Церковь Флора и Лавра у Мясницких ворот, или Москва, которой уж нет
Волею судеб Мясницкая улица и ее истории вновь недавно увлекли меня. Началось всё с Доходного дома Ермаковской богадельни, в здании которой находился в предперестроечное время памятный магазин грампластинок «Рапсодия». Затем как-то само собой я начал вспоминать о былых истинных архитектурных украшениях Мясницкой - Церкви святого Евпла и, наконец сегодня очередь у нас дошла до Церкви святых мучеников Флора и Лавра, что у Мясницких ворот. Церковь была снесена в 1934 году, это великая утрата для исторического облика города, поэтому напомнить себе и читателю моего журнала о ней следовало бы очень давно. Но, нет худа без добра, настало и её время. Церковь была внешне уютной, полной истинного исторического душевного тепла Старой Москвы. Её история хоть и проста, но затейлива и удивительно близка сердцу москвича, да и вообще, русскому человеку. Но, всё по порядку.
Первая деревянная Церковь святых мучеников Флора и Лавра у Мясницких ворот поставлена была на самой высокой точке Мясницкого холма, на углу Мясницкой улицы и Боброва переулка не позднее XV века и находилась напротив современного здания Почтамта – там, где сейчас сквер перед новым театром Калягина Et Cetera...
Переулок назван Бобровым в честь купца семнадцатого века по прозвищу Бобр. На месте дома №21 по Мясницкой (на месте Российской академии живописи) располагались в семнадцатом веке его палаты. Потом этот участок приобрёл Иван Ильич Дмитриев-Мамонов, видный деятель Петровского времени, генерал, участник Полтавской битвы. Он был женат морганатическим браком на дочери царя Иоанна Алексеевича - Прасковье Иоанновне. Иван Ильич Дмитриев Мамонов был похоронен возле церкви Флора и Лавра.
Церковь сгорела в великом пожаре 21 июня 1547 года. До XVII века вновь была отстроена также деревянной, и только в 1657 году возведена каменная, дожившая до советских времен.
Интересно то, что в росписях этой московской церкви были изображены древнегреческие философы-мудрецы со свитками в руках – Платон, Аристотель, Солон. Прежде это было сделано только в кремлевском Благовещенском соборе, домовой церкви московских великих князей и царей. При храме было кладбище. К старому кладбищу, оказавшемуся тесным после случившегося в 1654 году морового поветрия, прибавили новый земельный участок за счет опустевших соседних владений.
К середине XVII века, когда над нынешними Спасскими воротами Кремля (ранее Фроловскими) поместили образ Спаса Нерукотворного, царь Алексей Михайлович повелел переименовать Фроловские ворота Кремля в Спасские, а в честь знаменитой церкви у этой башни и назвать Фроловскими Мясницкие ворота Белого города. Однако новое название, как это часто бывало в Москве, не прижилось у горожан и использовалось только в официальных документах.
Церковь была возведена в слободе мясников, которые поставляли свежую пищу к государеву столу. Жители слободы гоняли возы с мясом, а зачастую и сам скот, прямо в Кремль, через Мясницкие ворота. Есть легенда, будто саму эту церковь свв. Флора и Лавра перенес в Мясники Иван Грозный от Спасских ворот Кремля, где будто бы она прежде стояла (У нынешней Спасской - Фроловской башни).
А.Ф. Малиновский (российский историк, сенатор, 1762-1840) пишет, что у Церкви Флора и Лавра у Мясницких ворот были государевы конюшни. Возможно они и были переведены сюда вместе с храмом - по указу царя Иоанна Грозного. А очевидно потом перенесены обратно в Кремль - по указу Феодора Второго; но храм уже не переносился, - а так и стоял на этом месте - до самого 1935 года.
Раньше существовал старинный московский обычай, связанный с этой церковью, – «освящение лошадей», происходившее в праздник свв. Флора и Лавра. В этот день конюхи и кучера приводили к церкви лошадей, нарядно украшенных, с разноцветными лентами и цветами, вплетенными в гривы, и священник, облаченный в красные ризы, окроплял их святой водой. «Умолил Фрола и Лавра – жди лошадям добра», – учило московское поверье. Эта традиция существовала очень долго. Известно, что свою лошадь к этой церкви на праздник водил в юности и И.М. Снегирев, будущий крупнейший историк Москвы.
