Categories:

Храм преподобного Марона Пустынника Сирийского в Старых Панех на Якиманке

Всего 33 фото
Всего 33 фото

Обычно и привычно пишут, что на Якиманке сохранилась только одна церковь - Храм Иоанна Воина.  Но на этой московской улице есть еще одна церковь которую привычно не замечают и не упоминают. Она находится на второй линии домов, во дворе за высокой многоэтажкой по адресу ул. Большая Якиманка, 32, стр. 2. Просто так гуляя по Москве ее найти. Церковь Марона Сирийского небольшая, старая аутентичная. «С историей», как говорится. О ней у нас и пойдет речь.

Название местности, где был построен Мароновский храм, по преданиям, появилось в конце XIV века – во время правления Дмитрия Донского. Будто бы в 1382 году при нашествии хана Тохтамыша несколько сот женщин хотели укрыться от врага в стенах Кремля. Но Кремль был переполнен народом, и тогда женщины соорудили небольшое деревянное укрепление на другом берегу Москвы-реки, почти против Кремля, и несколько суток выдерживали в нем осаду. По другой же версии предания, враг их просто не заметил. Тохтамыш обманом занял и разорил Кремль, предав смерти почти всех, кто в нем находился, а женщины в Замоскворечье спаслись. С тех пор будто бы и осталось за той местностью, где стояла временная крепость, название «Бабий городок».

Ученые же объясняют происхождение названия иначе: низкий зареченский берег укрепляли, то есть городили, в старину сваями, которые забивали глубоко в землю молотами из дерева или чугуна – бабами. В старину здесь находился и Крымский двор – посольство крымского хана. Отсюда явилось первое прозвище церкви – «что у Крымского двора, в Иноземной слободе».

02. Церковь преподобного Марона Пустынника в Старых Панех. Хотевский план Москвы. 1852 года.
02. Церковь преподобного Марона Пустынника в Старых Панех. Хотевский план Москвы. 1852 года.

Достоверная же история этой местности начинается в XVII веке. После Смутного времени и победы над интервентами в 1612 году у Бабьего городка поселились слободой пленные поляки. Отсюда еще одно название местности – Панская слобода, прозванная москвичами «Старыми панами». Ее обитатели подчинялись русским законам, многие приняли Православие, чтобы остаться в России и иметь возможность завести семью и дело. Для тех, кто принял Православие, равно как и для русских жителей слободы, была построена приходская деревянная церковь в честь Благовещения: она появилась около 1640 года, в правление царя Михаила Федоровича. Приход ее был мал и беден, так что в 1682 году указом патриарха Иоакима с этой церкви даже не брали обычного налога «за скудость и скорбь ее». Здание храма ветшало, а прихожане не могли обновить его.

03.  Церковь преподобного Марона Пустынника в Старых Панех. 1886 год.
03. Церковь преподобного Марона Пустынника в Старых Панех. 1886 год.

Тем не менее в 1727 году к Благовещенской церкви пристроили деревянный придел во имя преподобного Марона Сирийского. Ученые полагают, что это произошло потому, что к тому времени в Благовещенском храме уже существовал чтимый образ преподобного Марона, к которому люди притекали за исцелениями, ведь этот святой особенно прославился помощью в таких распространенных болезнях, как лихорадка, горячка - простуда с высокой температурой. А Москва, которую то и дело настигали разные эпидемии, очень нуждалась в таком храме, где можно было вознести молитву чудотворцу-исцелителю. Паломников оказалось так много, что решили устроить отдельный придел. Однако сама церковь была по-прежнему ветха, так что по свидетельствам очевидцев, в дождливую погоду через дырявую крышу вода капала на престол и на головы богомольцев. И в 1730 году настоятель Сергий Анисифоров решился обратиться за помощью к самой императрице Анне Иоанновне. Он подал ей прошение о строительстве каменного храма, ибо «за малодушеством прихожан и за скудостью церковными доходами оную церковь построить не на что».

