Categories:

Церковь Флора и Лавра у Мясницких ворот, или Москва, которой уж нет

Всего 18 фото
Всего 18 фото

Волею судеб Мясницкая улица и ее истории вновь недавно увлекли меня. Началось всё с Доходного дома Ермаковской богадельни, в здании которой находился в предперестроечное время памятный магазин грампластинок «Рапсодия». Затем как-то само собой я начал вспоминать о былых истинных архитектурных украшениях Мясницкой - Церкви святого Евпла и, наконец сегодня очередь у нас дошла до Церкви святых мучеников Флора и Лавра, что у Мясницких ворот. Церковь была снесена в 1934 году, это великая утрата для исторического облика города, поэтому напомнить себе и читателю моего журнала о ней следовало бы очень давно. Но, нет худа без добра, настало и её время. Церковь была внешне уютной, полной истинного исторического душевного тепла Старой Москвы. Её история хоть и проста, но затейлива и удивительно близка сердцу москвича, да и вообще, русскому человеку. Но, всё по порядку.

Первая деревянная Церковь святых мучеников Флора и Лавра у Мясницких ворот поставлена была на самой высокой точке Мясницкого холма, на углу Мясницкой улицы и Боброва переулка не позднее XV века и находилась напротив современного здания Почтамта – там, где сейчас сквер перед новым театром Калягина Et Cetera...

Переулок назван Бобровым в честь купца семнадцатого века по прозвищу Бобр. На месте дома №21 по Мясницкой (на месте Российской академии живописи) располагались в семнадцатом веке его палаты. Потом этот участок приобрёл Иван Ильич Дмитриев-Мамонов, видный деятель Петровского времени, генерал, участник Полтавской битвы. Он был женат морганатическим браком на дочери царя Иоанна Алексеевича - Прасковье Иоанновне. Иван Ильич Дмитриев Мамонов был похоронен возле церкви Флора и Лавра.

02. Схема расположения Церкви святого Евпла (9) и Церкви святых Флора и Лавра (23)
02. Схема расположения Церкви святого Евпла (9) и Церкви святых Флора и Лавра (23)

Церковь сгорела в великом пожаре 21 июня 1547 года. До XVII века вновь была отстроена также деревянной, и только в 1657 году возведена каменная, дожившая до советских времен. 

Интересно то, что в росписях этой московской церкви были изображены древнегреческие философы-мудрецы со свитками в руках – Платон, Аристотель, Солон. Прежде это было сделано только в кремлевском Благовещенском соборе, домовой церкви московских великих князей и царей. При храме было кладбище. К старому кладбищу, оказавшемуся тесным после случившегося в 1654 году морового поветрия, прибавили новый земельный участок за счет опустевших соседних владений. 

К середине XVII века, когда над нынешними Спасскими воротами Кремля (ранее Фроловскими) поместили образ Спаса Нерукотворного, царь Алексей Михайлович повелел переименовать Фроловские ворота Кремля в Спасские, а в честь знаменитой церкви у этой башни и назвать Фроловскими Мясницкие ворота Белого города. Однако новое название, как это часто бывало в Москве, не прижилось у горожан и использовалось только в официальных документах. 

03. Церковь Флора и Лавра на картине Аполлинария Васнецова «У Мясницких ворот Белого города в XVII веке»
03. Церковь Флора и Лавра на картине Аполлинария Васнецова «У Мясницких ворот Белого города в XVII веке»

Церковь была возведена в слободе мясников, которые поставляли свежую пищу к государеву столу. Жители слободы гоняли возы с мясом, а зачастую и сам скот, прямо в Кремль, через Мясницкие ворота. Есть легенда, будто саму эту церковь свв. Флора и Лавра перенес в Мясники Иван Грозный от Спасских ворот Кремля, где будто бы она прежде стояла (У нынешней Спасской - Фроловской башни).

А.Ф. Малиновский (российский историк, сенатор, 1762-1840) пишет, что у Церкви Флора и Лавра у Мясницких ворот были государевы конюшни. Возможно они и были переведены сюда вместе с храмом - по указу царя Иоанна Грозного. А очевидно потом перенесены обратно в Кремль - по указу Феодора Второго; но храм уже не переносился, - а так и стоял на этом месте - до самого 1935 года. 

