?

Log in

No account? Create an account

Блог о моих ощущениях этого Мира

Размышления о себе, других и Мире...

Previous Entry Share Next Entry
Выставка "Святой Князь Владимир - Креститель Руси". Часть 1.
vladimirdar
Святой равноапостольный князь Владимир
Всего 62 фото

В Государственном Историческом музее проходит масштабная всероссийская выставка «Креститель Руси», приуроченная к 1000-летию преставления святого равноапостольного князя Владимира, что будет широко отмечаться в нашей стране. Эта выставка меня сильно взволновала - я давно интересовался легендарной личностью князя Владимира, а сейчас появилась возможность окунуться в удивительный контекст древней Руси, увидеть реальные исторические артефакты, чудотворные иконы, иконы святого князя Владимира. Да и зовут меня Владимир, между прочим, вот потому и захотелось пообщаться с тезкой и его окружением) Более того, приближается 28 июля – День Памяти святого князя Владимира, день Крещения Руси, мои именины, в конце концов). Вот и решил я как можно более подробней рассказать о князе, приурочив материал к этой знаменательной дате, поделиться большим количеством любопытного визуального материала с выставки и собственными впечатлениями об этом чтрезвычайно интересном мероприятии. Кроме того, у многих нет возможности приехать в Москву, поэтому этот пост будет фактически виртуальным ее посещением, поскольку я постарался как можно полнее представить выставку для моих читателей.

Эпоха правления святого равноапостольного князя Владимира была важнейшим периодом для государственного становления Руси. Подчинение единому центру разрозненных славянских земель и оформление государственных границ Киевской Руси происходило в напряженной борьбе с соседними племенами и государствами. Социально-политическое развитие страны требовало и изменения в идеологии – старые языческие культы, носившие местный характер, были уже непригодны. Провозглашение в качестве государственной религии христианства (по византийскому образцу) стало одним из важнейших факторов, на тысячелетие вперед определившее историческую судьбу народа и государства, его духовное и культурное развитие.

Выставка организована в 36-м зале основного здания Исторического музея, на его третьем этаже. Здесь проходят значительные выставочные мероприятия похожей направленности. Более всего мне запомнились из подобных масштабные и незабываемые выставки – «Обитель преподобного Сергия» о Сергии Радонежском и «Христианские древности Пермского края». «Креститель Руси» также обещал нечто значительное и необычное – так, впрочем, и вышло. Но, обо всем по порядку.

Первое, что мы видим, открывая дверь выставки – это икона «Крещение Господне». Москва. Школа Оружейной палаты. 1680-е годы. Дерево, левкас, темпера.
02.
Икона «Крещение Господне». Москва. Школа Оружейной палаты. 1680-е годы. Дерево, левкас, темпера.

Впечатление очень сильное - как будто перед тобой открывается дверь в историю древней Руси...
03.
Икона «Крещение Господне». Москва. Школа Оружейной палаты. 1680-е годы. Дерево, левкас, темпера.

С крещением на Русь пришли не только религиозные изменения. Впервые начинается чеканка монет - златников и сребреников. Выпуск собственных денег был особенно важен как показатель нового статуса Руси. Принятие христианства сильно изменило тогда наше с вами государство.

Златник. Древнерусское государство. 988-1015 гг. Золото. Чеканка.
04.
Златник. Древнерусское государство. 988-1015 гг. Золото. Чеканка.

На лицевой стороне изображен сидящий на троне князь; над левым плечом – княжеский знак (трезубец или «знак Рюриковичей»). Круговая надпись: «ВЛАДИМИРЪ НА СТОЛI». На оборотной стороне – погрудное изображение благословляющего Христа.

Это первая русская золотая монета, чеканка которой началась в Киевской Руси после принятия в 988 г. Христианства в качестве государственной религии. Чеканка златников прекратилась после смерти Владимира Святославовича

Сребреник. Древнерусское государство. Конец X - начало XI вв. Серебро. Чеканка.
На лицевой стороне изображен сидящий на престоле князь. Одежда князя украшена бусинами. По сторонам изображения надпись: ВЛАДИМИРЪ НА СТОЛI. На оборотной стороне надпись: "А се его сребро".
05.
Сребреник. Древнерусское государство. Конец X - начало XI вв. Серебро. Чеканка.

