?

Log in

No account? Create an account

Блог о моих ощущениях этого Мира

Размышления о себе, других и Мире...

Previous Entry Share Next Entry
Вечерняя прогулка по Костроме. Золотое Кольцо России.
vladimirdar
Пожарная каланча. Сусанинская площадь. Кострома. Золотое Кольцо.
Всего 45 фото

Это заключительный пост о Костроме, где мне посчастливилось побывать в рамках тура по Золотому Кольцу России. В Костроме мы посетили Ипатьевский и Богоявленско-Анастасиин монастыри. На завтра, в Ростове Великом, будет моросящий дождь, а сейчас, здесь, в Костроме, сумрачно вечереет, над городом сгущаются тучи... На улицах Костромы совсем мало людей, запоздалые туристы как мы, и редкие прохожие. Кострома спешно собирается, сворачивает торговлю и готовится встретить свой еще один вечер на берегах Великой Волги.

Сейчас мы отправимся по одной из самых старых улиц Костромы - улице Симановского к центру города и закончим нашу вечернюю прогулку на набережной Волги.

Как единая магистраль, связующая центральную площадь Революции с районом текстильных предприятий, улица Симановского появилась на планах города сравнительно недавно - только в 1930-е годы. Ранее же она состояла из двух самостоятельных улиц, границей для которых служил Богоявленский монастырь, откуда мы и стартуем...

Слева видна небольшая часть фасада Смоленской часовни Богоявленского монастыря. А на первом плане - два доходных дома купцов Третьяковых. Первый (угловой, слева) был приобретен в 1880 г. у купцов Солодовниковых. И.П.Третьяков, возобновил после нового пожара 1887 г. этот двухэтажный дом на углу начала улицы, но уже с надстройкой третьего этажа с новым декором в ложнорусском стиле. Затем Третьяков приобрел расположенный правее одноэтажный каменный дом мещанина П.М.Леднева (строился в середине XIX в.), сломал его и на его месте возвел в начале нашего столетия трехэтажный каменный дом, декорированный в том же стиле и так же обильно, как и угловой.
02.
Доходные дома Третьякова. Кострома. Симановского 22-24.

В третьяковских доходных домах размещались всяческие учреждения (например, казенная палата), конторы и агентства частных компаний, отделения банков и т. д., а обеспеченным жильцам сдавались и отдельные квартиры. И.П.Третьяков умер накануне революции, в ходе которой дома были изъяты у его наследника: один из них занял губвоенкомат, а другой, угловой, получил название «Дома союзов», так как в нем разместились губернский профессиональный совет и губотделы отраслевых профсоюзов.

В 1904 г. в находившуюся в начале улицы типографию Азерского поступил учеником наборщика 12-летний сын рабочего-революционера Алексея Александровича Симановского - Григорий. Член КПСС с 1912 г., активный участник октябрьских боев в Москве, комиссар Костромского советского полка, Г.А.Симановский погиб при подавлении ярославского мятежа в июле 1918 г. А в первую годовщину Октября его имя было присвоено Костромской (она же Богоявленская) улице.

График прогулки  был жестким - снимать приходилось буквально наспех. Поэтому по улице Симановского мы подробно не будем останавливаться..., и сейчас уже находимся в конце этой улицы. Отсюда хорошо видна Смоленская часоня Богоявленского монастыря в ее начале. Слева - смежные строения Костромской Каланчи.
03.
Пожарная каланча. Кострома. Золотое Кольцо.

Сейчас мы на центральной площади Революции - ныне Сусанинской.
04.
Сусанинская площадь. Кострома. Золотое Кольцо.

Улица Симановского открывается двумя великолепными памятниками архитектуры - пожарной каланчой и гауптвахтой. Они были возведены П.И. Фурсовым уже в 1825-1826 гг., тогда как Костромская улица обозначена еще на генплане 1784 г. В то время земля, позднее отошедшая под гауптвахту, принадлежала купцам Ботниковым, а участок на месте каланчи - «старожилам» (так их именуют в документах) Волковым.

Проекты каланчи и гауптвахты Фурсов составлял почти одновременно, а в контракте на постройку оговаривалось, что все работы должны вестись «по данному плану и фасаду без малейшего отклонения... по показанию господина губернского архитектора».
05.
Пожарная каланча и Гауптвахта. Сусанинская площадь. Кострома. Золотое Кольцо.