04. Императорский почтамт - вид с северо-востока. А.Ш. Мюллер с оригинала Ф. Дица. 1840-е годы. Справа Церковь священномучеников Флора и Лавра.
04. Императорский почтамт - вид с северо-востока. А.Ш. Мюллер с оригинала Ф. Дица. 1840-е годы. Справа Церковь священномучеников Флора и Лавра.

Раньше существовал старинный московский обычай, связанный с этой церковью, – «освящение лошадей», происходившее в праздник свв. Флора и Лавра. В этот день конюхи и кучера приводили к церкви лошадей, нарядно украшенных, с разноцветными лентами и цветами, вплетенными в гривы, и священник, облаченный в красные ризы, окроплял их святой водой. «Умолил Фрола и Лавра – жди лошадям добра», – учило московское поверье. Эта традиция существовала очень долго. Известно, что свою лошадь к этой церкви на праздник водил в юности и И.М. Снегирев, будущий крупнейший историк Москвы.

05. Семенов В.И. Мясницкая улица. Открытка. Внешторгиздат. 1990 год.
05. Семенов В.И. Мясницкая улица. Открытка. Внешторгиздат. 1990 год.

Праздник святых Флора и Лавра, на Руси почитавшихся как покровители скота, особенно лошадей, и домашних животных, приходится на 31 августа (18 августа по старому стилю). Кстати, имя Флор произносилось в Москве искаженно: Фрол. Отсюда и поименование соседнего Фролова переулка. 

В конце 90-х XIX века года семья Пастернаков переехала «на казенную квартиру при доме Училища живописи, ваяния и зодчества на Мясницкой против Почтамта. 

06. Мясницкая улица, Российская академия живописи, ваяния и зодчества Ильи Глазунова и Фролов переулок (справа)
06. Мясницкая улица, Российская академия живописи, ваяния и зодчества Ильи Глазунова и Фролов переулок (справа)

Квартира помещалась во флигеле внутри двора, вне главного здания» и совсем рядом с церковью Флора и Лавра, которую позже Борис Пастернак упомянет в своих стихах:

В классах яблоку негде упасть

И жара как в теплице.

Звон у Флора и Лавра

Сливается

С шарканьем ног.

Вспоминая детство, Борис Пастернак писал: «В девяностых годах Москва еще сохраняла свой старый облик живописного до сказочности захолустья с легендарными чертами третьего Рима или былинного стольного града и всем великолепием своих знаменитых сорока сороков. Были в силе старые обычаи. Осенью в Юшковом переулке (Бобров), куда выходил двор Училища, во дворе церкви Флора и Лавра, считавшихся покровителями коневодства, производилось освящение лошадей, и ими, вместе с приводившими их на освящение кучерами и конюхами, наводнялся весь переулок до ворот Училища, как в конную ярмарку».

07. Церковь Флора и Лавра - редкий вид из Фролова переулка
07. Церковь Флора и Лавра - редкий вид из Фролова переулка

В соседнем церковном домике снимал квартиру переехавший из Петербурга в Москву в 1872 году художник Н.А. Степанов, мастер русской сатирической графики, он перевел сюда редакцию своего юмористического журнала «Будильник».

08. Главка придела церкви
08. Главка придела церкви

Церковь на Мясницкой улице была примечательна в истории русской культуры и тем, что в начале XX века ее отреставрировал выдающийся московский архитектор К.М. Быковский. В числе его творений в Москве, можно назвать, например, здание Зоологического музея на Б.Никитской улице или Научную библиотеку МГУ на Моховой. Сравните результаты его реставрации - ниже на старом фото Н.А. Найденова 1881 года церковь Флора и Лавра до реставрации, на заглавном фото - после.

09. Церковь святого мученика Флора и Лара. 1881 год. Н.А. Найденов. Из его альбома 1882 года.
09. Церковь святого мученика Флора и Лара. 1881 год. Н.А. Найденов. Из его альбома 1882 года.

