Владимир (vladimirdar) wrote,
Владимир
vladimirdar

Categories:

Выставка Святой Князь Владимир - Креститель Руси. Часть 2.

Обращение князя Владимира в христианство. 1866 г. П.П. Заболотский.
Всего 49 фото

Продолжение. Часть 1.

Почитание Крестителя Руси - святого равноапостольного князя Владимира и его сыновей - князей-мучеников Бориса и Глеба - первых русских святых, канонизированных русской церковью, было всенародным, а их образы в иконописи занимают совершенно особое место. Уже в XI - начале XII века на створках бронзовых крестов-энколпионов, служивших мощехранительницами, появляются ранние изображения святых братьев, в княжеских шапках и с мученическими венцами в руках. В последующее два века широкое получили распространение иконы, на которых фигура князя Владимира помещалась между святыми Борисом и Глебом. Эти иконы могли предназначаться как для Борисоглебских, так и для освященных во имя равноапостольного князя Владимира храмов. Сцены, включающие изображение Владимира Святославича появляются и в составе житийных циклов святых Бориса и Глеба.
Икона «Святые благоверные князья Владимир, Борис и Глеб». Москва. XVI в. Дерево, левкас, темпера.

Борис и Глеб (в крещении Роман и Давид; убиты в 1015 году) - русские князья, сыновья киевского великого князя Владимира Святославича и его жены Византийской царевны Анны из Армянской (Македонской) династии. В междоусобной борьбе, вспыхнувшей в 1015 году после смерти их отца, были убиты своим старшим братом Святополком Окаянным (по другой информации всех своих братьев убил Ярослав Мудрый). Борис и Глеб стали первыми русскими святыми, их канонизировали в лике мучеников-страстотерпцев, сделав их заступниками Русской земли и небесными помощниками русских князей.
02.
Икона «Святые благоверные князья Владимир, Борис и Глеб». Москва. XVI в.

Икона «Благоверные князь Борис и Глеб», с клеймами жития князя Бориса. Россия. Первая половина XVI в. Дерево, левкас, темпера.
03.
Икона «Благоверные князь Борис и Глеб», с клеймами жития князя Бориса. Россия. Первая половина XVI в.

Летописец – Кирилло-Белозерский монастырь. XVI в. Рукопись: бумага, чернила, киноварь; полуустав (форма кириллицы). Летопись открыта на кратком описании правления княгини Ольги (945-969) и ее сына Святослава Игоревича (978-1015).
04.
Летописец – Кирилло-Белозерский монастырь. XVI в. Рукопись: бумага, чернила, киноварь; полуустав.

Энколпионы (кресты-мощевики) с изображением Богородицы. XII-XIII вв. Бронза; литье.
05.
Энколпионы с изображением Богородицы. XII-XIII вв. Бронза; литье.

Энко́лпион - небольшой ковчежец прямоугольной, округлой или крестообразной формы с изображением Иисуса Христа или святых. Внутри энколпиона помещались частицы освященной просфоры или мощи святых, чтобы охранить человека от различных напастей, особенно в дальних путешествиях или походах.

Икона «Святая равноапостольная княгиня Ольга и великомученик Георгий Победоносец».
Русский Север. Начало XVIII века. Дерево, левкас, темпера.
06.
Икона «Святая равноапостольная княгиня Ольга и великомученик Георгий Победоносец». Русский Север. Начало XVIII века.

Каноник. Новгород. Спасо-Хутынский монастырь. 60-70-е гг. XV в. Рукопись: бумага, чернила, киноварь; полуустав. Каноник – богослужебная книга, включающаяся в себя по преимуществу каноны, создававшиеся в честь каждого святого или праздничного события. Рукопись открыта на «Службе  Святой равноапостольной княгини Ольге».
07.
Каноник. Новгород. Спасо-Хутынский монастырь. 60-70-е гг. XV в.

Образки. XII-XIV вв. Камень; резьба.
08.
Образки. XII-XIV вв. Камень; резьба.