Каланча решена в виде античного храма почти кубического объема с шестиколонным портиком. Над карнизом основного здания возведен аттиковый этаж, как бы смягчающий переход к восьмигранному дозорному столбу, сужавшемуся кверху. Общая высота каланчи 35 метров. Ее архитектурное решение не только соответствовало функциональным задачам сооружения, но и помогло органично включить каланчу в композицию ансамбля площади в качестве выразительной вертикали, контрастирующей со стелющимися аркадами рядов.
06.
Пожарная каланча. Сусанинская площадь. Кострома. Золотое Кольцо.

Становление Екатеринославской площади, названной именем тогдашней российской императрицы Екатерины II, началось со второй половины 1780-х годов. Созидала ее целая плеяда талантливых зодчих, работавших с высокоразвитым чувством преемственности, ценивших наследие предшественников, стремившихся постичь их творческие замыслы и воздвигнуть на площади единый архитектурный ансамбль. Первым из этих зодчих был Степан Андреевич Воротилов (1741 —1792). Степан Андреевич принял на себя строительство Гостиного двора, состоявшего из двух каменных торговых корпусов, положивших начало застройки площади и оконтуривавших ее со стороны Волги.

Строительство началось в 1789 году. При постройке левого (если встать лицом к Волге) корпуса Гостиного двора Воротилову пришлось решать задачу, как вписать в него церковь Спаса. Эта церковь, одна из древнейших в Костроме, первоначально была деревянной, а в 1766 году на ее месте воздвигли каменный храм. До конца XVII в. церковь стояла на погосте, который затем перенесли в конец Русиной улицы (теперь Октябрьская площадь), а возле храма насадили сад, и храм стал именоваться «Спас в садах» (колокольню этой церкви, существенно обогатившую силуэт всей площади, построил в начале XIX в. местный архитектор-самоучка А.В.Красильников).
07.
Красные ряды (Гостиный двор). Сусанинская площадь. Кострома. Золотое Кольцо.

Строительство левого корпуса, именуемого также «Красными рядами», т. к. в нем торговали «красным» товаром (тканями, кожаными изделиями, мехами, даже книгами), шло довольно быстро. В марте 1791 года городская дума извещала, что готовы 33 лавки, 19 достраиваются, а на 11 заготовлены материалы - всего в корпусе предполагалось разместить 86 лавок. Работы завершились к 1793 году.

В 1791 году строился правый корпус, названный «Большими Мучными рядами» , предназначенными для оптовой и розничной торговли мукой, фуражом и льном.

Невысокие стелющиеся аркады обоих рядов, представляющих собою замкнутые четырехугольники размерами 110x160 м в Красных и 122x163 м в Мучных рядах и замысленных Воротиловым как два крыла единого комплекса, сразу задали тон не только застройке, но и оформлению облика всей площади.
08.
Большие мучные ряды и Пожарная каланча. Сусанинская площадь. Кострома. Золотое Кольцо.

Между рядами был устроен плац, к концу XVIII в. замощенный булыжником. Это, с одной стороны, открывало оба здания для одновременного осмотра, а с другой - как бы включало в ансамбль площади Волгу. Посадка на месте плаца высоких деревьев происходила уже в 1940-е годы.
09.
Большие мучные ряды. Сусанинская площадь. Кострома. Золотое Кольцо.

В 1797 году должность первого костромского губернского архитектора занял Николай Иванович Метлин (1770-1822). Коренной москвич, сын архитектора, обучавшийся зодчеству на практике, он еще в Москве вел некоторые строительные работы, главным образом в Китай-городе. В 1806 году под его наблюдением началось строительство «Здания присутственных мест» (на фото ниже слева), предназначенного для размещения большинства губернских учреждений. Стройка велась на месте и частично на фундаментах прежнего каменного соляного магазина, у стены «Нового города».

Метлин отнесся к данному проекту творчески. Во-первых, он развернул здание к площади не фасадом, а торцом, во-вторых, несколько уменьшил его в объеме из-за тесноты земельного участка. Тем не менее это смелое решение не привело к обеднению облика площади. Построенное в стиле классицизма, «Здание присутственных мест» и с торца выглядит весьма внушительно: с низким цокольным этажом, оживленным квадратными окнами, вдвое более высоким первым этажом, сплошь рустованным, и вторым этажом еще больших размеров.
10.
Сусанинская площадь. Кострома. Золотое Кольцо.

Земля по углу площади с улицей Шагова и проспектом Мира издавна принадлежала богатому дворянскому роду Борщовых, имевших здесь деревянный дом с огородом. Из них наибольшую известность снискал Сергей Семенович Боршов (1754-1837). Маститый воин суворовской эпохи, генерал-лейтенант, он в Отечественную войну 1812 года занимал важный и ответственный пост генерал-провиантмейстера (начальника снабжения) русской армии. Назначенный после завершения войны сенатором, Борщов хотел возведением роскошного особняка в самом центре Костромы как бы подчеркнуть перед земляками свое высокое служебное положение.
11.
Дом генерала С.С. Борщева. Сусанинская площадь. Кострома. Золотое Кольцо.