От древней церкви произошло и название близлежащего Фролова переулка - это единственное свидетельство, что осталось в памяти о церкви в Москве.

10. Главы Церкви святых Флора и Лавра. 1901-1935 годы.
10. Главы Церкви святых Флора и Лавра. 1901-1935 годы.

Святые Флор и Лавр (II век)

Согласно житию, Фрол и Лавр были родными братьями, с юности уверовавшими во Христа. Их, как известных каменщиков, правитель Иллирика (римская провинция в Македонии) направил к правителю соседней области для построения нового языческого храма. Братья отдавали полученную плату бедным и проповедовали им Христа. Успеху их проповеди способствовали чудеса, самым известным из которых стало исцеление сына «языческого жреца», после чего исцелённый и его отец стали христианами. В новопостроенном храме, в который ещё не были внесены «идолы», Фрол и Лавр вместе с обращёнными ими христианами совершили совместную молитву, а после этого уничтожили идолов, предназначенных для перенесения в храм.

11. Икона Флора и Лавра
11. Икона Флора и Лавра

Все участники этих событий были схвачены и сожжены, а Флор и Лавр были отправлены обратно в Иллирик. Фрол и Лавр исповедали себя христианами перед правителем, после чего были брошены в колодец и засыпаны землёй. Впоследствии их мощи были обретены нетленными и перенесены в Константинополь, где их видели русские паломники Антоний и Стефан Новгородец в 1200 и 1350 годах соответственно.

Предание утверждает, что сразу после обретения мощей Фрола и Лавра прекратился падёж скота. В связи с этим, на Руси эти святые и почитались как покровители лошадей. В древних русских иконописных подлинниках указывается, что на иконах святые Фрол и Лавр должны быть написаны именно с лошадьми.

12. Проектная отрисовка Церкви Флора и Лавра. 2015 год.
12. Проектная отрисовка Церкви Флора и Лавра. 2015 год.

В 1925 г. было решено снести этот красивый храм. Специально созданная комиссия при Главнауке Наркомпроса писала, что здание церкви «отлично сохранилось во всех почти деталях» и вместе с соседним зданием, Училищем живописи, ваяния и зодчества, составляет «чрезвычайно интересную группу» архитектурного ансамбля. На время церковь отстояли. В начале 30-х годов, когда рядом с ней велось строительство первой очереди московского метрополитена, церковь была закрыта и приспособлена для нужд Метростроя...

В 1935 году вышла книга «Метро и прошлое Москвы». Место, где стоял храм Фрола и Лавра, постройки ХVII века, называется в ней «площадкой 17-й шахты». «...Но вот что примечательно - метростроевцы не прошли мимо археологического «чуда». Они обнаружили, случайно пробив алтарную стену, пустоту, за которой, как оказалось, существовали несколько потайных ходов. Разведать до конца, что там было - не было у них времени. Но простые рабочие заинтересовались этим, описали. Им бы археологами стать! Но археологами в Москве работают сегодня совсем другие люди. Об одном из них мы расскажем чуть позже. А пока лишь скажем, что с 1934 года никто «археологических» изысканий в этом месте не проводил...».     

13. Земельный участок снесенной в 1935 году Церкви Флора и Лавра — вид со стороны Тургеневской площади. Фото 2015 года.
13. Земельный участок снесенной в 1935 году Церкви Флора и Лавра — вид со стороны Тургеневской площади. Фото 2015 года.

«Помню маленькую церквушку Флора и Лавра, её шатровую колокольню, как бы прижавшуюся к ампирным колоннам полукруглого крыла Вхутемаса. Церковка эта вдруг как бы на моих глазах исчезла, превратилась в дощатый барак бетонного завода Метростроя, вечно покрытый слоем зеленоватой цементной пыли», - вспоминал Валентин Катаев в книге «Алмазный мой венец».

В 1935 году при строительстве станции метро «Чистые пруды» церковь снесли и площадку, где она стояла, заасфальтировали. Позже на месте церкви была устроена автостоянка. Сейчас на ее месте - сквер. В середине 2010-х появились слухи, что существует проект восстановления церкви, поддержанный мэрией Москвы и патриархией. 

