный фриз опоясывает верх барабана.

Лаконизм наружного убранства и утяжеленные пропорции здания сообщают ему суровую монументальность. От пристроек XIX века у собора осталась лишь низкая трехсторонняя паперть. Ее художественные формы, в том числе портики с муфтированными колоннами, массивны и тяжеловесны. Детали отличаются крупным масштабом и обобщенной трактовкой.

В 1680-х собор был окружен папертью и сделан пятиглавым, в 1805-1806 годах перестроен в стиле псевдоготики на средства И.П. Юшкова. В XVII веке к собору была пристроена небольшая западная паперть, которая охватывала храм с трех сторон. В XIX столетии к собору была пристроена трапезная в псевдоготических формах.

В ходе реставрации 1964-1965 гг. памятник восстановлен в своем первоначальном виде.

Отметим, что из многочисленных пристроек оставлена только паперть XIX века. Внутреннее убранство не сохранилось. Современная реставрация закончена, собор уже действующий.

В папертях ранее находились приделы Феодоровской Богоматери (с 1837 года) и Богоматери «Прежде Рождества и по Рождестве Дева» (с 1886 года).

Икона Божией Матери «Прежде Рождества и по Рождестве Дева»
Икона Божией Матери, именуемая «Прежде Рождества и по Рождестве Дева», принесена в Николаевский Пешношский монастырь Московской епархии московским купцом Алексеем Григорьевичем Мокеевым. Около 1780 года Алексей вступил в число братии обители. Все средства он отдал настоятелю архимандриту Макарию, а святую икону оставил в своей келлии. После кончины Алексея икона была принесена настоятелю. Он, увидев, что икона написана маслом на холсте и не по прописям, приказал поставить ее над входной дверью в часовне преподобного Мефодия, которая находилась у дороги, недалеко от обители.

Прославление святой иконы началось в 1827 году, после того, как капитан Платон Осипович Шабашев, проходя ночью мимо часовни, увидел, что от иконы Пресвятой Богородицы исходил необыкновенный свет. В другой раз ему было видение иконы вовремя трудных обстоятельств жизни. Во сне увидел Платон сияющую икону Божией Матери в облаках над Мефодиевой часовней и услышал голос: «Если хочешь избавиться от искушений, помолись перед этой иконой». Платон послушался наставления Богородицы, и скорбь миновала его.

Благочестивый Платон рассказал о чудесах от иконы настоятелю монастыря, и тот перенес святой образ в обитель. Когда на чудотворную икону хотели надеть ризу, то оказалось, что образ Пресвятой Девы, написанный на полотне, натянут на доску, где было скрыто изображение Богородицы лучшего письма. Особенно многочисленны были чудеса от этой иконы в 1848 году во время холеры, когда многие молящиеся пред ней получали исцеления.

Ещё более образ прославился в 1888 году, так как день чудесного спасения царской семьи во время крушения царского поезда был 17 октября - днём праздника иконы. Вернувшись в столицу, император Александр III повелел служить благодарственный молебен образу Божией Матери «Прежде Рождества и по Рождестве Дева» во всех храмах России. Для тех церквей, где такой образ отсутствовал, срочно изготовили списки с него.
В предреволюционный период образ помещался в самом Никольском монастырском храме, близ мощей преподобного Мефодия Пешношского. После закрытия Николо-Пешношского монастыря в 1920-х годах первоначальный образ был утрачен. В новейшее время для возрождённой обители мастерами Троице-Сергиевой Лавры был создан новый список. Этот список был поставлен в Никольском соборе монастыря и также прославился чудесами. Так, в воскресенье 17 марта 2019 года, в Неделю Торжества Православия, во время Божественной литургии произошло обильное мироточение чтимой иконы.

Источники:
Калужская и Боровская епархия, Православная энциклопедия, т. 29.
Калайдович К.Ф. Историческое описание мужского общежительного монастыря святого Чудотворца Николая, что на Пешноши. М., 4-е изд., испр. и доп. Рудневым В. 1837 г.
Николо-Пешношский монастырь, ООО Родники, Дмитров, 2012 г.
Николо-Пешношский мужской монастырь. Официальный сайт. peshnosha.com.
Подъяпольская Е.Н. Николо-Пешношский монастырь. В кн.: Памятники архитектуры Московской области. М., 1975.
Православные святыни Подмосковья. Николо-Пешношский мужской монастырь. 2012 г.
Храмы России. temples.ru.
© Vladimir d’Ar, 2021
Часть 1. История Николо-Пешношского монастыря
Часть 2. Стены и башни, храмы западной крепостной стены
Часть 4. Сергиевская церковь, Часовня Иоанна Предтечи, Спасская башня