Владимир (vladimirdar) wrote,
Владимир
vladimirdar

Categories:

Богоявленско-Анастасиин монастырь. Кострома. Золотое Кольцо.

Башня-звонница. Богоявленско-Анастасиин женский монастырь. Кострома.
Всего 21 фото

Богоявленско-Анастасиин монастырь был вторым в Костроме после моего посещения Ипатьевского монастыря. Надо сразу сказать, что впечатление он произвел очень сильное, однако отобразить все эти мои впечатления в достаточно полной мере в виде фотографий я не смогу, потому как гид в категорической форме предупредил о запрете фотосъемки на территории этого монастыря, и тем более - в самом Богоявленском соборе. Поэтому я был поставлен в довольно затруднительное положение, потому, что рассказать о монастыре и передать свои необычные ощущения нахождения в действующей женской обители очень хотелось, а фоторяд все же был неполным. Я даже уже бросил эту затею и хотел включить этот монастырь просто в общую прогулку по вечерней Костроме, но у меня, вдруг, появилась мысль - дополнить мои фото монастыря со стороны - старыми фотографиями его храмов, строений и стен. Тем более во многом монастырь выглядит сейчас совсем не так как до революции. Это позволит более полно рассказть об этой обители. Так мы и поступим.

Богоявленско-Анастасиин монастырь стоит на месте трех древних обителей: мужского Богоявленского монастыря и двух женских − Крестовоздвиженского и Анастасиина. У всех трех монастырей – многовековая история. Богоявленско-Анастасиин монастырь в Костроме был основан в 1426 году происходившим из Подмосковья учеником и родственником преподобного Сергия Радонежского - преподобным Никитой, бывшим настоятелем Высоцкого монастыря в Серпухове, а затем Высоко-Покровского монастыря в Боровске.
02.
Преподобный-Никита-Костромской

Это был второй по значимости монастырский комплекс в пределах нынешней Костромы. В отличие от Ипатьевского, основанного в стороне от города, Богоявленский монастырь входил непосредственно в городскую черту, являясь одним из опорных пунктов в системе городских укреплений.
03.
Богоявленско-Анастасиин женский монастырь. Кострома.

Первоначально все постройки обители были деревянными. Еще в XVI веке деревянные стены монастыря защищали Кострому на подступах к городу. В 1559 году началось строительство Богоявленского собора - самого древнего из сохранившихся в городе Костроме каменных сооружений. Инициатором его строительства был игумен Исайя, а одним из наиболее крупных жертвователей являлся князь Владимир Андреевич Старицкий, двоюродный брат царя Ивана Грозного. В XVI веке к обители были приписаны два женских монастыря - Анастасиин (основанный дочерью Дмитрия Донского - Анастасией) и Крестовоздвиженский.
04.
Богоявленско-Анастасиин женский монастырь. Кострома.

В 1569 году монастырь посетил князь Владимир Андреевич, направлявшийся с войском для защиты Астрахани. Братия во главе с игуменом с честью встретила его, что послужило, вместе с торжественным приемом, оказанным князю жителями Костромы, поводом для окружения царя Ивана Грозного оговорить перед ним князя. В конце того же года князя Владимира убили по приказу царя в Александровской слободе. Царский гнев обрушился и на богоявленских иноков - значительная их часть вместе с игуменом Исайей была также казнена в 1570 году (игумена Исайю погребли в подклете построенного им Богоявленского собора).
05.
Богоявленско-Анастасиин женский монастырь

Монастырь пострадал в Смутное время. В конце 1608 года отряды Лжедмитрия II во главе с А. Лисовским осадили Богоявленскую обитель. Несмотря на оборону монастыря, которую вели монахи и монастырские крестьяне, 30 декабря польские отряды ворвались в монастырь, разграбили его и разгромили. При этом погибли 11 иноков.
06.
Богоявленско-Анастасиин женский монастырь. Кострома.

В XVII веке велись значительные восстановительные работы, строились церкви (которые в основном не сохранились). Взамен деревянных стен, были выстроены каменные с шестью башнями, превратившие монастырь в мощную крепость. В числе основных вкладчиков на строительство наряду с боярином М. М. Салтыковым был и Патриарх Иосиф. Стены сохранились лишь частично, единственная уцелевшая до нашего времени башня превращена в колокольню.
07.
Башня-звонница. Богоявленско-Анастасиин женский монастырь. Кострома.