04. Церковь преподобного Марона на Бабьем городке. Снято в 1880 году. Издано в 1886 году.
04. Церковь преподобного Марона на Бабьем городке. Снято в 1880 году. Издано в 1886 году.

Анна Иоанновна откликнулась на это прошение и 12 июня 1730 года указала построить на месте деревянного каменный храм с колокольней. Он был возведен чуть южнее прежнего и построен «кораблем» – храм, трапезная и колокольня на одной оси, что было традиционным для храмостроения с петровской эпохи. Посвящения его двух престолов сохранились: главный храм был освящен в честь Благовещения, южный теплый придел – во имя святого Марона, но храм стал более известен в Москве как раз по приделу. В его приходе было чуть более десятка домов, зато сам храм был всегда полон богомольцами из числа москвичей и особенно сельских жителей, которые приходили молиться преподобному Марону, выстаивали службы и молебен, иногда проводя ночи около церкви. На их подаяния храм и существовал. 

05. Церковь преподобного Марона на Бабьем городке. 1892-1900 годы
05. Церковь преподобного Марона на Бабьем городке. 1892-1900 годы

1812 год

Огонь 1812 года пронесся и по Замоскворечью. Храм был ограблен и осквернен наполеоновскими солдатами, но не сгорел, хотя все деревянные здания вокруг выгорели дотла. Отечественная война вдвое сократила его приход. И хотя Мароновский придел был освящен уже в конце 1812 года, на следующий год вышла резолюция епископа Августина, согласно которой храм, «яко малозначащий», вместе со всем имуществом был приписан к соседней церкви Николая Чудотворца в Голутвине. Духовенство Мароновского храма старалось сохранить его самостоятельность и свой приход, но даже крестьяне почти перестали приходить в этот храм, поскольку он стоял запертым и в праздничные дни. Пять лет храм был фактически закрыт, пока в 1818 году не началась его новая жизнь.

06. Иконостас Церкви преподобного Марона на Бабьем городке. 1913 год. В главном и придельных двухъярусных иконостасах находилось немало древних икон. Резные царские врата специалисты датировали XVIII веком.
06. Иконостас Церкви преподобного Марона на Бабьем городке. 1913 год. В главном и придельных двухъярусных иконостасах находилось немало древних икон. Резные царские врата специалисты датировали XVIII веком.

В 1818 году на имя епископа Августина поступило прошение, в котором указывалось, что церковь «ныне исправлена», благоукрашена, «утварию довольна» и вполне готова к самостоятельному богослужению. Она была восстановлена на средства именитых московских купцов Лепешкиных, которые с той поры на 80 с лишним лет, до 1902 года, стали ее потомственными старостами. Родом Лепешкины были из каширских купцов. Дело свое начали сразу после Отечественной войны 1812 года, когда Москва отстраивалась после пожара.

07. Иконостас в приделе Церкви преподобного Марона на Бабьем городке. 1913 год. В Мароновском приделе находились в серебряном кресте частицы мощей преподобного Марона.
07. Иконостас в приделе Церкви преподобного Марона на Бабьем городке. 1913 год. В Мароновском приделе находились в серебряном кресте частицы мощей преподобного Марона.

В 1831 году Василий Лонгинович Лепешкин обратился к святителю митрополиту Филарету с просьбой дозволить ему устроить на свои средства третий, северный, придел церкви – в честь рождества Иоанна Предтечи. Разрешение было получено: святитель Филарет очень любил Мароновский храм и был особо благорасположен к Лепешкиным. Тогда же провели и обновление храма, которому придали ампирные формы. В 1844 году он получила новый иконостас и купол с четырьмя маленькими главками (см. фото 04). В октябре 1844 года митрополит Филарет освятил его. Главной святыней Мароновской церкви был чудотворный образ преподобного Марона. Хранился тут и серебряный крест с частицами его святых мощей. Еще был почитаем храмовый образ Благовещения Пресвятой Богородицы в серебряной вызолоченной ризе.