Праздник святых Флора и Лавра, на Руси почитавшихся как покровители скота, особенно лошадей, и домашних животных, приходится на 31 августа (18 августа по старому стилю). Кстати, имя Флор произносилось в Москве искаженно: Фрол. Отсюда и поименование соседнего Фролова переулка.
В конце 90-х XIX века года семья Пастернаков переехала «на казенную квартиру при доме Училища живописи, ваяния и зодчества на Мясницкой против Почтамта.
Квартира помещалась во флигеле внутри двора, вне главного здания» и совсем рядом с церковью Флора и Лавра, которую позже Борис Пастернак упомянет в своих стихах:
В классах яблоку негде упасть
И жара как в теплице.
Звон у Флора и Лавра
Сливается
С шарканьем ног.
Вспоминая детство, Борис Пастернак писал: «В девяностых годах Москва еще сохраняла свой старый облик живописного до сказочности захолустья с легендарными чертами третьего Рима или былинного стольного града и всем великолепием своих знаменитых сорока сороков. Были в силе старые обычаи. Осенью в Юшковом переулке (Бобров), куда выходил двор Училища, во дворе церкви Флора и Лавра, считавшихся покровителями коневодства, производилось освящение лошадей, и ими, вместе с приводившими их на освящение кучерами и конюхами, наводнялся весь переулок до ворот Училища, как в конную ярмарку».
В соседнем церковном домике снимал квартиру переехавший из Петербурга в Москву в 1872 году художник Н.А. Степанов, мастер русской сатирической графики, он перевел сюда редакцию своего юмористического журнала «Будильник».
Церковь на Мясницкой улице была примечательна в истории русской культуры и тем, что в начале XX века ее отреставрировал выдающийся московский архитектор К.М. Быковский. В числе его творений в Москве, можно назвать, например, здание Зоологического музея на Б.Никитской улице или Научную библиотеку МГУ на Моховой. Сравните результаты его реставрации - ниже на старом фото Н.А. Найденова 1881 года церковь Флора и Лавра до реставрации, на заглавном фото - после.
От древней церкви произошло и название близлежащего Фролова переулка - это единственное свидетельство, что осталось в памяти о церкви в Москве.
Святые Флор и Лавр (II век)
Согласно житию, Фрол и Лавр были родными братьями, с юности уверовавшими во Христа. Их, как известных каменщиков, правитель Иллирика (римская провинция в Македонии) направил к правителю соседней области для построения нового языческого храма. Братья отдавали полученную плату бедным и проповедовали им Христа. Успеху их проповеди способствовали чудеса, самым известным из которых стало исцеление сына «языческого жреца», после чего исцелённый и его отец стали христианами. В новопостроенном храме, в который ещё не были внесены «идолы», Фрол и Лавр вместе с обращёнными ими христианами совершили совместную молитву, а после этого уничтожили идолов, предназначенных для перенесения в храм.
Все участники этих событий были схвачены и сожжены, а Флор и Лавр были отправлены обратно в Иллирик. Фрол и Лавр исповедали себя христианами перед правителем, после чего были брошены в колодец и засыпаны землёй. Впоследствии их мощи были обретены нетленными и перенесены в Константинополь, где их видели русские паломники Антоний и Стефан Новгородец в 1200 и 1350 годах соответственно.
Предание утверждает, что сразу после обретения мощей Фрола и Лавра прекратился падёж скота. В связи с этим, на Руси эти святые и почитались как покровители лошадей. В древних русских иконописных подлинниках указывается, что на иконах святые Фрол и Лавр должны быть написаны именно с лошадьми.
В 1925 г. было решено снести этот красивый храм. Специально созданная комиссия при Главнауке Наркомпроса писала, что здание церкви «отлично сохранилось во всех почти деталях» и вместе с соседним зданием, Училищем живописи, ваяния и зодчества, составляет «чрезвычайно интересную группу» архитектурного ансамбля. На время церковь отстояли. В начале 30-х годов, когда рядом с ней велось строительство первой очереди московского метрополитена, церковь была закрыта и приспособлена для нужд Метростроя...
