Categories:

Бессознательное или безсознательное – насколько всё плохо, если всё же ставить приставку «бес»?

Дух Планеты. Картинка из сети
Дух Планеты. Картинка из сети

Начну с того, что мы не будем в деталях касаться самого понятия «бессознательное» по Карлу Юнгу, поскольку там нужно не касаться, а глубоко погружаться в тему. Сейчас мы разберемся с тем, что составляет главную проблему. А проблема в том, что уже более ста лет идут яростные дебаты, а сейчас, как эхо и сетевые «холивары» о применении этой приставки «бес».

Существует две непримиримые стороны. Что самое интересное, они обычно не слышат друг друга. Для первых дело сводится к установленной правильности написания слов с этой любопытной приставкой и безоговорочным осуждением оппонентов — сторонников конспиративных теорий. Вторые склоняются к воинствующей позиции, когда это слово из трех букв вызывает у людей массу безотчетных страхов и «безпокойств» относительно директивного влияния темных сил на земную жизнь человека. Сразу скажу, не буду принимать никакую из сторон. Но ведь интересно же в первом приближении поразмышлять на эту тему, исходя из собственных представлений, основанных на практическом опыте работы с людьми. Не являюсь человеком, кто может сказать о себе, что обладает грамотной как речью, так и письмом. Однако здесь речь даже не о грамотности. Но обо всём по порядку.

Сторонники традиционного представления об этой интригующей умы приставки обоснованно считают, что по нормам современной орфографии, принятым в 1917-1918 гг., приставка без/бес, как и другие подобные приставки (из/ис, раз/рас, воз/вос, вз/вс, низ/нис, чрез/черес), пишется с буквой «с» перед глухими согласными и с буквой «з» перед звонкими согласными и гласными в соответствии с произношением. Как например «Бессознательное», «бессмертный»…

Противоположная сторона считает, что написание «бес» является чудовищно неприемлемым, поскольку применяется со словами, которые могут восславлять этого темного духа искушения несущего пакости. Например, «бесполезный» – бес полезный, «бесславный» – бес славный, «бессердечный» – бес сердечный и т.п. Для глубоко верующих и чутких в ощущениях людей это очевидно имеет существенное значение. Тем более, в современном церковнославянском языке как раз все подобные слова пишутся именно с приставкой «без». Кроме того, сторонники второй стороны убеждённо считают, что эта приставка введена большевиками именно из коварных соображений по уничтожению русского языка и введения в постоянный разговорный обиход нашего народа тёмных дьявольских сил.

Справедливости ради отметим, что эта реформа русского языка с удалением ряда ключевых значимых букв, введением правил применения приставок и прочего обсуждалось в Российском государстве ещё в самом начале XIX века. Хоть в этом случае и можно рассмотреть варианты конспирологических теорий, что всё означенное готовилось тайно и давно, но полностью пенять на козни именно большевиков не стоит.

Но, как говорится, дыма без огня не бывает, поэтому важно рассмотреть проблему несколько под иным углом. И здесь уже речь идет о структуре личности человека, специфики его нейросети и её места в этом сложном мире. Теория коллективного безсознательного вполне имеет место быть в парадигме современной науки. Вернадский, например, называл её ноосферой. И хоть впрямую существование коллективного разума, разума планеты и прочего наукой в холодном аналитическом опыте в цифрах, таблицах и графиках не подтверждается, но трансперсональная психология довольно широко её использует, да и не только она. 

Коллективное безсознательное – часть психики человека, которая является строго индивидуальной (индивид, в концепции К.Г. Юнга, не изолирован от общества, но, будучи личностью в узком смысле, одновременно и индивидуален, и существует как часть коллективного), поскольку именно коллективное безсознательное создает условия для индивидуации (процесса становления психологической личности человека). Юнг обозначил его как более глубокий слой, чем индивидуальное безсознательное – за словом стоят не только прямые значения, но и более скрытые слои и смыслы безсознательного уровня. Для коллективного безсознательного типично существование архетипов (общечеловеческих первообразов). Таким образом, коллективное безсознательное имеет непосредственное отношение к индивидуальному и связано с ним. Человек мыслит и творит этими самыми образами, хоть может и не осознавать этого.

