
Всего 11 фото
В Новороссийске я был проездом, поэтому мы остановились только на смотровой площадке над Новороссийской бухтой. Здесь, на 12-м километре Сухумского шоссе, в память о гибели русской эскадры в июне 1918 году, сооружен величественный памятник-монумент-мемориал о преданности моряков черноморского флота своей Родине... А теперь, как дело было !...
02.

В 1918 году Черноморский флот молодой советской России, как и ему и положено, находился в Севастополе. Затем, при первых известиях о результатах Брестского мира, был переведен самолично командованием флота в Новороссийск с целью уберечь флот от немецкого пленения. Это обстоятельство резко обострило взаимоотношения России и кайзеровской Германии, ведь был заключен «мир». Обстановка на ближайших фронтах была неопределенная, немцы выдвинули ультиматум о передаче им черноморского флота, угрожая своим наступлением на Новороссийск.
Москва прислала официальную телеграмму командованию флота идти всем в Севастополь и сдавать корабли немцам. Одновременно, была прислана секретная депеша от Ленина и Троцкого «утопить флот на Новороссийском рейде», поскольку немцы корабли все равно не вернут. Севастополь к тому времени уже был полностью оккупирован кайзеровской Германией.
03.

Обстановка на кораблях была не менее ужасной. Отсутствие дисциплины, анархия, дезертирство с кораблей, грабеж, и тут, приказание Москвы затопить эскадру, спровоцировала решение части кораблей вернуться в Севастополь, что и произошло 17 июня 1918 года. Это были линкор «Воля», эсминцы «Дерзкий», «Поспешный», «Беспокойный», «Пылкий», «Громкий» и миноносцы «Жаркий» и «Живой». Линкор «Воля» и 7 эсминцев были затоплены, тем не менее, при переходе к Севастополю. А команда эсминца «Громкий» первой приняла решение не идти в Севастополь и затопила свой корабль на выходе из Новороссийской бухты у мыса Мысхако.
04.

Командование оставшейся большей части эскадры (линкор «Свободная Россия», эсминцы «Гаджибей», «Керчь», «Калиакрия», «Фидониси», «Пронзительный», «Капитан-лейтенант Баранов», «Лейтенант Шестаков» и миноносцы «Сметливый» и «Стремительный») мужественно приняло решение затопить флот и разработало план его затопления, несмотря на бушевавшие на кораблях дискуссии, митинги, неповиновение и массовое дезертирство. Большинство оставшихся кораблей потеряли свою как боеготовность, так и способность к самостоятельному передвижению. В полной боевой готовности остался только эсминец «Керчь». Также мог передвигаться и эсминец «Лейтенант Шестаков».
18 июня 1918 года усилиями этих двух боевых единиц все черноморские военные корабли были выведены на места их затопления и в 15-45 оно началось. В бухте Новороссийска были затоплены линкор «Свободная Россия», 6 эскадренных миноносцев, два миноносца и 7 транспортов. Всего было затоплено 12 кораблей, причем последним линкор «Керчь», который был затоплен его командованием около Туапсе 19 июня, путем открытия кингстонов.
05.

Трагично и примечательно, что линкор «Свободная Россия» (бывшее название корабля «Императрица Екатерина Великая»), стоявший у Добского маяка Цемесской бухты «не хотел» уходить под воду, и медленно затонул только после целой серии прицельно выпущенных минных торпед с «Керчи».
06.

В конце августа 1918 года Новороссийском овладела Добровольческая армия Деникина, пожелавшая первой поднять затонувшие суда, так своего флота у Деникина не было. Но смогли они поднять лишь орудия, пулеметы и боеприпасы…
07.

Первым был поднят в 1925 году Новороссийской экспедицией ЭПРОН транспорт «Эльборус» и эскадренный миноносец "Калиакрия". Они, естественно были переименованы в «Валериан Куйбышев» и «Дзержинский» соответственно. Оба погибли в 1942 году во время боевых действий ВОВ на Черном море. В 60-х годах подняли почти все корабли, на дне остались только линкор "Свободная Россия" и эсминец "Громкий". Их подъем был признан нецелесообразным.
Памятник-мемориал черноморским морякам.
08.

А эти горизонтальные стеллы из металла - символичное изображение кораблей черноморской эскадры, затопленных в июне 1918 года в Новороссийской бухте.
09.

10.

Я смотрел на Цемесскую бухту с этой удивительной точки побережья Черного моря, и в моей душе возникло необычное ощущение сопричастности к тем далеким событиям. Дух захватывало от воодушевления, необъятности и своеобразности нашей Родины, от чего-то неведомого, близкого и знакомого, что носилось в черноморском воздухе и наполняло душу гордостью за свой народ. Тогда, с момента Октябрьского переворота не прошло и года, революция сметала все на своем пути, прежний уклад, представления, ценности, веру… И, флот, что всегда являлся символом страны, символом её непобедимости, несокрушимости и отваги, несмотря ни на что, сумел «умирая, но не сдаваясь» отстоять часть и достоинство новой России, вызвав бессильное бешенство у своего давнего и традиционного противника…
11.

Источники:
Влад Шурыгин - Воспоминания о будущем - Записки командира эскадренного миноносца «Керчь» Владимира Кукеля (1918 год) - настоятельно рекомендую - часть 1 и часть 2
Сайт о Черноморском флоте - нажать сюда
О памятнике черноморскому флоту, затопленному 18 июня 1918 года - нажать здесь
© Vladimir d’Ar