В 1935 году вышла книга «Метро и прошлое Москвы». Место, где стоял храм Фрола и Лавра, постройки ХVII века, называется в ней «площадкой 17-й шахты». «...Но вот что примечательно - метростроевцы не прошли мимо археологического «чуда». Они обнаружили, случайно пробив алтарную стену, пустоту, за которой, как оказалось, существовали несколько потайных ходов. Разведать до конца, что там было - не было у них времени. Но простые рабочие заинтересовались этим, описали. Им бы археологами стать! Но археологами в Москве работают сегодня совсем другие люди. Об одном из них мы расскажем чуть позже. А пока лишь скажем, что с 1934 года никто «археологических» изысканий в этом месте не проводил...».
«Помню маленькую церквушку Флора и Лавра, её шатровую колокольню, как бы прижавшуюся к ампирным колоннам полукруглого крыла Вхутемаса. Церковка эта вдруг как бы на моих глазах исчезла, превратилась в дощатый барак бетонного завода Метростроя, вечно покрытый слоем зеленоватой цементной пыли», - вспоминал Валентин Катаев в книге «Алмазный мой венец».
В 1935 году при строительстве станции метро «Чистые пруды» церковь снесли и площадку, где она стояла, заасфальтировали. Позже на месте церкви была устроена автостоянка. Сейчас на ее месте - сквер. В середине 2010-х появились слухи, что существует проект восстановления церкви, поддержанный мэрией Москвы и патриархией.
Однако в прессе тогда замелькала и информация о том, что на месте церкви будет построена именно вторая очередь театра Калягина Et Cetera.
В 2017 году Архнадзор сообщил неожиданную новость, что «... на Мясницкой улице началась подготовка к строительству второй очереди театра «Et Cetera» (Калягина). Обширный участок на пересечении с Бобровым переулком и Бульварным кольцом обнесен забором, за которым уже идут земляные работы. Огороженной оказалась часть территории снесенного в 1934 году храма Флора и Лавра у Мясницких ворот. Котлован второй очереди театра приходится (как раз) на ту часть владения, где находилась древняя деревянная церковь, известная с 1540-х годов и замененная в середине XVII века на каменную. Здесь же могут сохраняться остатки старого церковного некрополя XVI – нач. XVII вв. В котлован частично попадает и территория, на которой находятся фундаменты снесенной каменной церкви...».
«Согласно оценке проекта, выполненная специалистами ООО «Столичное археологическое бюро», проектируемые строительные земляные работы, включающие и устройство подземно-наземного паркинга, «полностью уничтожат культурный слой» в зоне их проведения».
Главный архитектор НИиПИ Генплана Москвы Андрей Гнездилов отмечал тогда насчет проекта этой самой второй очереди театра, «К сожалению, воля архитектора здесь была сломлена хозяйственным напором [я лично предполагаю, и административным ресурсом - замечание автора этой статьи]. Я не понимаю, как устроен этот театр, он вообще на театр не похож. Это какой-то сельский клуб, перестроенный приезжими циркачами. Мне кажется, здесь надо все переделывать от начала до конца. У меня такое ощущение, что этим проектом управляет кто-то абсолютно непрофессиональный»...
Тем временем скандальная стройка на Тургеневской площади под напором общественности только ускорилась судорожными темпами. Калягин используя близость к Ю. Лужкову победил - строительство второй очереди все же вступила в свою завершающую стадию! И на месте Храма было наконец сдано в эксплуатацию второе новое здание театра Et Cetera.
Такова история Храма Флора и Лавра у Мясницких ворот и, не очень веселая новейшая. Вероятность восстановления храма теперь стремится к нулю. Искренне жаль...
Источники:
Герасимова Ольга. Звон у Флора и Лавра Сливается С шарканьем ног.
Кондратьев И. К. Седая старина Москвы. 2-е изд. М.: Цитадель, 1999.
Коробков Н.М. Метро и прошлое Москвы. ОНТИ НКТП. 1935 год.
Лебедева Елена. Храм Флора и Лавра. Портал Православие.ру.
Мясницкая улица. Журнал Наука и Жизнь. №3 2000 год.
ET CETERA вместо Флора и Лавра. Архнадзор.
© Vladimir d’Ar 2021