Дорогомиловский автодорожный мост в Москве

Дорогомиловский автодорожный мост (Мост Сити) - двухъярусный балочный мост в Москве через Москву-реку на трассе третьего транспортного кольца, соединяющий районы «Дорогомилово» и «Пресненский» (Москва-Сити). Построен в 1998-1999 гг. на месте старого Смоленского железнодорожного моста, рядом с сохранившимся Дорогомиловским железнодорожным мостом Малого кольца МЖД. Открыт 30 декабря 2000 года. Осмотрим мост в подробностях и узнаем его краткую, новейшую, но одновременно и любопытную историю)
В общем мост на этом месте существовал около ста лет, только все это время был исключительно железнодорожным. Дорогомиловский железнодорожный мост (Старый Дорогомиловский мост) - стальной трёхпролётный балочный мост через Москву-реку на 41-м километре Малого кольца МЖД к югу от технической станции Пресня. Мост построен в 1905-1907 гг.

Авторы проекта именно ж/д моста - Л.Д. Проскуряков, П.И. Рашевский, А.Н. Померанцев (по другим источникам - Г.В. Ульянинский; именно его имя указано на памятной табличке моста).

Железнодорожный мостов в этом месте по сути было два: существующий Старый Дорогомиловский и находившийся чуть ниже по течению Смоленский железнодорожный мост на соединительной ветке между станциями Кутузово Малого Кольца МЖД и Тестовская Белорусского направления.
Соединительная ветка и Смоленский мост были разобраны в 1998 году при постройке Третьего транспортного кольца и нового Дорогомиловского автодорожного моста.

О новых Дорогомиловских железнодорожных мостах можно узнать вот в этом моем материале.
Авторы проекта автомобильного Дорогомиловского моста - коллектив ОАО «Гипротрансмост» под руководством инженера И.В. Артемьева. Мост двухъярусный: верхний (действующий) ярус пропускает восемь полос Третьего транспортного кольца

В нижнем, не используемом сегодня, ярусе проектом предусмотрено два рельсовых пути для перспективной скоростной транспортной системы ЛРТ (легкий рельсовый транспорт), пешеходная галерея и помещения для инженерных коммуникаций.
ЛРТ - новый вид скоростного внеуличного общественного транспорта для связи ближайших к Москве городов Подмосковья и аэропортов (Шереметьево, Внуково, Домодедово, Жуковский), со строительством необходимых пересадок на иные виды транспорта (линии метро, МЦД, автобусы и т.д.).

Русловые пролёты (70.4 - 129.2 - 61.6 м), впервые в московской практике, составлены из металлических ферм, которые в уровнях верхнего и нижнего яруса объединены ортотропными плитами.

Внешние плоскости ферм имеют наклон, который, помимо технических задач, зрительно «разгружает» конструкцию. Монтаж ферм проводился методом продольной надвижки «Мостоотрядом-19» (Санкт-Петербург).

В настоящее время проход на нижний ярус открыт только с южного берега. Таким образом, перейти через реку по этому мосту невозможно.
Как мы видим, проход на нижний ярус был в своё время заблокирован, но решетчатую дверь сорвали и попасть на нижний ярус сейчас вполне себе можно)

Это вид нижнего яруса с южной стороны в сторону севера (к Москва-Сити)

Кстати, если сразу же взглянуть вправо - мы увидим на набережной здание театра «Мастерская П.Н. Фоменко»

А такой вид открывается в сторону центра города и на бизнес-центр «Башня 2000» соединенного в один комплекс с мостом «Багратион»

Как мы видим, вход с северной стороны действительно закрыт, так что идти до конца не совсем обязательно)

Обратим внимание на крупные и мелкие элементы конструкций Дорогомиловского автодорожного моста

Вид Дорогомиловского автодорожного моста с западной стороны набережной в сторону Москва-Сити

А с середины моста (с нижнего яруса) открывается вот такой вид в сторону центра Москвы

Комплекс моста, кроме русловой части, включает в себя 8 эстакад съездов и развязку с 1-м Красногвардейским проездом.

Вид сверху на комплекс Дорогомиловских (двух железнодорожных и автодорожного) мостов

Фермы Дорогомиловских железнодорожных и автодорожного (справа) мостов

Ну, и в заключение, еще один вид Дорогомиловского автодорожного моста со стороны набережной Тараса Шевченко

Источники:
Носарев А.В., Скрябина Т.А. Мосты Москвы. Мосты через Москву-реку и канал им. Москвы : (Инженерно-исторические очерки). М. : Вече, 2004.
© Vladimir d’Ar, 2021