08. Церковь преподобного Марона на Бабьем городке. 1920-1924 годы.
08. Церковь преподобного Марона на Бабьем городке. 1920-1924 годы.

Позже храм еще не раз обновлялся. В 1881 году при старосте Николае Васильевиче Лепешкине в облике церкви появились элементы русского стиля. В 1886 году вместо пятиглавия была сделана четырехскатная крыша с одной главой. Эта реставрация стала в дореволюционное время последней. Именно тогда, как считают исследователи, была сооружена и знаменитая колокольня Мароновского храма: она славилась своей уникальной акустикой и удивительным подбором колоколов. Мароновская колокольня считалась лучшей в Москве, а ее колокола, по мнению гениального звонаря Константина Сараджева (о нем см. ниже), представляли собой «законченную гармонию».

Приход и духовенство Мароновской церкви всегда отличались патриотическими настроениями. И когда в 1904 году началась русско-японская война, в школе стали шить белье для раненых. Во время страшного московского наводнения 1908 года, когда по улицам плавали на лодках, в Мароновской школе укрылись семьи с малолетними детьми. А в Первую мировую войну здесь открылся лазарет для русских раненых. Конец школе положило постановление Совнаркома от 24 декабря 1917 года «О передаче дела воспитания и образования из Духовного ведомства в ведение Народного комиссариата по просвещению». 27 февраля 1918 год в день престольного праздника Марона Пустынника Святейший Патриарх Тихон служил здесь литургию с молебном и освятил список с новоявленной Державной иконы Божией Матери. Это было словно благословлением на грядущие испытания. Храм остался фактически без средств, его обложили высокими налогами, а вклады благотворителей в банках были экспроприированы. 

09. Церковь преподобного Марона на Бабьем городке. 1984 год.
09. Церковь преподобного Марона на Бабьем городке. 1984 год.

В апреле 1922 года храм был буквально ограблен властями. Прихожане вели себя смирно, не желая дать повод для провокации, но толпой стояли около храма выказывая молчаливую поддержку церкви в беде. Ценностей тогда изъяли «более 19 пудов», причем брали даже парчовые церковные облачения. Поскольку храм был замосквореченским оплотом Православия и не сдавался обновленцам, его решили закрыть, ибо он давно намозолил глаза местным властям.

10. Церковь преподобного Марона в Старых Панех
10. Церковь преподобного Марона в Старых Панех

В 1929 году  храм вознамерились передать техникуму жировой промышленности, которому захотелось иметь здесь библиотеку. Но у техникума так и не хватило денег на переоборудование здания.

11. Церковь преподобного Марона в Старых Панех. На церковной земле.
11. Церковь преподобного Марона в Старых Панех. На церковной земле.

Одни владельцы сменяли других с удивительной быстротой. Наконец, 25 апреля 1930 года Моссовет постановил просто снести храм, чтобы на его месте построить институт инженеров-строителей. Уже разобрали крышу храма и верхушку колокольни, как вдруг снова чудесно не хватило денег.

12. Церковь преподобного Марона в Старых Панех — вид с северо-востока
12. Церковь преподобного Марона в Старых Панех — вид с северо-востока

В итоге полуразрушенный храм в сентябре того же 1930 года передали Всесоюзной строительной выставке для организации мастерской. А с 1933 года в изувеченном храме находился гараж с авторемонтным цехом: в алтарной апсиде и в северной стене были пробиты ворота для въезда автомобилей. В центральной же части храма устроили склад.

13. Церковь преподобного Марона в Старых Панех — апсида
13. Церковь преподобного Марона в Старых Панех — апсида

В 1960-х годах снова встал вопрос о сносе «ненужного» здания храма. И снова случилось чудо: рассказывают, что при расчете сметы на слом храма в ЭВМ произошел сбой, и вычисленная сумма оказалась многократно завышенной. От убыточного сноса отказались, и храм тогда уцелел.

