Всего 42 фото
Недавно я побывал в Историческом музее на выставке «Святая Земля Великого князя Сергея Александровича и Великой княгини Елизаветы Федоровны». Что же можно сейчас предварительно сказать!? Выставка масштабная, впечатляющая и во многом уникальна. Сначала, я предполагал, одновременно с репортажем об этой выставке, рассказать, в том числе, и о жизни этой необычайной русской державной семьи, во многом символизирующей судьбы нашей многострадальной родины. Но при подготовке этого материала столкнулся с тем, что текст начал шквально вырисовываться в большой объемный труд о судьбах предреволюционной России и грозил стать неподъемным для комфортного ознакомления с самой выставкой. Оставив эту «наполеоновскую» задачу на будущее), я, тем ни менее, не могу не дать относительно краткие пояснения и исторические справки-выкладки во время осмотра экспозиции для тех читателей, для которых эта, во многом, святая русская семья, не совсем известна в некоторых своих деталях и тонкостях.
Великий князь Сергей Александрович, например, - Московский градоначальник, во многом вызывал у некоторых современников раздражение, ненависть, зависть, обвинения в порочности, не человеколюбии и жестокости. С удивлением встречаясь с подобными давними высказываниями, мнениями и обличениями, я постоянно задавался вопросом - так ли это в действительности и, что тогда объединяло его и великую княгиню Елизавету Федоровну, его супругу, внучку английской королевы Виктории, потомственную принцессу, славившуюся своей набожностью, целомудрием, человеколюбием, самоотверженностью, принявшую православие и принявшую, также, свой крест страдания и мученическую смерть по образу и подобию жития истинных христианских и русских святых, мучеников и причисленную к их лику? В общем вот эту задачу и, кое-что еще, мы и попробуем решить, осматривая выставку.
Обработка большого объема фотоматериала подобных масштабных выставок – увлекательный, захватывающий и расширяющий сознание процесс – многие забытые или неизвестные для тебя страницы Истории проявляются в совершенно ином свете – свете обновленных собственных представлений о прошедших вехах в истории России. Именно на подобной стадии подготовки материала к публикации ты, как бы, вскрываешь для себя новые, более глубокие информационные и мотивационные пласты человеческих судеб и многозначность прошедших исторических событий, нежели смог бы ты это сделать в формате обычного посещения выставки, - не все ведь являются «энциклопедистами» в подобных темах) Потому и интересен, как «живой контакт» с представленными на выставках артефактами, так и дальнейшее небольшое личное исследование в привязке к исходному фоторяду и соответствующему историческому контексту, что позволяет некоторым образом (лично мне) акцентировать внимание читателя-зрителя на наиболее волнующих и интересных темах и подробностях рассматриваемых фотографий с этой удивительной выставки, на которых захотелось остановиться.
Выставка «Святая Земля Великого князя Сергея Александровича и Великой княгини Елизаветы Федоровны» проходит сейчас в просторном зале Государственного Исторического музея №36 на третьем этаже ГИМ, где традиционно проводятся знаковые объемные и масштабные выставки, имеющие отношение к российской государственности и ее духовным основам. Материала на выставке очень много, иногда, даже, может показаться, что слишком много, в том числе и лишнего, но при более детальном исследовании для тебя выясняются глубокие многозначные замыслы организаторов и, постепенно, все становится на свои места. В общем, я считаю для себя невозможным просто выложить фотографии и подписи к ним – в этом случае мы можем потерять параллельный контекст и тонкую связь с экспонатами. Поэтому исторические выкладки будут приводиться, - я лишь постараюсь давать краткие, наиболее значимые и требующие их однозначного, по моему мнению, появления.
Упомяну и условия съемки. Как обычно - в ГИМ нельзя снимать со вспышкой, со штатива; выставочное пространство освещено неравномерно, кое-где оно и вообще без подсветки, в полутьме, так, что съемка с рук артефактов, да еще и находящихся за «бликующими» витринами - та еще задачка) Поэтому, если вам попадутся мои фото с некоторыми проблемными результатами по картинке, - не обессудьте, - главное все же – это эмоциональный живой отклик, не правда ли!)?