Серебряные монеты появились почти одновременно с золотыми выпусками. В их оформлении использовались те же элементы, что при чеканке златников: изображение князя, христианские символы, «знак Рюриковичей».

Перстень со знаком Рюриковичей. Киев. XI-XII вв. Серебро; литье, гравировка.
Подвеска со знаком Рюриковичей. XI в. Бронза; литье.
06.
Перстень, подвеска со знаком Рюриковичей. Печать актовая привесная.

Печати актовые привесные. Свинец; литье. Оттиск буллотирии. Печати великого князя Изяслава Ярославича, с княжеским знаком, киевского тысяцкого Ратибора, с княжеским знаком и изображением святого Анания. Буллотирия – похожий на клещи инструмент для изготовления вислых свинцовых печатей.
07.
Печати актовые привесные. Свинец; литье.

Теперь Русь была не варварской периферией Европы, а молодой, амбициозной державой, перед которой открылись новые возможности. Династические браки, составлявшие тогда важный элемент дипломатии, позволили преемникам Владимира породниться едва ли не со всей Европой - от соседних стран до Германской империи и далекой Франции. Но куда важнее были культурные возможности. Из Византии на Русь пришла книжная традиция, навыки строительства каменных сооружений, иконописание и летоисчисление. Из полугосударственного образования, которое объединяли только князь с дружиной, охранявшие речные пути и взимавшие с покоренных племен дань, Русь стала превращаться в единую страну. Из летописей постепенно исчезают племенные названия, и уже к началу ХII века можно говорить, что на огромной территории от Карпат до Новгорода и от Буга до Оки возникла древнерусская народность, объединенная языком, культурой и верой.

Военные походы и реформы князя Владимира сплотили молодое древнерусское государство. На его территории обитали многочисленные племена и народности, существовал столь же широкий спектр различных языческих верований и суеверий, сильно разобщавших страну. При раскопках курганов и поселений тех времен находят скандинавские амулеты, финно-угорские шумящие подвески-обереги, магические знаки и рисунки на бытовых предметах славянских племен и, даже христианские крестики.

Экспозиция начинается с элементов вооружения древнерусских воинов и археологических находок языческой Руси.
08.
Выставка Креститель Руси

Шлем. Предметы вооружения древнерусского воина. Конец X – первая половина XI века. Фрагменты спекшейся кольчуги.  Курган "Гульбище". Чернигов.
09.
Шлем. Предметы вооружения древнерусского воина. Конец X – первая половина XI века.

Предметы вооружения древнерусского воина.
Меч, навершие меча. Новгород. Конец X – первая половина XI века.
10.
Меч, навершие меча, сабля. Предметы вооружения древнерусского воина. Конец X – первая половина XI века. Новгород.

Умбон и оковки щита.
Умбон. Смоленская область. Д. Гнёздово.
Оковки щита. Ярославская область. д. Михайловское.
Железо, латунь, серебро, рог; ковка, литье, резьба, инкрустация.
11.
Умбон и оковки щита.

Умбон - металлическая бляха-накладка полусферической или конической формы, размещённая посередине щита, защищающая кисть руки воина от пробивающих щит ударов холодного оружия.

В X–XI вв. наибольшую угрозу древнерусскому государству представляли кочевники-печенеги, почти каждый год совершавшие набеги на земли своих соседей. Защита от кочевников была важнейшей функцией князя. В одной из стычек со степняками погиб отец князя Владимира Святослав Игоревич.

Предметы вооружения воинов степи.

Стремена, бляхи, начельник конский. Юг России. IX-X вв. Железо, латунь; ковка, литье.
12.
Стремена, бляхи, начельник конский. Юг России. IX-X вв. Железо, латунь; ковка, литье.

Наконечники копий, сабли, топоры. Юг России. IX-X вв. Железо, латунь; ковка, литье.
13.
Наконечники копий, сабли, топоры. Юг России. IX-X вв. Железо, латунь; ковка, литье.

Наруч. Юг России. IX-X вв. Железо, латунь; ковка, литье.
14.
Наруч. Юг России. IX-X вв. Железо, латунь; ковка, литье.

Древнерусское язычество известно в основном по археологическим материалам и сочетало в себе элементы славянской, скандинавской и финно-угорской традиций, как уже отмечалось выше. После принятия христианства на Руси еще долгое время существовало двоеверие – одновременное почитание христианских символов и языческих оберегов.

Предметы языческого культа. Железо, латунь, серебро, глина; ковка, литье.