Стихарь, нотированный. XII в. 1157 г.? Стихарь – певческая книга православной церкви. Содержит стихиры – жанр византийской, а также славянской поэзии и церковной музыки на все праздники года. Рукопись открыта на «Службе святым Борису и Глебу».
09.
Сборник «Успенский». Конец XII - начало XIII в. Рукопись.

Сборник «Успенский». Конец XII-начало XIII в. Рукопись.
10.
Стихарь, нотированный. XII в. 1157 г.?

Икона «Избранные святителя Василий Великий, Иоанн Златоуст и Григорий Богослов». Псков. Первая половина – середина XVI в. Святой князь Владимир получил при крещении христианское имя Василий. Одним из первых храмов построенных князем Владимиром был храм святого Василия Великого. Он был возведен на холме, где ранее находился жертвенник Перуна.
11.
Икона «Избранные святители Василий Великий, Иоанн Златоуст и Григорий Богослов». Псков. Первая половина – середина XVI в.

Икона «Происхождение честных древ Животворящего Креста Господня». Россия. 1510-1520 гг. Дерево, левкас, темпера. Из церкви Происхождение честных древ Животворящего Креста Господня в Покровском монастыре Суздаля. В Русской церкви праздник Происхождения честных древ Животворящего Креста Господня соединился с воспоминанием о Крещении Руси в 988 г.
12.
Икона «Происхождение честных древ Животворящего Креста Господня». Россия. 1510-1520 гг.

Икона «Воскресение». Ростов. Начало XVI в. Дерево, левкас, темпера. 12 клейм.
13.
Икона «Воскресение». Ростов. Начало XVI в.

Минея четья. Июль. Москва. Чудов монастырь. 1600 г. Рукопись.

Мини-четьи – «ежемесячные чтения», сборник жизнеописаний святых, сказаний и религиозных поучений для назидательного чтения. Этот тип сборников сложился в Византии в XI в. В Древней Руси они известны с начала XI в. Мине четьи Чудовские составлены в правление Бориса Годунова в 1600 г. Рукопись открыта на «Житии святого князя Владимира».
14.
Минея четья. Июль. Москва. Чудов монастырь. 1600 г. Рукопись.

Мощевик с надписями. Новгород/Иерусалим. XIII в. Сланец; резьба. Надписи: ЕРМОНО, ПРЕОБРАЖЕНИЕ ГДНЕ, БЛГВЩ, IЕВНВО (?); РОЖЬСТВО БГЦИ.
15.
Мощевик с надписями. Новгород/Иерусалим. XIII в. Сланец; резьба.

Евангелие–апракос. До 1117 г.
16.
Евангелие – апракос. До 1117 г.

Икона Богоматери «Знамение». Россия. XVII в. Дерево, левкас, темпера. Одна из древнейших и наиболее почитаемых икон в византийском и древнерусском церковном искусстве. Этот тип иконы широко распространился на Руси, особенно в Новгороде. По легенде икона Богоматери чудесным образом спасла город при осаде его суздальцами в 1169 г. О чудесах Иконы "Знамение" смотрите мои статьи в ЖЖ.
17.
Икона Богоматери «Знамение». Россия. XVII в.

Крест запрестольный четырехконечный двусторонний с изображением праздников. Россия. Вторая половина XVII в. Дерево, левкас, темпера, резьба. Среди живописных изображений в медальонах – сцена Крещения.
18.
Крест запрестольный четырехконечный двусторонний с изображением праздников. Россия. Вторая половина XVII в.
19.
Выставка «Креститель Руси» в Историческом музее

Выставка «Креститель Руси» в Историческом музее

Икона «Великомученица Параскева Пятница», с клеймами жития. Псков. Конец XV – начало XVI в.
Дерево, левкас, темпера; серебро, басма.
20.
Икона «Великомученица Параскева Пятница», с клеймами жития. Псков. Конец XV – начало XVI в.