Сооружение этого единственного в Костроме жилого здания дворцового типа было в основном закончено к 1822 году. «Крупный масштаб и представительность обусловило его восприятие как общественного здания, - отметил известный искусствовед В.Н.Иванов, - Он органично вошел в архитектурный ансамбль центра Костромы.
12.
Дом генерала С.С. Борщева. Сусанинская площадь. Кострома. Золотое Кольцо.
13.
Дом генерала С.С. Борщева. Сусанинская площадь. Кострома. Золотое Кольцо.

В центре площади, которую костромичи назвают "сковородкой", в 2007 году "забит" памятный гвоздь в честь воссоздания Сусанинской площади с памятником царю Михаилу Федоровичу Романову и крестьянину Ивану Сусанину во время празднования 855-летия города. Вы видите его "шляпку")
14.
Памятный гвоздь. Сусанинская площадь. Кострома. Золотое Кольцо.

Сейчас мы направляемся к памятнику Ивану Сусанину по скверу между Мучными и Красными Рядами.
15.
Парк. Сусанинская площадь. Кострома. Золотое Кольцо.

Впервые идею увековечения исторического подвига костромского крестьянина Ивана Осиповича Сусанина, который в начале 1613 года завел отряд врагов в непроходимые дебри, пожертвовав жизнью во имя спасения родины, выдвинул местный педагог и литератор Юрий Никитич Бартенев, хороший знакомый А.С.Пушкина и Н.В.Гоголя. Во время приезда Николая I удалось получить его согласие на установку памятника народному герою, в ознаменование чего указом от 8 июня 1835 года Екатеринославская площадь была переименована в Сусанинскую.
16.
Памятник Ивану Сусанину. Парк. Кострома. Золотое Кольцо.

Создание памятника было поручено даровитому скульптору Василию Ивановичу Демут-Малиновскому, прославившемуся работами по убранству арки Главного штаба в Петербурге. 7 августа 1841 года состоялась закладка памятника, доставленного из столицы уже в сентябре 1843 года. Смерть скульптора в 1846 году замедлила ход работ, и монумент был открыт в торжественной обстановке только 14 марта 1851 года. Он представлял из себя круглую гранитную колонну, поставленную на четырехугольном гранитном пьедестале, обложенном по сторонам металлическими досками, с рельефным изображением сцены гибели героя на одной из них. Наверху колонны - бронзовый бюст юного царя Михаила в «шапке Мономаха», у подножия, на пьедестале,- выразительная коленопреклоненная фигура Ивана Сусанина. Памятник имел вес 17 тыс. пудов, а высоту - 7 саженей. Стоял он не в месте современного, а на Сусанинской площади...
17.
Памятник Ивану Сусанину. Открытие в 1851 году.

В конце XIX в. площади-плацы стали уступать место площадям-скверам. Коснулось это веяние и Костромы. 11 июня 1897 г. городская дума постановила: «Уничтожить Сусанинскую площадь и вместо нее устроить сквер, согласно представленному плану, с таким расчетом, чтобы памятник Сусанину приходился в начале сквера и кругом сквера проходили бы достаточной ширины улицы». Сусанинский сквер *, занявший участок в 3,5 тыс. кв. м., первоначально имел полуовальную форму, его пересекали восемь сходящихся в центре дорожек. В сквере посадили 556 кустов акации и 1902 куста спирии - их периодически низко подстригали (деревья здесь появились уже в 1930-е годы). Сквер окружала красивая металлическая ограда высотою в 80 см.

Этот памятник был разрушен в 1918-1928 годах. В 1967 году в Костроме установлен памятник Ивану Сусанину работы скульптора Н. А. Лавинского, который мы и видим.
18.
Памятник Ивану Сусанину. Парк. Кострома. Золотое Кольцо.

В настоящее время в связи с предстоящим возможным восстановлением исторического памятника рассматривается возможность переноса нынешнего памятника к месту подвига Ивана Сусанина (село Домнино Сусанинского района Костромской области).
19.
Памятник Ивану Сусанину. Парк. Кострома. Золотое Кольцо.

Многие слышали о "Сырной бирже" Костромы. Нам захотелось туда попасть и прикупить костромского сыра. Эта большая палатка и есть часть сырной биржы. Основные ее площади были уже закрыты, а здесь торговля еще продолжалась...
20.
Сусанинский парк. Кострома.