Богоявленский собор был кардинально перестроен (с трех сторон его обнесли галереей, а с северной стороны пристроили придельный Никольский храм). Росписью Богоявленского собора занялись в 1667 году мастера Гурий Никитин и Сила Савин, но, к сожалению, древние фрески не сохранились. В подклете Богоявленского собора сохраняются надгробные камни, в частности, к XV веку относятся захоронения старца Никиты и сыновей князя Василия Боровского. В XVII веке Богоявленскому монастырю покровительствует боярский род Салтыковых, создавший в стенах обители своё родовое кладбище.
08.
Богоявленский

Главное здание комплекса – Богоявленский собор – стал кафедральным собором Костромы. Это наиболее древний из сохранившихся храмов монастыря. Построенный в 1559–65 годах, первоначально он представлял собою пятиглавый, с по закомарным покрытием четверик с подклетом, трёхсторонним открытым гульбищем и трёхчастной алтарной апсидой. Гульбища вскоре были надстроены открытыми арочными галереями. В середине XVIII века были растёсаны окна четверика. В 1672 году интерьер собора расписан фресками, как предполагают, артелью костромских монументалистов во главе с Гурием Никитиным и Силой Савиным. Но и они не сохранились.
09.
Фрагмент росписи алтаря
Фрагмент росписи алтаря "старого собора".

Не раз меняли форму маковицы собора. В середине XVIII века они получают грушевидное очертание, затем возвращаются к традиционной луковичной форме.
10.
Богоявленский женский монастырь
Источник

Рисунки братьев Чернецовых, выполненные ими в 1838 году в Костроме, и панорама, зарисованная с вершины Каланчи накануне 1847 года, изображают величественный храмовый комплекс, окружённый стенами и башнями. Помимо Богоявленского собора, нам известного, мы видим высокую башнеобразную звонницу с пофронтонным завершением и одной главой, стоявшую у его юго-западного угла, и трёхъярусную церковь с двумя главами, к востоку от западной проездной башни, уже надстроенной и обращённой в колокольню. Время постройки и звонницы и церкви неопределённо, произошло это, скорее всего, в пределах XVII века.

В 1752 году в южной части монастырского двора, на границе монастырского кладбища, поднялась величественная Никольская церковь, яркий памятник эпохи русского барокко. Её стройный силуэт, с усыпанным звёздами тёмно-голубым куполом и золотой маковкой, эффектно замыкал перспективу Богоявленской улицы при взгляде от центра города. К концу XVIII века сложился выразительный архитектурный ансамбль, ставший, наряду с Кремлём, одной из доминант Костромы.
11.
Вид Богоявленского Анастасьина монастыря. В. Садовников. Акварель. После 1865 г.
Вид Богоявленско-Анастасьинского монастыря. В.Садовников. Акварель. После 1865 года.

Удачным дополнением монастырского комплекса была Смоленская часовня, построенная в 1825 году на его юго-западном углу, на основе угловой квадратной башни. Её компактный двухапсидный объём с пологим куполом и главкой, в традициях той эпохи, имел двухъярусный ордерный декор с тосканскими колоннами. Справа от неё, на южной монастырской стене, была устроена изящная звонничка. Они хорошо просматривались с Сусанинской площади.

В этот же период были сделаны заново угловые северо-западная, северо-восточная и юго-восточная башни и вся западная сторона монастырской ограды. К югу от колокольни, между нею и вновь построенным двухэтажным корпусом, были устроены новые ворота. К северу от Смоленской часовни, вдоль линии ограды, протянулись двухэтажные Больничные кельи.
12.
Южная стена Богоявленско-Анастасиина монастыря (вид с запада). Фото начала XX в.

12 мая 1779 года в Костроме произошел опустошительный пожар, испепеливший большую часть города и причинивший немалый ущерб Богоявленскому монастырю. Но Смоленская икона-фреска на юго-западной башне монастырской ограды чудесным образом сохранилась неповрежденной в огне; с того времени началась история ее почитания как одной из костромских святынь.
6 сентября 1847 года еще один пожар обратил Богоявленский монастырь в руины. В конце 1847 года он был закрыт, а его насельники переведены в Богородицкую Игрицкую мужскую обитель под Костромой. Лишь в ноябре 1863 года Богоявленский монастырь решением Святейшего Синода был возрожден как женский, объединен с костромской Анастасииной Крестовоздвиженской женской обителью и получил именование Богоявленско-Анастасииного.

Очередной пожар 1887 года, постигший Кострому и затронувший монастырь, послужил поводом к перестройке Смоленской часовни. Она получила вид достаточно тактично стилизованного древнерусского храма, с позакомарным завершением фасадов, стройным восьмигранным барабаном главы под золочёным куполом.
13.
Смоленская церковь. Богоявленско-Анастасиин женский монастырь. Кострома.

Ещё наряднее монастырь стал к 300-летию Дома Романовых. К 1913 году были вызолочены купола и на древнем соборе и на храме 1860-х годов.

"Новый" Богоявленско-Анастасиин кафедральный собор (слева) построен между 1864 и 1869 годами.
14.
Богоявленско-Анастасиин кафедральный собор
15.
Фрагмент росписи
Фрагмент росписи "нового" Богоявленского собора.

