Дом Варвары Разумовской — Покровский монастырь
Не многие знают, что на месте этого довольно примечательного здания с ротондой в начале улицы Маросейка когда-то находился древнейший московский Покровский монастырь, который и дал впоследствии название улице Покровка. Это мы уже потом обыденно узнаём, что смотрим на главный дом усадьбы Разумовских. Однако обо всем по-подробней и под катом.
Все фото кликабельны.
Покровский монастырь и церковь Покрова в Садех
Покровский великокняжеский монастырь известен с 1479 года. Возможно, он был поставлен как «сторож» дороги Хомутовки, являвшейся продолжением Ильинки за воротами Китай-города. Позднее эта дорога превратилась в городскую магистраль, начальный отрезок которой стал называться Маросейкой, а следующий участок по названию монастыря - Покровкой.
В XV веке в районе улицы Маросейки располагались великокняжеские сады, по которым монастырская церковь, давшая название улице Покровке, называлась церковью Покрова в Садех (впервые упоминается в 1488 году). В дальнейшем, после упразднения монастыря, его церковь стала приходской. Однако, в XVIII веке она почти лишилась прихожан и была снесена около 1778 года при организации усадьбы В.П. и А.К. Разумовских. Свое название монастырь и церковь получили по одноименному православному празднику. Находился же монастырь как-раз примерно на месте дома № 2 по Маросейке.
Усадьба Разумовских
В екатерининские времена церковь была упразднена и разобрана, и земля попала в руки к архитектору Карлу Бланку
Архитектор объединил бывший церковный погост с тремя смежными дворами, и в 1779 году образовавшееся владение было продано Варваре Петровне Разумовской (урождённой Шереметевой, сестре Николая Шереметева) за 7000 рублей.
Чуть позже начинается строительство усадьбы, продолжавшееся вплоть до 1796 года. К сожалению, архитектор, разработавший проект строительства, остаётся неизвестным: возможно, это мог быть сам Карл Бланк, у которого Разумовская приобрела землю, но на это нет каких-либо прямых указаний.
В усадебном комплексе было также два каменных флигеля по бокам от главного углового объема, конюшня, каретная, погреба, колодцы, сад... «Огромный дом ... набит был великолепным Шереметевским серебром и всякими драгоценностями, доставшимися графине от отца и свёкра». Графиню обслуживало 78 человек дворовой прислуги. От всей застройки усадьбы до наших дней сохранился лишь главный дом, законченный в 1796 году уже для одной В.П. Разумовской.
По иронии судьбы отстроенный на Маросейке дворец стал для Варвары Разумовской буквально местом ссылки: хотя она была одной из завидных и богатейших невест России, их брак с графом Алексеем Кирилловичем Разумовским не удался. После 10 лет совместной жизни (1774-1784 годы), за которые они успели обзавестись 3 дочерьми и 2 сыновьями, Алексей Кириллович настоял, чтобы Варвара Петровна покинула семью и жила отдельно, после чего она стала в одиночестве жить в новом доме на Маросейке, полностью отказавшись от светской жизни. В доме митрополитом Платоном было разрешено устройство домовой церкви.
Во время пожара 1812 года дом Разумовской практически не пострадал, поскольку приглянулся французскому маршалу Эдуарду Адольфу Мортье, которого Наполеон назначил губернатором Москвы, и стал его резиденцией.
Дом относится к типу, распространившемуся в Москве в период зрелого классицизма. Он состоит из четко выраженного объема угловой ротонды и примыкающих к нему по линиям улицы и проезда двух симметричных корпусов.
Значительность здания, не просто фиксирующего угол квартала, но как бы создающего торжественный вход в улицу, подчеркнута особой монументальностью пропорций и лаконизмом боковых фасадов, выделяющих колоннаду ротонды, увенчанной бельведером.
Парадные помещения дома, среди которых были две круглые гостиные - в угловой ротонде и во внутреннем углу дома - и большой зал с хорами, окнами во двор, живописно группировались вокруг обширного полукруглого аванзала.
После смерти В.П. Разумовской в 1824 г. усадьба начала быстро застраиваться. Пристройки к торцам и заднему фасаду исказили четкий облик дома.
В 1864 г. были частично изменены декор главного фасада, ордер окружающих ротонду полуколонн и бельведер, а в 1894 г. и внутренняя планировка.
Дворец Разумовской упомянут в «Войне и мире» на страницах, описывающих Москву перед приходом французов: «У угла Маросейки, против большого, с запертыми ставнями дома» мастера пришли брать расчет у хозяина, а тот уже уехал...
Как мы видим, на Хотевском плане Москвы эти сараи на месте Ильинского сквера назывались Балаганами)
В XIX веке усадьба меняет хозяев: с 1826 года в ней жил Григорий Хомутов (московский уездный предводитель дворянства), а в 1839 дом попадает в руки некой В.Д. Поповой, по заказу которой архитектор Василий Балашов пристраивает к нему флигель, в дальнейшем переделанный в доходный дом с лавками.
Во второй половине XIX века усадьбой владеет купеческая династия Еремеевых, при которых в 1864 году происходит частичное переоформление фасадов, в 1890 году дом перестраивается по проекту архитектора Адольфа Кнабе, а в 1894 его внутренние помещения перепланируются для размещения на первом этаже торговых залов. В начале XX века в главном здании усадьбы размещался довольно знаменитый в Москве трактир Ирины Коленовой.
После революции в здании было общежитие Центросоюза. Адрес «Маросейка, д. 2/15, общежитие Центросоюза» встречается в одном из писем В.И. Ленина, в котором он просит устроить жившую там 14-летнюю дочь умершего большевика И.А. Саммера в показательную школу Наркомпроса. Затем в доме располагался Институт востоковедения имени Нариманова.
Интересно, что в здании вот уже более века находится аптека: открывшись ещё до Революции, она работала в советские годы и сохраняется до сих пор (сейчас аптека «Столетов»).
Источники:
Белый город. Макаревич Г.В., Альтшуллер Б.Г., Балдин В.И., Богданов В.В., Давид Л. А., Добровольская Э. Д. и др.. — М.: Искусство, 1989.
Клименко Ю.Г. Московская усадьба И.И. Юшкова. К вопросу о реконструкции первоначального замысла.
Маросейка, 2. Портал Район Покровки и Покровских ворот.
© Vladimir d’Ar, 2022