Идол, фигурка антропоморфная, амулет-колесо. Предметы языческого культа.
15.
Идол, фигурка антропоморфная, амулет-колесо. Предметы языческого культа.

Лапы глиняные. Предметы языческого культа.
16.
Лапы глиняные. Предметы языческого культа.

Гривна с молоточками Тора. Предметы языческого культа.
17.
Гривна с молоточками Тора. Предметы языческого культа.

Жезл жреческий. Предметы языческого культа.
18.
Жезл жреческий. Предметы языческого культа.
19.
Древнерусские языческие амулеты

Подвески. Древнерусские языческие амулеты.
20.
Подвески. Древнерусские языческие амулеты.

Раннехристианские погребения и комплексы с христианской символикой.

Гривна с подвесками, крестик, навершие булавки крестовидное, браслет, перстень. Раннехристианские погребения и комплексы с христианской символикой.
21.
Гривна с подвесками, крестик, навершие булавки крестовидное, браслет, перстень. Раннехристианские погребения и комплексы с христианской символикой.

Серьги, подвески-крестик, низка бус. Киев. Раннехристианские погребения и комплексы с христианской символикой.
22.
Серьги, подвески из византийской монеты, подвески-крестик, низка бус. Раннехристианские погребения и комплексы с христианской символикой.

Фибулы (застежки для одежды) двухскорлупные. Раннехристианские погребения и комплексы с христианской символикой.
23.
Фибулы (застежки) двухскорлупные, фибула круглая. Раннехристианские погребения и комплексы с христианской символикой.

Весы. Раннехристианские погребения и комплексы с христианской символикой.
24.
Весы. Раннехристианские погребения и комплексы с христианской символикой.

Клад: гирьки весовые, серьги, подвески низки бус, обломок ножа, кольца ременные, дирхемы, крестик. Смоленская область. д. Гнёздово. Серебро, бронза, железо, свинец, стекло; литье, ковка, тиснение, волочение, пайка, скань, зернь.
25.
Клад: гирьки весовые, серьги, подвески низки бус, обломок ножа, кольца ременные, дирхемы, крестик. Смоленская область. д. Гнёздово.
26.
Выставка «Креститель Руси» в Историческом музее

Арка и тябло иконостаса. Русский север. Кемь. XIII век. Медный сплав. Дерево; резьба.
27.
Арка и тябло иконостаса

Две такие арки были найдены в алтаре церкви середины XII в. г. Вщижа – удельного города черниговских князей. Возможно они являлись каркасом конструкции «напрестольной сени», воздвигаемой при торжественном богослужении над алтарем и священными предметами на алтаре.

Арка. с. Вщиж. Брянская область. Середина XII в. Мастер Константин. Медный сплав; литье.
28.
Арка. с. Вщиж. Брянская область. Середина XII в. Мастер Константин. Медный сплав; литье.

Тябло иконостаса. Русский север. Кемь. XIII век. Дерево; резьба.
29.
Тябло иконостаса. Русский север. Кемь. XIII век. Дерево; резьба.

Тябло – горизонтально расположенный деревянный брус алтарной преграды, на которой устанавливаются иконы в иконостасе
30.
Тябло иконостаса. Русский север. Кемь. XIII век. Дерево; резьба.

Принятие новой религии стало важнейшей задачей. Первоначальная «языческая реформа» князя Владимира – попытка упорядочить пантеон языческих богов – провалилась и князь стал тщательно выбирать веру. Познакомившись с исламом, иудаизмом и христианством Владимир остановил свой выбор на христианстве по греческому образцу, которое приняла ранее его бабка Ольга. В 988 году в византийской Корсуни (Херсонесе) князь Владимир вместе со своей дружиной принял крещение, а по возвращении в Киев крестил народ в Днепре. Вместе с новой верой на Русь прибыли Корсунские священники, привезшие с собой книги и богослужебную утварь.

Первый каменный храм на Руси – Десятинная церковь – был построен по греческим образцам. Греческими были и первые почитаемые святые Руси – Дмитрий Солунский, Георгий Победоносец, Климент Папа Римский, чьи мощи Владимир привез в Киев из Корсуни.
31.
Выставка «Креститель Руси» в Историческом музее

Память о святом равноапостольном Владимире нашла свое отражение в иконописи и живописи, в русском летописании и литературных произведениях, в предметах декоративно-прикладного искусства XI–XX веков.