В народной традиции православных славян мифологизированный образ, основанный на персонификации пятницы как дня недели и культе святой Параскевы. По мнению ряда исследователей, на Параскеву Пятницу были перенесены некоторые признаки и функции главного женского божества восточнославянского пантеона - Мокоши: связь с женскими работами (прядением, шитьем и др.), с браком и деторождением, с земной влагой. Также ее образ соотносится с Богородицей, Неделей (воскресеньем) и святой Анастасией.
21.
Икона «Великомученица Параскева Пятница»

Кормчая русской редакции (Новгородская или Клементовская). Новгород. 1280 г. Рукопись написана для новгородского Софийского собора. В XIV в. Текст был дополнен церковным уставом князя Владимира (древнейший список) и уставом князя Святослава Ольговича.

Кормчая книга – принятый от константинопольской церкви в православных русской и других славянских церквях сборник правил церкви и государственных к ней относящихся законов. В данном списке – византийские памятники сербской редакции и русские статьи, среди которых древнейший список Русской Правды и Закон Судный людям.
22.
Кормчая русской редакции (Новгородская или Клементовская). Новгород. 1280 г.

Поучения огласительные. Кирилл Иерусалимский (315-386). Конец XI в. Перед началом текста – киноварная заставка – арка византийского орнамента. Адресованы к оглашенным (людям, готовящимся принять Крещение и обучающиеся христианским догмам).
23.
Поучения огласительные. Кирилл Иерусалимский (315-386). Конец XI в.

Энколпионы. Киевская Русь. XI-XII вв. Бронза; литье, гравировка.
24.
Энколпионы. Киевская русь. XI-XII вв.

Покров «Святые благоверные князья Константин, Михаил, Федор Муромские». Муром. 1661 г.
25.
Покров «Святые благоверные князья Константин, Михаил, Федор Муромские». Муром. 1661 г.

Икона «Собор Ростово-Ярославских святых в молении образу Богоматери на престоле».
Ярославское Поволжье. Конец XVIII – начало XIX в. Дерево, левкас, темпера.
26.
Икона «Собор Ростово-Ярославских святых в молении образу Богоматери на престоле». Ярославское Поволжье. Конец XVIII – начало XIX в.

Икона «Избранные святители Василий Великий, Григорий Богослов, Иоанн Златоуст».
Россия. Шуя. 1801 или 1812 г. Мартиниан Федоров Гагаев.
27.
Икона «Избранные святители Василий Великий, Григорий Богослов, Иоанн Златоуст». Россия. Шуя. 1801 или 1812 г.

Икона «Крещение Господне». Псков. Вторая четверть XVI в. Дерево, левкас, темпера.
28.
Икона «Крещение Господне». Псков. Вторая четверть XVI в.

Икона «Святитель Леонтий Ростовский», с клеймами жития. Муром. Около 1677 г. Дерево, левкас, темпера. Происходит из Николо-Зарядской церкви Мурома. Святитель Леонтий (ум. до 1077 г.), первый канонизированный ростовский епископ и один из первых русских святых. Проповедовал христианство в 1060-х годах в Ростовской земле, среди языческих племен меря (древнее финно-угорское племя).
29.
Икона «Святитель Леонтий Ростовский», с клеймами жития. Муром. Около 1677 г.
30.
Выставка «Креститель Руси» в Историческом музее

Икона «Святые епископы Кирилл и Афанасий Александрийские, Леонтий Ростовский».
Ростов. Середина XVI в. Дерево, левкас, темпера.
31.
Икона «Святые епископы Кирилл и Афанасий Александрийские, Леонтий Ростовский».

Ростовские святые с Николаем Чудотворцем и Спасом Эммануилом.
Ростов. Конец XVI в. Дерево, левкас; резьба, темпера.
32.
Икона

Кормчая. Россия. 1510 г. В конце рукописи помещена пермская азбука.
33.
Кормчая. Россия. 1510 г.

