Живописный мост в Москве
Живописный мост (также известен как Мост в Серебряном Бору) - вантовый мост через Москву-реку. Расположен мост на северо-западе Москвы, входит в состав Краснопресненского проспекта и проспекта Маршала Жукова. Это первый вантовый автодорожный мост Москве. Самый высокий мост такого типа в Европе на момент строительства. Мост получил своё название по находящейся рядом Живописной улице.
Давно хотел его отснять, но всё никак не получалось оказаться в тех местах. В этот раз с точки зрения съемки Осеннего Серебряного Бора «с солнцем» было всё порядке, но что касается самого моста - солнце светило прямо в объектив фотокамеры, короче, присутствовал жестокий контровой свет. Поэтому сфотографировать его с левого берега Москва-реки та еще была проблема, но всё как-то более или менее уладилось при обработке с рядом компромиссов. Так что, как есть так есть. Хорошо оказалось в архиве еще пара фото с квадрокоптера, так что мы увидим Живописный мост в красках и по возможности, с разных ракурсов)
Конкурсное проектирование моста через Москву-реку, связывающего район Крылатское и Серебряный Бор, стартовало в начале 2000-х годов. Сложность задачи заключалась в том, что по оба берега реки располагаются природоохранные зоны с запретом на строительство, поэтому традиционные решения трассы мостового перехода не подходили для поставленной задачи.
В результате городские власти остановились на решении, предложенном компанией «НПО „Мостовик“»: опора (арочный пилон) моста получила форму арки с прикреплённым к ней с помощью вант мостовым полотном.
Вопреки общепринятому канону, несущие балки пришлось расположить не поперёк, а вдоль реки для сохранности природных зон и во избежание помех для судоходства.
В августе 2003 года альбом с проектными предложениями «НПО „Мостовик“» был одобрен лично мэром Москвы Юрием Лужковым. Под сводом пилона позже была «допроектирована» смотровая площадка в виде стеклянной подвесной капсулы эллипсоидной формы, напоминающей летающую тарелку. Строительство моста началось в сентябре 2004 года.
Несущие конструкции моста окрашены в красный цвет. Сами ванты французского производства состоят из высокопрочных канатов, покрытых полиэтиленовой трубой. Фундамент моста опирается на сваи длиной 20-40 м и диаметром 1,5 м. Сваи опираются на известняки, зацементированные для заполнения возможных карстовых пустот.
Благодаря уникальной особенности мост мог бы раскачиваться, как качели, но для исключения неконтролируемых колебаний на одной из опор установлены гасители колебаний - демпферы, изготовлены в Германии.
Пилон моста выполнен в виде стальной арки, смонтированной навесным способом без временных опор. Элементы соединены между собой высокопрочными болтами.
Изготовление, сборка и монтаж конструкций осуществлялись одновременно с двух берегов с крайне высокой точностью с допустимым отклонением всего 3 мм. Пролёт арки моста составляет 182 м, высота - 90 м.
26 июля 2005 года Постановлением правительства Москвы № 551-ПП строящийся мост получил имя «Живописный». 27 декабря 2007 года Живописный мост был открыт.
Каркас капсулы собрали на проезжей части и подняли на арку с помощью домкратов.
Смотровая площадка Живописного моста состоит из трёх сооружений: основного «висячего» помещения в верхней части арки, мостика-галереи на правобережной опоре арки и эвакуационного мостика с выходом в Серебряный Бор. Основная конструкция смотровой площадки имеет форму эллипсоида. Его длина составляет 33 м, ширина - 24 м, высота - 13 м, вес - 1000 тонн. Оно остеклено и оборудовано электрообогревом для удаления снега и наледей. Для попадания в «летающую тарелку» с моста предусмотрено два подъёмника, ещё два эвакуационных подъёмника установлено на случай чрезвычайных ситуаций.
Первоначально «в летающей тарелке» планировалось размещение ресторана, но впоследствии замысел был отменён. По состоянию на 2017 год, внутреннее пространство эллипсоида не оборудовано и закрыто для посещений, работы по отделке и благоустройству помещения заморожены. Но в планах властей похоже еще остается идея создания там «воздушного ЗАГСа».
Длина перехода Живописного моста составляет 1460 м, ширина - 37 м, длина основного пролёта 409,5 м, число вант - 72. Расстояние от поверхности воды до дорожного полотна - около 30 м.
Мостовой переход рассчитан на восемь полос движения - по четыре в каждом направлении. Каждая полоса имеет ширину 3,75 м с разделительной полосой 2,0-2,6 м, метровой полосой безопасности и тротуарами по 1,5 м с обеих сторон.
На подходах к мосту установлены лестничные сходы
Архитектором Живописного моста является Николай Шумаков, известный созданием интерьеров метро Москвы, аэропорта «Внуково», а также московского монорельса. За проект Живописного моста Шумакову присудили премию Огюста Перре. Автор проекта подвесной капсулы - архитектор Николай Шумаков.
В финале еще одно фото Живописного моста с квадрокоптера: а на первом плане восхитительный в своей «теплой» одухотворенности Храм Живоначальной Троицы в Хорошеве
Живописный мост изящен, красив и воздушен. Достойный образец редкого удачного строительства в новой послеперестроечной Москве.
Источники:
Блеск и пустота Живописного моста. MK.RU. Татьяна Антонова. 16 декабря 2015.
Виктор Борисов. Мостовой переход вантово-арочной конструкции «Живописный» мост. Портал Дороги России.
Екатерина Султанова. НЛО-ресторан приземлится на фантастическом мосту. iz.ru. Известия. 24 апреля 2004.
Живописный мост в Москве - образец современной архитектуры и новых технологий. Портал ArchitectureGuru.
Николай Шумаков. Живописный мост признали мировым шедевром. Портал Москва 24.
Коротин В.Н., Горбачёв С.Е., Евсеев А.В. Подъём смотровой площадки ресторана с использованием высокопрочных канатов и домкратов. Вестник мостостроения. 2008. Январь. № 1.
© Vladimir d’Ar, 2021