14. Визуальные решения из проекта восстановления Церкви Флора и Лавра у Мясницких ворот
14. Визуальные решения из проекта восстановления Церкви Флора и Лавра у Мясницких ворот

Однако в прессе тогда замелькала и информация о том, что на месте церкви будет построена именно вторая очередь театра Калягина Et Cetera.

15. Земельный участок где находилась Церковь святых Флора и Лавра до начала строительства театра второй очереди. Первая очередь калягинского театра Et Cetera слева в кадре. Фото 2015 года.
15. Земельный участок где находилась Церковь святых Флора и Лавра до начала строительства театра второй очереди. Первая очередь калягинского театра Et Cetera слева в кадре. Фото 2015 года.

В 2017 году Архнадзор сообщил неожиданную новость, что «... на Мясницкой улице началась подготовка к строительству второй очереди театра «Et Cetera» (Калягина). Обширный участок на пересечении с Бобровым переулком и Бульварным кольцом обнесен забором, за которым уже идут земляные работы. Огороженной оказалась часть территории снесенного в 1934 году храма Флора и Лавра у Мясницких ворот. Котлован второй очереди театра приходится (как раз) на ту часть владения, где находилась древняя деревянная церковь, известная с 1540-х годов и замененная в середине XVII века на каменную. Здесь же могут сохраняться остатки старого церковного некрополя XVI – нач. XVII вв. В котлован частично попадает и территория, на которой находятся фундаменты снесенной каменной церкви...».

«Согласно оценке проекта, выполненная специалистами ООО «Столичное археологическое бюро», проектируемые строительные земляные работы, включающие и устройство подземно-наземного паркинга, «полностью уничтожат культурный слой» в зоне их проведения».

16. Театр Et Cetera Калягина
16. Театр Et Cetera Калягина

Главный архитектор НИиПИ Генплана Москвы Андрей Гнездилов отмечал тогда насчет проекта этой самой второй очереди театра, «К сожалению, воля архитектора здесь была сломлена хозяйственным напором [я лично предполагаю, и административным ресурсом - замечание автора этой статьи]. Я не понимаю, как устроен этот театр, он вообще на театр не похож. Это какой-то сельский клуб, перестроенный приезжими циркачами. Мне кажется, здесь надо все переделывать от начала до конца. У меня такое ощущение, что этим проектом управляет кто-то абсолютно непрофессиональный»...

Тем временем скандальная стройка на Тургеневской площади под напором общественности только ускорилась судорожными темпами. Калягин используя близость к Ю. Лужкову победил - строительство второй очереди все же вступила в свою завершающую стадию! И на месте Храма было наконец сдано в эксплуатацию второе новое здание театра Et Cetera. 

17. Местонахождение снесенной в 1935 году Церкви Флора и Лавра
17. Местонахождение снесенной в 1935 году Церкви Флора и Лавра

Такова история Храма Флора и Лавра у Мясницких ворот и, не очень веселая новейшая. Вероятность восстановления храма теперь стремится к нулю. Искренне жаль... 

18. С.И. Светославский. Из окна Московского училища живописи, ваяния и зодчества. 1878 год. Холст, масло. Третьяковская галерея. 1878 год.
18. С.И. Светославский. Из окна Московского училища живописи, ваяния и зодчества. 1878 год. Холст, масло. Третьяковская галерея. 1878 год.


Источники:

Герасимова Ольга. Звон у Флора и Лавра Сливается С шарканьем ног.

Кондратьев И. К. Седая старина Москвы. 2-е изд. М.: Цитадель, 1999.

Коробков Н.М. Метро и прошлое Москвы. ОНТИ НКТП. 1935 год.

Лебедева Елена. Храм Флора и Лавра. Портал Православие.ру.

Мясницкая улица. Журнал Наука и Жизнь. №3 2000 год.

ET CETERA вместо Флора и Лавра. Архнадзор.


© Vladimir d’Ar 2021