Красные ряды (слева) и Квасные ряды (справа на дальнем плане).
21.
Красные ряды. Кострома. Золотое Кольцо.

Прогуляемся по Красным торговым рядам Костромы...
22.
Красные ряды. Кострома. Золотое Кольцо.
23.
Красные ряды. Кострома. Золотое Кольцо.
24.
Красные ряды. Кострома. Золотое Кольцо.

В легком шатре Сырной биржы можно было прицениться к Костромским сувенирам...
25.
Костромские плетенки
26.
Костромские сувениры
27.
Сувениры из Костромы

Это Квасные ряды.
28.
Квасные ряды. Кострома. Золотое Кольцо.

Часовня Николая Чудотворца в Пряничных рядах - ккирпичная ротондальная часовня в стиле классицизма с притвором. Пристроена к западному торцу Пряничных рядов, сооруженных на рубеже XVIII-XIX вв. Принадлежала Николо-Бабаевскому монастырю. Возвращена верующим в 1994 году, ныне приписана к Георгиевской церкви Костромского университета РХБЗ.
29.
Часовня Николая Чудотворца в Пряничных рядах

Церковь Спаса в Рядах - пятиглавая православная церковь середины XVIII века, которая входит в ансамбль Торговых рядов города Кострома. Первое упоминание о Спасской церкви относится к 1628 году, когда в писцовой книге по Костроме упоминается о пустующем на торгу церковном месте, а «церковь была Всемилостивого Спаса Происхождение честных дерев Животворящего Креста».
30.
Церковь Спаса в Рядах. Красные Ряды. Кострома.

А уже в шестидесятых годах XVIII века попечением купца Стефана Семёновича Белова был возведён каменный Спасский храм в традициях архитектуры допетровского времени - пятиглавый, бесстолпный, одноабсидный - освящение которого состоялось в 1766 году. С.А. Воротилов, получивший подряд на строительство Гостиного двора, в 1791-1792 годах выстроил новую колокольню в стиле позднего барокко. В ходе работ С. Воротилов значительно обогатил проект, устроив снаружи рядов колоннаду и воздвигнув над воротами со стороны Волги колокольню.
31.
Церковь Спаса в Рядах. Кострома. Красные ряды. Кострома.

Пряничные ряды.
32.
Пряничные ряды. Кострома.
33.
Пряничные ряды. Кострома.
34.
Церковь Спаса в Рядах. Кострома. Красные ряды. Кострома.

Табачные ряды. Замечательный памятник костромского гражданского зодчества первой четверти XIX в. в стиле позднего классицизма, одно из лучших торговых зданий города, являющееся важным звеном в застройке его центра. Построено в 1819-1824 гг. по проекту известного русского архитектора В.П. Стасова, видимо, губернским зодчим Н.И.Метлиным, на средства губернского правления и костромских купцов на месте часовни Успенского собора. В конце XIX - начале ХХ вв. со двора сделаны различные пристройки. В 1962-1963 гг.  проведена реставрация здания (арх. Л.С. Васильев).
35.
Табачные ряды. Красные ряды. Кострома.

Сейчас мы в Центральном парке (некогда Парке имени Ленина). Все здесь пути ведут к памятнику вождю.
36.
Парк имени В.И. Ленина (Центральный) в Костроме

Совсем рядом "с Лениным" находится небольшая камерная Часовня Александра Невского "в кремле".
37.
Часовня Александра Невского в Центральном парке Костромы

Часовня устроена около 2009 года в кирпичной сторожке, уцелевшей от ограды разрушенного соборного комплекса. Сторожка была сооружена во 2-й пол. XIX в., в качестве одной из ее стен использована калитка ворот соборной ограды конца XVIII в.
38.
Часовня Александра Невского в Центральном парке Костромы

Часовня вызывает какие-то тонкие трогательные ощущения, ведь это осколок бывшего Костромского кремля.
39.
Часовня Александра Невского в Центральном парке Костромы

А на этом месте (фото ниже) должен был быть памятник в честь 300-летия дома Романовых Задуман он как сооружение высотой 36 м. с 26-ю скульптурами исторических личностей и барельефами по кругу постамента, иллюстрирующими важнейшие события Российской истории. Проект памятника был утверждён в 1912 году, тогда же начаты работы над отдельными фигурами и сооружением постамента. Архитектором проекта был утверждён Сергей Александрович Власьев (1881-1936), автор стелы-обелиска в Александровском саду у стен Московского Кремля.
40.
Памятник В.И. Ленину. Кострома.