Икона «Святители Гурий и Варсонофий». Россия. XVII в. Дерево, левкас, темпера.
34.
Икона «Святители Гурий и Варсонофий». Россия. XVII в.

Святитель Стефан. Первый епископ Пермский. Начало 1820-х гг. Бумага, пунктир, резец. Проповедовал христианство в землях коми, создал для них алфавит (пермскую азбуку) и перевёл на их язык основные церковные сочинения. В 1383 году был поставлен первым епископом образованной в результате его миссионерской деятельности Пермской епархии.
35.
Святитель Стефан. Первый епископ Пермский. Начало 1820-х гг.

Икона Богоматери «Умиление» (Игоревская) и крест Корсунский. Новгород. XVI в.
36.
Икона Богоматери «Умиление» (Игоревская) и крест Корсунский. Новгород. XVI в.

Складень. Россия. XVII в. Икона.
37.
Складень. Россия. XVII в. Икона.

Библия. Острог: типография К.К. Острожского. Печатник Иван Федоров. 12. VIII. 1581 г. Первое полное издание Библии на церковнославянском языке кириллическим шрифтом.
38.
Библия. Острог: типография К.К. Острожского. Печатник Иван Федоров. 12. VIII. 1581 г.

Собор Киево-Печорских святых. Середина XVIII в. Бумага, гравюра на меди, резец, офорт.
39.
Собор Киево-Печорских святых. Середина XVIII в. Бумага, гравюра на меди, резец, офорт.

Предметы культа XVII-XVIII вв.
40.
Предметы культа XVII-XVIII вв.

Житие князя Владимира. Выго-Лексинское общежительство. Начало второй четверти XIX в. Миниатюра «Святой равноапостольный князь Владимир».
41.
Житие князя Владимира. Выго-Лексинское общежительство. Начало второй четверти XIX в.

Икона «Святой равноапостольный князь Владимир». Россия. Середина VIII в. Дерево, левкас, темпера, резьба.
42.
Икона «Святой равноапостольный князь Владимир». Россия. Середина VIII в.

Икона «Святые благоверные князья Владимир, Борис и Глеб». Россия. Середина VIII в. Дерево, левкас, темпера, резьба.
43.
Икона «Святые благоверные князья Владимир, Борис и Глеб». Россия. Середина VIII в.

Крест наперсный. Якутия. Середина XIX в. Серебряный сплав, литье, гравировка.
44.
Крест наперсный. Якутия. Середина XIX в.

Ковчежец походный для миро и елея. Россия. XIX в.
Латунь, кость, стекло, губка; цезалировка, токарная работа, серебрение.
45.
Ковчежец походный для миро и елея. Россия. XIX в.

Евангелие от Матфея. На русском и остякском языках. Березов. 1819 г.
46.
Евангелие от Матфея. На русском и остякском языках. Березов. 1819 г.

Синодик царевны Татьяны Михайловны. 60-е и первая половина 80-х годов XVII в. Миниатюра «Родословное древо Российских государей».
47.
Синодик царевны Татьяны Михайловны. 60-е и первая половина 80-х годов XVII в. Миниатюра «Родословное древо Российских государей».

Крещения в России. Хроническое изображение в сборнике родословных и хронических таблиц. Не ранее 1749 г.
48.
Крещения в России. Хроническое изображение в сборнике родословных и хронических таблиц. Не ранее 1749 г.

Медаль «В память рождения великого князя Владимира». Санкт-Петербургский монетный двор. 1780-е гг. Бронза, серебро; чеканка.
49.
Медаль «В память рождения великого князя Владимира».


Продолжение (часть 3).

Источники:

Материалы выставки "Креститель Руси". ГИМ. 2015.
Официальный сайт Государственного Исторического музея.
Википедия

© Vladimir d’Ar

Часть 1
Часть 3

Tags: выставка, иконы, исторический музей, князь владимир, креститель руси
Subscribe
  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your IP address will be recorded 

  • 4 comments