Ощущение торжественности и чего-то гармоничного и мягкого сразу же ощущается здесь твоим «шестым чувством», когда входишь в выставочное пространство … Что меня удивило, так это то, что посетителей было достаточно много, можно сказать, что даже в рабочее время, когда производилась съемка, - к витринам выставки было не так просто подойти для фотографирования. В выходные, скорее всего, народу здесь бывает гораздо больше.
03.
04.
Рождению великого князя Сергея Александровича предшествовало необычное событие - в сентябре 1856 года после своей коронации Александр II с супругой Марией Александровной посетили Троице-Сергиеву лавру и независимо друг от друга тайно обещали перед мощами преподобного Сергия: если у них родится мальчик, назвать его Сергеем. Мальчик появился на свет на следующий год 29 апреля (11 мая) 1857 года – он по счету был пятым сыном Александра II.
Портрет императора Александра II (1818-1881). Харламов А.А. 1884 г. ГИМ.
Портрет императрицы Марии Александровны (1824-1880). Неизвестный художник. 1880-1884 гг. ГИМ.
05.
05.
В честь этого события московский митрополит Филарет (Дроздов) произнес особую проповедь. Святитель говорил, что рождение великого князя - «знамение во благо», - знак благословения Божия для только что начавшегося царствования. Сергей Александрович был уже седьмым ребенком в семье, но он первый родился порфирородным - те есть после воцарения отца. Судьба такого «обетного» царственного ребенка обещала во всем быть необычной.
06.
Беседа митрополита московского Филарета (Дроздова) в Троицком соборе Троице-Сергиевой лавры при праздновании рождения великого князя Сергия Александровича (29 апреля) 1857 года. Москва. 3 июля 1889 год. ГИМ.
07.
Альбом с фотографиями императора Александра II и императрицы Марии Александровны. 1860-е годы. Собрание А.Б. Савинова.
08.
От мамы Сергей унаследовал любовь к музыке, живописи, поэзии. Она воспитала в нем сострадательность и доброту. Научила молиться.
Воспитанием мальчика сначала занималась фрейлина А.Ф. Тютчева (дочь великого поэта, супруга славянофила И.С. Аксакова). «Широко просвещенная, обладавшая огненным словом, она рано научила любить русскую землю, православную веру и церковь… Она не скрывала от царских детей, что они не свободны от терний жизни, от скорбей и горя и должны готовиться к мужественной их встрече», — писал один из биографов великого князя.
Письмо А.Ф. Тютчевой к Е.Ф. Тютчевой о рождении у императрицы мальчика. Царское село. 3 апреля 1857 года.
09.
Альбом с фотографиями Ф.И. Тютчева. Санкт-Петербург. 1862 г. Музей-заповедник усадьба «Мураново» имени Ф.И. Тютчева.
Портрет Тютчевой А.Ф. с великой княжной Марией Александровной и великим князем Сергеем Александровичем.
Портрет Тютчевой Е.Ф.
10.
Портрет Тютчевой Е.Ф.
10.
Портрет Тютчевой А.Ф.
Портрет Тютчевой Д.Ф.
11.
11.
Ф.И. Тютчев.
12.
Когда мальчику исполнилось семь лет, его воспитателем назначили капитан-лейтенанта Д.С. Арсеньева. «Сергий Александрович был доброе, чрезвычайно сердечное и симпатичное дитя, нежно привязанное к родителям и особенно к матери, к своей сестре и младшему брату; он очень много и интересно играл и, благодаря своему живому воображению, игры его были умные...», вспоминал Д.С. Арсеньев в 1910 году.
Звезда и знак ордена святого Андрея Первозванного (детские) великого князя Сергея Александровича. ГИМ.
13.
14.
15.
Императрица Мария Александровна с детьми. Петергоф. 1860-е гг. Фотография. Собрание А.Б. Савинова.
16.
Портрет императора Александра II с сыном и дочерью. Деньер Г.А. Фотография. Музей-заповедник усадьба «Мураново» имени Ф.И. Тютчева.
17.