Сам А.И. Адамсон обязался исполнить все художественно-скульптурные работы, подряд на облицовочные работы получила Петербургское акционерное общество «Гранит» (гранит Гангеутский красный № 8), отливку бронзовых фигур выполнила фирма К.В. Верфель, непосредственное руководство строительными работами осуществлялось инженером Большаковым. Закладка памятника состоялась 20 мая 1913 года, во время торжественного празднования 300-летия дома Романовых в Костроме. Закладка состоялась в присутствии Николая II и его семьи, в торжественной обстановке при параде местных войск. Дата закладки монумента также была приурочена и к 760-летию основания города.

Проекты памятника - победители конкурса 1911 года.
41.
Конкурс 300-лет династии Романовых - проекты памятника
Источник

Первая мировая война помешала завершению памятника. К 1916 году был возведен постамент, отлиты и доставлены в Кострому 20 из 28 предполагавшихся бронзовых фигур. Было установлено 2 фигуры, остальные остались в ящиках. После Февральской революции работы были окончательно остановлены. Окружающие памятник строительные леса простояли заброшенными весь 1917-й и несколько первых месяцев 1918 года.

После Первомая 1918 года губисполком создал комиссию «по переустройству памятника 300-летия дома Романовых в памятник Свободы», открытие которого предполагалось «в предстоящую годину октябрьской революции». Практических же шагов не последовало. Большая часть доставленных в Кострому статуй находилась в ящиках возле постамента, меньшая - в парке бывшего губернаторского дома. После смерти В.И. Ленина в январе 1924 года постамент было решено использовать для установки памятника вождю. В конце 1924, или в первой половине 1925 года все скульптуры были отправлены на костромской завод «Рабочий Металлист» в переплавку.
42.
Памятник В.И. Ленину. Кострома.

К 1 мая 1928 года на постаменте, верхняя часть которого была разобрана, установили бетонную статую В. И. Ленина. К 1981 году бетон разрушился, и в 1982 году был установлен новый монумент из бронзы. Памятник "вождю" смотрится явно странновато и чуждо на этом торжественном изящном дореволюционном основании, да и сама по себе фигура вождя вызывает смешанные чувства...

И, вот, наконец набережная Волги. Комментировать тут особо нечего... Стоит только сказать, что "дух захватывает"..., а еще и потому, что "Река Волга" как архетипный образ и символ непостижимой русской души, крепко накрепко вошли в коллективное бессознательное нашего народа.
43.
Река Волга. Кострома.

Фотография, все же, никак не передает реальное ощущение нахождения на берегах величавой Русской Реки...
44.
Река Волга. Кострома.

Вечерние тучи сгущались, все говорило о том, что завтра будет дождь. Но день этот был насыщен таким количеством ярких и глубоких впечатлений, что капризы погоды никак не могли повлиять на настроение праздника и удовольствия нахождения в Сердце Золотого Кольца, на костромской кремлевской набережной у Великой Волги...
45.
Набережная Волги. Кострома.


Источники:

Википедмя
Сайт Костромка



© Vladimir d’Ar


  • 1
Владимир! Спасибо за такой блестящий репортаж. Многие сейчас не могут позволить путешествия даже по собственной стране, но Вы даете возможность путешествовать хотя бы виртуально.

Спасибо, Михаил!

Интересно. Собираюсь поехать в те края - Аврамиев городецкий монастырь у Чухломского озера )

Любопытно, даже не слышал о таком...)

Отличный фоторепортаж ! И как всегда !!!

Спасибо, Саша!

Приятные пространства в городе, как показалось)_))

увы, во время поездки пропустила Кострому - надо вернуться)

Никогда не был в Костроме, но сегодня день какой-то необычно вскрывающий потаённое. В посте о Ленине у меня был намёк на Фёдорова (но никто не понял, вообще никто), а ведь Кострома это кукла которую жгут весной - а символизирует она вечно обновляющуюся и воскрешающуюся сущность бытия. Да, кстати в посте о Ленине не добрались до Маяковского. Собственно к теме имела отношение его поэма ПРО ЭТО. НО ЭТО К ТЕМЕ. А просто о Ленине нет лучше поэмы Владимир Ильич Ленин. Опять при чём Кострома и Маяковский. Да мелочь. Скульптор Лавинский - автор памятника Сусанину (выяснилось и обнародовалось) сын Маяковского. Фсё:-)

Любопытно! Спасибо!

А вы не знали???

Насчет сына Маяковского не знал)

Даже не верится, что по вечерам бывает так светло!)
Неплохой город, мы там дважды были.

Ну, вытягиваешь же из теней...) Да, хороший добрый город)

  • 1