Евангелие-апракос. Константинополь. Скрипторий монастыря Одигон. Вторая половина XI в. – вторая половина XIV в. Рукопись: пергамен, чернила, киноварь, темпера, золото; миниатюры, заставки, инициалы. Переплет начала XIX века: доски, бархат.
32.
Евангелие-апракос. Константинополь. Скрипторий монастыря Одигон. Вторая половина XI в. – вторая половина XIV в.

Оформление рукописи – образец книжной продукции императорского скриптория второй половины XI века. Миниатюры: евангелисты Иоанн Богослов и Матфей.

Икона Богоматери «Скорбящая». Византия. Конец XII – начало XIII вв. Дерево; темпера.
Икона «Христос Эммануил». Константинополь. Конец XIII – начало XIV вв. Дерево, воск, камни, серебро, стекло; мозаика, энкаустика (восковая живопись).
33.
Иконы Богоматери «Скорбящая» и «Христос Эммануил»

Иконы Святой Георгий, Святой Пантелеймон, Святая Елизавета, Архангел Гавриил.
Византия. X-XI вв. Глина, глазурь.
34.
Иконы Святой Георгий, Святой Пантелеймон, Святая Елизавета, Архангел Гавриил. Византия. X-XI вв. Глина, глазурь.

Евангелие-апракос. Середина X в.
Рукопись: пергамент, чернила, темпера, золото. Переплет: доски в коже.
35.
Евангелие апракос. Середина X в.

Икона «Сцены из Жития Иоанна Предтечи».
Византия. Конец XIV – начало XV в. Дерево; темпера.
36.
Икона «Сцены из Жития Иоанна Предтечи». Византия. Конец XIV – начало XV в. Дерево; темпера.

Икона Богоматери «Корсунская». Москва. 1644 г. По легенде образ принесен на Русь князем Владимиром из Корсуни (Херсонеса) вместе с другими реликвиями, названными «корсунские».
37.
Икона Богоматери «Корсунская». Москва. 1644 г.

Икона минейная «Июль». Русский Север. Начало XVII века. Икона-минея (месячные святцы), содержит изображения святых, почитаемых в определенный месяц. Во втором ряду (сверху) среди святых - Святой равноапостольный князь Владимир (девятый слева).
38.
Икона минейная «Июль». Русский Север. Начало XVII века.

Пролог сентябрь-январь (Лобковский пролог). Писец Тимофей. Новгород. 1262 или 1282 г.
Пролог - один из наиболее популярных житийных сборников древней Руси, ведущий свое происхождение от византийских месяцесловов. Содержит слова на праздники и краткие жития Святых. Также в Прологе отмечались такие церковные праздники, как дни освящения церквей.
39.
Пролог сентябрь-январь (Лобковский пролог). Писец Тимофей. Новгород. 1262 или 1282 г.

Икона Священномученики Климент Римский, Петр Александрийский, Власий Севастийский. XVI-XVII вв. Дерево, левкас; темпера.
40.
Икона Священномученики Климент Римский, Петр Александрийский, Власий Севастийский. XVI-XVII вв.

Святой Климент – папа Римский, широко почитался в древней Руси. Об этом свидетельствует «Слово на обновление десятинной церкви» XI в. По преданию, мощи святого были обретены равноапостольным Кириллом в Корсуни (Херсонесе) около 861 г. Впоследствии они были перевезены в Рим. Часть мощей в мраморном саркофаге оставили в Херсонесе. После захвата города Князем Владимиром мощи святого Климента  вместе с саркофагом были перенесены в Киев и положены в Десятинной церкви – первом каменном храме Киевской Руси.

Первый храм, посвященный святому Власию был заложен князем Владимиром на Подоле, сразу после Крещения Руси. В нем находилась икона святого с частицей его мощей.  Центральный музей древнерусской культуры и искусства имени Андрея Рублева.

Фрагменты фресок Десятинной церкви. X-XII вв. Десятинная церковь – первый каменный храм на Руси. Заложена в 991 г., освящена в 996 г. В ней был похоронен князь Владимир и его жена византийская царевна Анна. Храм был разрушен во время татаро-монгольского нашествия в 1241 г. Государственный Эрмитаж.