Великий князь Сергей Александрович и великая княжна Мария Александровна. Фотография. Музей-заповедник усадьба «Мураново» имени Ф.И. Тютчева.
18.
Альбом рисунков великого князя Сергея Александровича. Август 1866 г. Крым. Ливадия. РГБ. На обороте верхней крышки два экслибриса: «Ильинское Д.К.В.П. и «Двора Е.И.В. Великой Княгини Елисаветы Феодоровны».
19.
Письмо великого князя Сергея Александровича к Е.Ф. Тютчевой. Ливадия. 1863 г.
20.
Пепельница из кораллового «голыша» (5). Императорская Петергофская гранильная фабрика. 1886-1893 гг. Минералогический музей имени А.Е. Ферсмана. Из гальки, собранной членами царской семьи на крымском побережье.
6. Портрет королевы Виктории и принца Альберта. 1860-е гг. Собрание А.Б. Савинова.
21.
Когда в 1865 году восьмилетний Сергей вместе с мамой приехал в Москву для отдыха и лечения, он удивил всех тем, что попросил вместо развлечений показать ему архиерейское богослужение в Кремле и выстоял всю службу в Алексеевском храме Чудова монастыря…
Тонкие черты лица, светлые волосы, серо-зеленые глаза… С юных лет высокий и подтянутый Сергей Александрович казался прирожденным офицером. Белый гвардейский мундир сидел на нем как влитой. В гвардию великий князь поступил после кончины матери и трагической гибели отца, который погиб в результате теракта, организованной «Народной волей». До 1887 года Сергей командовал 1-м (царским) батальоном Преображенского полка, затем, в чине генерал-майора, - всем полком.
Портрет Великого князя Сергея Александровича. Вегнер А.М. 1881 г. Кисть, акварель, гуашь. ГИМ.
22.
Собрание различных меню по случаю именин командира лейб-гвардии Преображенского полка великого князя Сергея Александровича и праздника лейб-гвардии Преображенского полка. 1886-1890 гг.
23.
8. Молоток для прибивки знамени. Россия. Конец XIX в. Серебро. ГИМ.
9. Модель штыка. Петербург. 1889 г. Фирма Грачева. Серебро. ГИМ.
24.
24.
10. Печать лейб-гвардии Преображенского полка. Петербург. 1882 г. Мастерская К. Антритера. Серебро. ГИМ. Надпись: «1-й батальон своему дорогому командиру».
25.
11. Крест. Петербург. 1887-1890 гг. Фирма К. Фаберже. Мастерская А. Хольминга. Золото, изумруды, жемчуг, эмаль, дерево, бархат, шелк, серебро. ГИМ. Надпись на пластине футляра: «- Благословение нижних чинов Лейб Гвардии Преображенского Полка-».
26.
12. Потир. Петербург. 1899-1898 гг. Фирма братьев Грачевых. Серебро, эмаль, перламутр. ГИМ. На основании надпись: «Причастникам преображенцам бывший командир великий князь Константин Константинович».
27.
Складень «За оказанные подвиги в сражении при Кульме». Москва. 1899-1899 гг. Фирма П. Овчинникова. Серебро, эмаль, масло. ГИМ.
28.
Шашки солдатская (слева), драгунская (справа) офицерская наградная – золотое оружие «За храбрость».
29.
Блюдо, стопа, судок, набор для пунша. Серебро. 1878-1903 гг. ГИМ.
30.
Под влиянием транической гибели отца и смерти матери в 1880 году у Сергея Александровича сложилось твердое убеждение в том, что спасти от нравственной и политической гибели - и отдельно взятого человека, и страну в целом - может только приверженность исторической и духовной традиции, верность Православию и самодержавию.
Из-за подобных взглядов Сергей Александрович нажил себе множество врагов в «передовом» русском обществе, охваченном либеральными и даже революционными настроениями. Политические же противники в России, как удивительно точно подметил исследовавший этот вопрос И.Л. Волгин, «редко ограничиваются принципиальной полемикой» - «им важно унизить своего оппонента, указать на его нравственное ничтожество». И здесь пошли в ход появившиеся еще в Петербурге, во время службы великого князя в Преображенском полку слухи о его «ненормальности» и «тайной порочности», короче - склонности великого князя к гомосексуализму.