14. Купол церкви
14. Купол церкви

К 1990-м годам здание церкви было полуразрушено, ограда сломана. Разрушены купола, отсутствовало отопление и оконные рамы. Четверик тогда был разделён на четыре этажа.

15.
15.

В 1992 году, когда исполнилось 350 лет Мароновскому храму, его здание было возвращено верующим, но в ужасающем состоянии. 

16. Древняя кованая дверь в подклет
16. Древняя кованая дверь в подклет

Однако через два года усердной молитвы и труда в марте 1994 года состоялось его малое освящение. И на следующий год в храм вернулся с крестным ходом чудотворный образ преподобного Марона.

17. Засов. Мало уже таких осталось...
17. Засов. Мало уже таких осталось...
18.
18.

С 1993 года в храме активно ведутся реставрационные работы под руководством настоятеля - отца Александра Марченкова

19. Памятная табличка на фасаде церкви
19. Памятная табличка на фасаде церкви

В 2001 году храм стал победителем в московском конкурсе лучших результатов реставрации и реконструкции памятников архитектуры. 5 апреля 2008 года Святейший Патриарх Московский и всея Руси Алексий II совершил Великое освящение трех престолов храма преподобного Марона, пустынника Сирийского, в Старых Панех.

20. Западный фасад четверика
20. Западный фасад четверика

Преподобный Марон

Сведения о жизни Марона сообщает Феодорит Кирский в 16 главе своей книги «История боголюбцев». Согласно ему, Марон вёл жизнь отшельника в Сирии, на правом берегу реки Оронт, он избрал местом жительства своего вершину горы, которое ранее было почитаемо язычниками. Здесь в роще прежде приносились языческие жертвы. Он освятил место бывших идольских жертвоприношений и сделал его местом служения Богу, построил для себя небольшой шалаш, покрыв его шкурами. Шалаш был сооружён как укрытие от дождя и снега, но Марон в нём редко бывал. Феодорит сообщает о том, что Марон получил от Бога при жизни дар чудотворения, множество людей приходило к нему. Марон при помощи молитвы исцелял не только телесные болезни, но и душевные.

21. Преподобный Марон Пустынник. Икона.
21. Преподобный Марон Пустынник. Икона.

Марон называл преподобного Зевина (IV—V век) своим духовным отцом, учителем и образцом всякой добродетели, удивлялся добродетелям Зевина, а всем посещающим его велел сходить к старцу Зевину и принять от него благословение. Он просил, чтобы их обоих поместили в одном гробе, однако это желание не было исполнено. Марон умер после недолгой болезни. 

22. Северный фасад церкви Марона Пустынника
22. Северный фасад церкви Марона Пустынника

После его кончины о его мощах возник сильный спор. Жители одного соседнего многолюдного селения, собрались и пришли все вместе, захватили мощи Марона, при этом они разогнали всех остальных; по этой причине тело Марона не положили в один гроб к тому времени умершему и лежащему в гробу Зевину. Они построили для него большой храм и ввели праздник в память Марона, который стал всеобщим. 

23. Колокольня. Ярус звона.
23. Колокольня. Ярус звона.

Слава о добродетельной аскетической жизни и чудесах, совершённых монахом, привели к тому, что после его смерти на месте подвижничества святого Марона был воздвигнут монастырь. 

24. Фасад трапезной
24. Фасад трапезной

Именно к святому Марону обращено послание Иоанна Златоуста, направленное «священнику Марону-аскету». Феодорит Кирский сообщает о том, что учениками Марона были Иаков Отшельник и Лимний Сирийский.