Левее на фото - фрагменты смальты (традиционный материал, который использовался для художественной укладки мозаики). X-XII вв. Камень, стекло; резьба, полировка, золочение.
41.
Фрагменты фресок Десятинной церкви. Смальта. X-XII вв.

Икона «Святой великомученик Дмитрий Солунский». Москва. 1584 г. Дерево, левкас; темпера.
На полях оклада 16 клейм со сценами Жития святого Дмитрия Солунского. Христианский святой, почитаемый в лике великомучеников. Был казнен во время правления императора Диоклетиана, цезарем Максимианом в Солониках.
42.
Икона «Святой великомученик Дмитрий Солунский». Москва. 1584 г.

Почитание святого пришло на Русь еще в языческие времена не позднее рубежа IX-X вв. С принятием христианства в конце X века Дмитрий Солунский становится одним из наиболее почитаемых на Руси святых. В «Сказании о Борисе и Глебе» заступничество этих князей-воинов сравнивается с покровительством Дмитрия Солунского. В 1197 году из Солуни была привезена икона великомученика, написанная на его доске гробной. В 1380 году при Дмитрии Донском она была перенесена в Успенский собор Московского Кремля. В Историческом музее – список с нее, вложенный боярином Дмитрием Годуновым в Костромсой Ипатьевский монастырь в 1586 году.
43.
Икона «Святой великомученик Дмитрий Солунский»

Икона «Святые равноапостольные Кирилл и Мефодий». Москва. Конец XIX века. Дерево, левкас; темпера.
44.
Выставка Креститель Руси

Кирилл (827-869) и Мефодий (815-885) – братья из города Солуни (Салоники), греческие миссионеры, создатели славянской письменности.
45.
Икона «Святы равноапостольные Кирилл и Мефодий». Москва. Конец XIX века.

Евангелие-тетр. Византия. Вторая половина XI века. Рукопись. Кодекс украшен заставками византийского орнамента и четырьмя напоминающие ранние мозаики миниатюрами с изображениями евангелистов на золотом фоне.

Евангелие-тетр (Четверо-Евангелие – от греческого слова «тетра» - четыре) содержит полный текст Евангелий, расположенных в последовательности изложения повествований каждого из Евангелистов.
46.
Евангелие-тетр. Византия. Вторая половина XI века. Рукопись.

Кресты с изображениями праздников. Афон. Конец XVII - начало XVIII века. Дерево; резьба, прорезь.
47.
Кресты с изображениями праздников. Афон. Начало XVIII века.

Ну, вот, собственно, и князь Владимир. Замечательная большая и впечатляющая икона, сияющая божественным золотом и светом.

Икона «Владимир, равноапостольный князь» (из деисусного чина). Новгород Первая треть XV века.
Дерево, левкас, темпера. Гос. Третьяковская галерея.
48.
Икона «Владимир, равноапостольный князь» (из деисусного чина). Новгород Первая треть XV века.
49.
Святой равноапостольный князь Владимир

Пелена «Распятие с предстоящими». Новгород. XII век. (?). Холст, шелк, шелковые, золотые, серебряные пряденые нити; ткачество, вышивка.

Изображения: в среднике – семиконечный крест на Голгофе с распятым Христом, по сторонам от него – фигуры Богоматери и Марии, Иоанна Богослова и Лонгина Сотника.  По кайме – 11 круглых медальонов с погрудными изображениями Иисуса Христа, Богоматери и апостолов. Надписи выполнены уставом XI-XII вв. Пелена, вероятно, была создана в Киеве. Знаменщиком (мастером-иконописцем высокой квалификации) был греческий художник, а исполнителями – русские мастерицы
50.
Пелена «Распятие с предстоящими». Новгород. XII век. (?).

Пелена могла попасть в Новгород в виде вклада Мстислава I Владимировича (княжил в Новгороде в 1088-1093 и 1095-1117 гг.). Изначально шитье было выполнено на шелковой ткани. Позднее изображения и надписи были вырезаны по контуру и переложены на более древнюю византийскую шелковую ткань. В узоре большие круги с крылатыми быками с леопардами и львами между ними.

51.
Выставка «Креститель Руси» в Историческом музее
52.

Архитектурные фрагменты средневековых христианских церквей

Голосник. Новгород. Начало XII века. Происходит из Новгородского Софийского собора. Государственный Эрмитаж.
Голосники́ – это керамические сосуды или камеры небольших размеров, использовавшиеся в кладке стен или сводов, обращённые горловинами в сторону внутреннего пространства постройки, в частности церкви.
53.
Голосник. Новгород. Начало XII века.