31.
Следует сказать, что с детства великий князь Сергей был очень застенчивым человеком. Это отмечали многие. Даже когда Сергею Александровичу уже исполнился 21 год, его кузен К.Р. особо отметил в дневнике, что на одном из приемов у них дома - «…даже Сергей не конфузился…».
В Петербурге не без влияния обращенной против него клеветы великий князь нашел средство и против застенчивости - холодное и непроницаемое («генерал-губернаторское», как скажут впоследствии) лицо. Неприступный вид он будет принимать на публике до конца своих дней. В этом заключается и «секрет» его двойственности: внешне Сергей Александрович - чрезмерно строгий и сухой, внутренне - тонко чувствующий и легко ранимый.
В 1883 году великий князь напишет бывшему домашнему воспитателю Арсеньеву: «Как прежде я Вам это говорил, так и теперь повторяю - если люди убеждены в чем-либо, то я их не разубежу, а если у меня совесть спокойная, то мне passez-moi ce mot (с французского – “простите за выражение”) - плевать на все людские qu’es qu’a-t-on (пересуды)... я так привык ко всем камням в мой огород, что уже и не замечаю их…»…
Портрет великого князя Сергея Александровича. Штемберг В.К. 1881 г. Холст, масло. ГИМ.
32.
Портрет великого князя Сергея Александровича. Штемберг В.К. 1881 г. Холст, масло. ГИМ.
32.
Холодность характера, замкнутость, закрытость - обычный список обвинений против великого князя. К этому еще добавляют: гордец! - из-за его чересчур прямой осанки, придававшей ему надменный вид. Если бы знали обвинители князя, что «виновник» гордой осанки - корсет, которым он вынужден был поддерживать свой позвоночник всю свою жизнь. Князь был тяжело и неизлечимо болен, как и его мать, как и его брат Николай Александрович, который должен был стать российским императором, но скончался от страшного недуга. Свой диагноз - костный туберкулез, приводящий к дисфункции всех суставов, - великий князь Сергей Александрович умел от всех скрывать…
О нетрадицонной ориентации некоторых представителей Романовых есть подтвержденные сведения, в частности о великом Князе Контсантине Константиновиче... Он был увлечен в том числе литературой и театром. Свои стихи, выдержавшие несколько изданий, великий князь Константин Романов неизменно подписывал двумя буквами - К.Р. Под этим псевдонимом он и известен в литературе. После опубликования АН РФ его дневников в 1994 году, на 11 лет ранее, чем он завещал, - выяснилось, что великий князь вел тайную порочную жизнь, сходную с той, что приписывали Сергею Александровичу, хотя и был известен как отец большого счастливого семейства и "отличный семьянин"...
...Жизнь великого князя Сергея Александровича изменилась, а нападки на него во многом стихли, когда он женился в 1884 году. И это была удивительная семья, в основе которой пребывали целомудренность, чистота и вера.
Еще в сентябре рокового 1880 года А.Ф. Тютчева в своем письме желала 23-летнему Сергею, чтобы Господь послал ему девушку, которая создала бы ему домашний очаг, «где бы царили любовь и счастье». «С Вашим характером, — писала добрая Анна Феодоровна, - Вы не можете оставаться одиноким и искать удовольствия там, где по обыкновению находят молодые люди Ваших лет. Для счастья Вам необходима чистая и освященная религией жизнь, как желала для Вас счастья Ваша мать…». В соединении Сергея Александровича с Елизаветой Федоровной - принцессой из Гессен-Дармштадта - есть что-то предопределенное. Они как будто заранее были суждены - сужены - друг другу. Сергей Александрович знал Эллу с рождения. И… даже раньше…
Портрет великой княгини Елизаветы Федоровны. Рерберг Ф.И. Холст, масло. ГИМ.
34.
Летом 1864 года семилетний Сережа посетил Дармштадт вместе с матерью, дочерью гессенского герцога Людвига II. Неожиданный визит внес сначала переполох в герцогское семейство, но сердечность и обаяние русских родственников быстро заставили забыть о волнении. Особенно поразил всех маленький Сергей. Он вел себя необычайно учтиво и галантно - особенно с беременной женой наследника Алисой – это и было их первое знакомство.