25. Северный фасад и авпсида
25. Северный фасад и авпсида

Чудотворный образ преподобного Марона очень почитался на Руси. Особенно в летнее время сельские жители толпами приходили в праздничные дни к Мароновскому храму. Прихожане, обращавшиеся за помощью к преподобному Марону, исцелялись или получали облегчение от лихорадки, горячек и от «обдержания бесовского». Это же подтверждается и в повествовании блаженного Феодорита: «На глазах всех горячки были погашаемы силою его (преподобного Марона) благословения и изступление прекращалось, и демоны обращались в бегство и различные болезни исцеляемы были одним врачевством - молитвою и благословением подвижника».

26.
26.

Звонарь Константин Сараджев

О его мастерстве говорили разное: одни превозносили его как «звонаря земли Московской», другие обвиняли в том, что он не понимал церковной сути колокола, и вместо истинного церковного звона устраивал на колокольне «концерты» – «звон в никуда». 

27. Окна яруса четверика
27. Окна яруса четверика

Еще мальчиком он, наделенный уникальным слухом, заметил, что колокола на Мароновской колокольне «подобраны отменно». Звонарь Константин Сараджев считал их лучшими в Москве, потому и выбрал храм местом своего звона. 

28. Архитектурные детали четверика
28. Архитектурные детали четверика

В 1920-х годах он сам подобрал на колокольне нужные колокола для ее «полного ублаготворения», и слушать его звон в бедные Мароновские переулки приходила вся московская интеллигенция и музыкальная элита Москвы – композиторы Глиэр, Мясковский. А Михаил Ипполитов-Иванов, дирижер Московской частной русской оперы Саввы Мамонтова и оперы Зимина, директор Московской консерватории, любил приезжать сюда задолго до начала звона и сидеть на скамеечке около храма в ожидании.

29. Окно апсиды
29. Окно апсиды

Но в 1930 году колокола «Мароновской церкви» замолчали, как и все остальные звонницы Москвы: церковный звон в черте города был запрещен. Сараджев же мечтал превратить Мароновские колокола в своего рода музыкальный инструмент, сделать колокольню светской концертной звонницей.

30. Трапезная - западный фасад
30. Трапезная - западный фасад

В начале 1930-х годов он с колоколами, снятыми с закрытых московских церквей, отправился в Гарвард, по его проекту там была отстроена для них звонница. Но через год звонарь вернулся на родину. 

Погиб Константин Сараджев в 1941 году: он тогда лечился в одной из подмосковных клиник, фашисты, заняв клинику, уничтожили всех ее пациентов. Ему едва исполнился 41 год.

31. Поклонный крест на территории церкви
31. Поклонный крест на территории церкви

При храме был огромный погост, занимавший часть Мароновского переулка, куда еще в 1940-х годах выходили церковные ворота. Погост застроен частью в XIX веке. Частью в конце 1930-х годах на его месте было построена школа (на фото ниже красное кирпичное здание в левой части кадра).

32. Церковь Марона Пустынника. Школа на месте церковного погоста
32. Церковь Марона Пустынника. Школа на месте церковного погоста

Место где находится церковь прп. Марона Сирийского очень уютное, «теплое», «настоящее московское». Когда находишься здесь на этой древней земле городская суета и шум исчезают, время останавливается и ты остаешься со своими переживаниями, мыслями о Вечном. Здесь есть небольшая трапезная, можно отдохнуть в тишине и отведать чаю с коврижкой...

33.
33.

Источники:

Лебедева Елена. Храм преподобного Марона Пустынника на Бабьем городке. Портал Православие.ру.

Официальный сайт Храма прп. Марона пустынника Сирийского

Портал pastvu.com.

Сытин П.В. Откуда произошли названия улиц Москвы. М., 1959.

Цветаева А. Московский звонарь. Моя Сибирь. М.: Сов. писатель, 1988. 


© Vladimir d’Ar, 2022


Error

Anonymous comments are disabled in this journal

default userpic

Your reply will be screened

Your IP address will be recorded