В 1918 году монастырь был закрыт, однако Богоявленский собор стал приходским храмом и действовал до 1924 года. С 1925 года в здании закрытого собора размещалось губернское архивное бюро, ставшее затем областным архивом. В 1920-1930 годах были почти полностью уничтожены монастырские стены и большинство башен, разрушены ряд храмов. В 1982 году в Богоявленском соборе, используемом как хранилище областного архива произошел пожар, уничтоживший остатки фресок собора XVII века.
16.
Богоявленско-Анастасиин женский монастырь. Кострома.

Сейчас мы отправимся осмотреть Богоявленский собор. Как уже отмечалось выше фотографировать было как никогда запрещено. Немного позже я пойму почему.
17.
Богоявленско-Анастасиин женский монастырь. Кострома.

Мы сразу отправимся с вами в Богоявленский собор этого монастыря. Он произвел очень сильное и ошеломляющее впечатление и, даже, не своей красотой и строгой и, одновременно, изящной возвышенностью. Я был поражен насыщенной энергетикой этого храма. Во многих других подобных религиозных местах-достопримечательностях экскурсанты и туристы являются явными доминантами, приносящими немалый доход церкви за счет экскурсий и им многое позволяется... Здесь же мы, как любопытствующие, сразу "потерялись" среди торжественного людского сдержанного стройного гула находящихся в храме прихожан, деловито снующих монахинь, многочисленных и определенно явных богомольцев-паломников. Я, вдруг, ощутил себя непрошенным праздным гостем, появившимся в самое неподходящее время...

Храм жил своей жизнью, духовные всплески многих и многих людей, погруженных в глубокую молитву, захлестывали и создавали неповторимый духовный контекст, подобного которому я не осознавал никогда. Было полное ощущение, погружение и представление о том, что ты находишься в старом дореволюционном храме, в том времени, когда вера являлась если не самым главным в жизни русского человека, но составляляла ее неотъемлемую и значительную часть. Было даже неуютно праздно оглядываться и озираться по сторонам, поднимать голову, чтобы рассмотреть величественные и горящие духовным золотом иконы и соборные настенные росписи...
18.
Богоявленский собор. Богоявленско-Анастасиин женский монастырь. Кострома.

Одной из величайших святынь Богоявленско-Анастасиинского женского монастыря является Федоровская икона Божьей матери - почитаемая в Русской Православной Церкви чудотворной икона Богородицы. Предание приписывает её авторство евангелисту Луке. Ее иконография сходна с Владимирской иконой. Икона почитается как одна из святынь дома Романовых, поскольку предание связывает её с призванием в 1613 году на царство основателя династии юного царя Михаила Фёдоровича, которой и благословляла его мать - монахиня Марфа.
19.
Федоровская икона Божьей матери. Кострома. Богоявленский монастырь.
Икона Федоровской Божьей матери без оклада. Источник

О появлении этой иконы на Руси достоверно ничего неизвестно. Первые легендарные упоминания об образе схожей иконографии относятся к XII веку. Она находилась в деревянной часовне у города Городец. В начале XIII века на этом месте был построен монастырь во имя иконы Богоматери, которая стала его главной святыней. Позже он стал называться по имени иконы Богородичный, Богородице-Феодоровский, а сейчас — Феодоровский. В 1238 году при нашествии войск Батыя город был уничтожен, монастырь также сгорел.

Существует несколько преданий о повторном обретении иконы. Первое - 16 августа 1239 года костромской князь Василий Квашня близ реки Запрудни увидел икону Богородицы, висящую на дереве. При участии духовенства икона была перенесена в Кострому и поставлена в соборной церкви Успения Пресвятой Богородицы. Позднее на месте её обретения был построен Запрудненский Спасский монастырь. От имени великомученика Феодора икона получила своё название - Феодоровская. Вскоре в Кострому пришёл человек из Городца, который и опознал в иконе ту, что пропала из их города. По второй версии, схожей с первой - икону обрел 16 августа 1263 года младший брат Александра Невского князь Василий Ярославич. По третьей - икону нашёл князь Юрий Всеволодович (1188—1238) в ветхой деревянной часовне близ Городца. После его смерти икона якобы перешла к Ярославу Всеволодовичу (младший брат Юрия), который благословил ею брак своего сына Александра Невского с полоцкой княжной Александрой Брячиславовной.
20.
Башня-звонница. Богоявленско-Анастасиин женский монастырь. Кострома.
21.
Башня-звонница. Богоявленско-Анастасиин женский монастырь. Кострома.


Источники:

Википедия
Сайт Костромка
Памятники истории и культуры Костромы. Энциклопедия.


© Vladimir d’Ar

Tags: богоявленско-анастасиин монастырь, золотое кольцо, кострома
Subscribe
  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your IP address will be recorded 

  • 0 comments