Через несколько месяцев дочь Алисы увидит свет и будет наречена Елизаветой (уменьшительное Элла). Через год Сергей Александрович впервые увидит ее. Впоследствии он еще не раз будет в Дармштадте, и Элла проникнется искренней симпатией к нему. Его благородство и «рыцарственность», искренний и правдивый характер всерьез очаруют и увлекут ее.
В детстве Элла перенесет серьезные психологические детские травмы – в 1873 году погибнет ее двухлетний братик – принц Фридрих, выпав из окна дворца (во время игры со своим старшим братом), разбившись (страдавший кроме всего прочего и гемофилией) и скончается от внутреннего кровотечения. После смерти младшего брата Элла настолько сильно страдала, что в свои 9 лет принесла обет целомудрия, чтобы никогда не иметь собственных детей и не получить подобную травму будучи матерью. В 1978 году от дифтерии скончается ее сестра – принцесса Мари, а в декабре и ее мать – герцогиня Алиса в возрасте 35 лет. Для Елизаветы в ее 14 лет главными словами стали Опека и Забота. Они, словно две сестры, сопровождали ее всю оставшуюся жизнь…
Медальон подвесной с портретом великой княгини Елизаветы Федоровны. Москва. 1901 г. Фирма Ф. Лорие. Золото, серебро, бриллианты, алмазы, жемчуг, стекло, шелк; литье, чеканка, эмаль, акварель. Музей Фаберже (Санкт-Петербург).
35.
В 1884 году в жизни Елизаветы происходит знаменательное и судьбоносное событие - она выходит замуж за великого князя Сергея Александровича, брата русского царя Александра III. Эта семейная пара станет для многих как символом святости и целомудрия, так и пронзительного человеческого страдания юной принцессы… Поскольку Элла постоянно отказывала многочисленным царственным женихам, памятуя о своем обете целомудрия, предложение руки и сердца от скромного и стеснительного Сергея она приняла с воодушевлением и трепетом, тем более - они сошлись в желании создать духовный девственный и чистый союз, где основой взаимоотношений мужа и жены становится так называемый «белый брак», основанный только на духовной близости как брата и сестры.
Злые языки утверждают, что Сергей женился на Элле на подобных условиях, чтобы погасить слухи о его нетрадиционной ориентации и создать видимость счастливой семьи, но я, все же, склонен думать, что, как всегда в человеческом обществе, где процветают зависть и основанная на нем ненависть к возвышенным и чистым человеческим отношениям - люди неоправданно проявляют свою жестокость и безжалостность… Серей и Элла полюбили, найдя в друг друге верных супругов, духовных единомышленников, объединенных, к тому же, сходными серьезными детскими психологическими травмами, - и их, до тех пор страдающие, трепетные души, наконец, соединились…
36.
Манифест императора Александра III о бракосочетании великого князя Сергея Александровича с дочерью великого герцога Гессенского принцессою Елизаветою. Санкт-Петербург. 3 июня 1884 г. ГИМ.
37.
Печать императора Александра III. Россия. Аметист. Конец XIX века. Минералогический музей имени А.Е. Ферсмана РАН. Дар А.К. Фаберже. Кабошон с гравированным «А» и царской короной.
38.
Портрет великого князя Сергея Александровича и великой княгини Елизаветы Федоровны. Бергамаско К.И. Санкт-Петербург. 1884 год. Фотография. С автографами. ГИМ.
39.
40.
41.
42.
На этом мы закончим первую часть нашего рассказа об этой выставке. Всего будет три-четыре части.
Перейти ко второй части.
Источники и дополнительные сведения:
Журнал "Нескучный Сад" №3 (14); сотрудник Института Европы АН РФ священник Василий Секачев.
"Приходская газета". Е.Ланская. Великая княгиня Елизавета Федоровна, новомученица российская.
Материалы выставки
Википедия
© Vladimir d’Ar
Часть 2
Часть 3
Часть 4