Слепок капители предалтарной ограды. Киев. Собор Святой Софии. Первая половина XI века. В XI века алтарь был отделен от остальной части Софийского собора невысокой мраморной предалтарной преградой
54.
Слепок капители предалтарной ограды. Киев. Собор Святой Софии. Первая половина XI века.

Капитель колонны с растительным орнаментом. Владимир. Успенский собор. XII век. Белый камень; резьба. Успенский собор – главный храм Владимиро-Суздальского княжества был заложен в апреле 1158 года князем Андреем Боголюбским, сыном Юрия Долгорукого.
55.
Капитель колонны с растительным орнаментом. Владимир. Успенский собор. XII век. Белый камень; резьба.

Алтарные преграды. Италия. X-XI век. Мраморовидный известняк.
56.
Алтарные преграды. Италия. X-XI век. Мраморовидный известняк.

Алтарные преграды – барьер, который отделял алтарь от остальной части храма. Состояла из колонок, между которыми снизу были установлены мраморные плиты, а сверху положена балка. С XIII века алтарные преграды стали изготавливать из дерева. На Руси, вероятно, это делали и раньше. Такие преграды стали называть иконостасами.
57.
Алтарные преграды. Италия. X-XI век. Мраморовидный известняк.
58.
Алтарные преграды. Италия. X-XI век. Мраморовидный известняк.

Копия колокола Десятинной церкви. Киев. Колокол найден в 1824 году во время раскопок фундаментов Киевской Десятинной церкви и считается древнейшим русским колоколом.
59.
Копия колокола десятинной церкви. Киев.
60.
Выставка «Креститель Руси» в Историческом музее

Фрагмент стенописи «Крещение княгини Ольги». Москва. Новоспасский монастырь. 1869 г. Происходит из Спасо-Преображенского собора Новоспасского монастыря в Москве. Роспись собора в 1689 году выполнила артель костромских художников под руководством знаменщика Василия Осипова Колпашникова.
61.
Фрагмент стенописи «Крещение княгини Ольги». Москва. Новоспасский монастырь. 1869 г.

Святая равноапостольная княгиня Ольга правила Русью с 945 по 969 год после гибели мужа киевского князя Игоря Рюриковича. Первая из русских правителей приняла христианство еще до крещения Руси, получив имя Елены.
62.
Фрагмент стенописи «Крещение княгини Ольги». Москва. Новоспасский монастырь. 1869 г.

Перейти ко второй части.

Источники:
Материалы выставки "Креститель Руси". ГИМ. 2015.
Официальный сайт Государственного Исторического музея.
Википедия


© Vladimir d’Ar

Часть 1
Часть 3


  • 1

Выставка Святой Князь Владимир - Креститель Руси. Част

Пользователь barucaba сослался на вашу запись в своей записи «Выставка Святой Князь Владимир - Креститель Руси. Часть 3.» в контексте: [...] Всего 60 фото Продолжение (часть 1 [...]

Выставка Святой Князь Владимир - Креститель Руси. Част

Пользователь barucaba сослался на вашу запись в своей записи «Выставка Святой Князь Владимир - Креститель Руси. Часть 3.» в контексте: [...] Фото сняты камерой Sony Alpha A7R с объективом Zeiss Loxia 2/35. © Vladimir d’Ar Часть 1 [...]

Выставка Святой Князь Владимир - Креститель Руси. Част

Пользователь barucaba сослался на вашу запись в своей записи «Выставка Святой Князь Владимир - Креститель Руси. Часть 2.» в контексте: [...] Всего 49 фото Продолжение. Часть 1 [...]

Выставка Святой Князь Владимир - Креститель Руси. Част

Пользователь barucaba сослался на вашу запись в своей записи «Выставка Святой Князь Владимир - Креститель Руси. Часть 2.» в контексте: [...] Официальный сайт Государственного Исторического музея. Википедия © Vladimir d’Ar Часть 1 [...]

Выставка Святой Князь Владимир - Креститель Руси. Част

Пользователь barucaba сослался на вашу запись в своей записи «Выставка Святой Князь Владимир - Креститель Руси. Часть 1.» в контексте: [...] Оригинал взят у в Выставка "Святой Князь Владимир - Креститель Руси". Часть 1. [...]

  • 1