Космический разум. Картинка из сети
Космический разум. Картинка из сети

А Слово – это то, что может как творить миры, так и разрушать их. Человеку характерно поддаваться манипуляциям Словом – он внушаем по определению. В коллективном безсознательном, как упоминалось ранее, существуют архетипы. В данном узком случае, когда произносится упомянутое Слово, человек неосознанно отзывается на первичный первообраз, который существует в коллективном разуме, где у него есть свой комплекс как внешних, так и содержательных характеристик. 

В частности, «бес» у В. Даля это «злобное, бесплотное существо, злой дух, демон, сатана, диавол, черт, вельзевул, царь или князь тьмы, царь ада, преисподней; змий, кромешный, враг, ворог, вражья сила, недруг, неистовый, лукавый, нечистый, луканька, не наш, недобрый, нелегкий, нелегкая, нечистая сила, неладный; соблазнитель, блазнитель, морока, мара, ляхой, игрец, шут, шайтан; черная, неключимая сила, некошной, ненавистник рода человеческого». Смотрите, сколько всего насчёт этого архетипического персонажа образных общих понятий записано в коллективной памяти русского народа. При воздействии внешнего раздражителя (Слова) всё это в той или иной степени, отзываясь, поднимается на уровень сознания и обретает вербальную ментальную плоть. А с ним начинает проявление и своих качеств в жизни человека. Таким образом, при проговаривании этого трехбуквенного слова как отдельно, так и слитно с другим возможно поднятие из человеческой тени и извне из коллективного безсознательного существа без плоти, но с целевым негативным посылом. Человеку вообще, достаточно произнести, «да», и оно может тут же встроиться в энергетические структуры человека. Это как раз о чужих о мыслеформах.

Что же я хочу всем этим сказать? А то, что использование звучания этого самого слова из трех букв вызывает образ темного духа, хочет человек этого или нет, осознает или отрицает само его существование. На этом принципе и основаны многие магические ритуалы, когда в практике делаются попытки вызывать конкретного демона с целью получить от него какую-то взаимную выгоду. Продвинутая психотерапия, кстати, и основывается на работе с внутренними образами и пространствами личности человека, голографическими проекциями его внутренней вселенной. И в каком-то смысле является магией. Это квантовый мир, образная манифестация, в котором может материализовать эту самую упомянутую сущность, если её образно осознанно или неосознанно призвать.

Темная сторона. Картинка из сети
Темная сторона. Картинка из сети

В общем, вопрос насчет этой трехбуквенной приставки не так прост, как кажется. При наличии полярных мнений по вышеупомянутой дискуссии и непримиримости сторон никто не желает рассмотреть, а что же находится «между»? А между находится здравый смысл, не основывающийся на категоричных мнениях, бездумной вере, нормах, «правильных» догмах и искаженных убеждениях, но на практическом опыте. Как ставится эта приставка относительно орфографии не столь уж и важно, как и рассмотрение конспиративных теорий о кознях мирового зла. 

Работая с людьми, так или иначе встречаешься с их уникальным внутренним миром и очень многое в структуре личности человека начинает проясняться, хотя конечно же не достигает полной ясности. С позиций экологии взаимоотношений во всех смыслах не рекомендуется, как применять в своем общении мат (что также является вербальным призывом соответствующих сущностей), так и эту приставку именно с буквой «с». Поскольку мы заполняем как внутренние миры, так внешний этими самыми невидимыми существами, имеющими свой интеллект, целевые задачи и неординарные способности для «запудривания мозгов» доверчивым людям. Церковь не зря же использует такие слова как «безсмертный» и иже с ними только с буквой «з», поскольку в практике отправления религиозных обрядов эти «товарищи», если их призывать, вполне могут проявиться и начать делать свое лукавое дело уже в умах людей.

Что касается более подробных обоснований в художественном отношении применения слов «безсознательное», «безсмертный» и не только, то в своём романе «Путь души, или Тень Леопарда» я разбираю более подробно эту тему и «в красках». В книге эти два слова очень часто используются, а посему это моё личное желание и предпочтение писать их именно с приставкой «без». Мотивы, наверное, ясны. Другие же «кандидаты» на применение приставки «без» оставлены в покое. На этом, пожалуй, и закончим. Намеренно постарался не усложнять вопрос, чтобы было понятней, и над чем стоит поразмышлять.


© Vladimir d’Ar, 2022

Error

Anonymous comments are disabled in this journal

default userpic

Your reply will be screened

Your IP address will be recorded