Всего 43 фото
Эта краткая трогательная история, одновременно, нашедшая только сейчас своё торжественное и скромное завершение, произошла со мной в октябре 2011 года. В поисках красоты и творческих образов осенней Старой Москвы я чу́дным образом оказался в Сретенском монастыре. Очень люблю его. И не только за удивительное умиротворенное ощущение, что испытываешь здесь, и не только за этот соборный храм, что, как будто, наполнен до краев человеческой, божественной любовью и доброй надеждой, но и за то, на что обращаешь свое чувственное внимание, как только вступаешь на эту святую землю - удивительной красоты сад, что разбит вокруг соборной церкви монастыря. Тогда, я, даже, не мог понять до конца, в чем же дело, почему меня так завораживает этот, как бы, вроде, обычный монастырский дворик. Но в каждом цветке этого сада ощущалась необыкновенная человеческая любовь, излитая безраздельно. Казалось, что ты, как будто, по чьему то сизволению, был удостоен чести пребывать в таинственном райском саду, наполненном неземной любовью Творца к своим земным чадам. Нигде и никогда ничего подобного я не ощущал. Это поразительное концентрированное впечатление потом долго сохранялось в моей памяти (да и не только это). И о чем же пойдет речь? Об одной удивительной встрече, что продлилась мгновение, но не давала мне покоя годами своей яркостью и пронзительностью ощущения вечности, и нашла свое разрешение и понимание только сейчас.
В этом посте я выкладываю, в том числе, свои некоторые старые фотографии Сретенского монастыря. Они были сняты посредством бюджетной фотоаппаратуры, имеют явные изъяны, но в них, по моему мнению, возможно, остался тот дух божественного райского сада Сретенского монастыря. Поэтому не судите строго. В то время, строительство нового монументального соборного храма Сретенского монастыря, очевидно, только зрело в умах церковных иерархов, поэтому, Сретенский монастырь предстанет перед нами таким, каким он и был в 2011 году, тогда, когда я и получил свой необыкновенный и нежданный духовный опыт принятия и осознания бренности человеческой жизни, что понял совсем недавно, - о чем и расскажу в конце этого поста. Одновременно, все же, хочется поведать и об истории монастыря моему читателю, поэтому - с нее и начнем.
Сретенский монастырь основан в 1397 году князем Василием I на Кучковом поле в память чудесного события, о котором сообщают нам летописные источники. 26 августа 1395 года крестный ход, возглавляемый святителем Киприаном, встретил чудотворный образ Владимирской иконы Божией Матери, принесёный из Владимира-на-Клязьме. А через день Тимур (Тамерлан) повернул на юг. Лежащая перед ним беззащитная Москва была спасена. То, что войска Тамерлана без явных видимых причин повернули от Ельца обратно, не дойдя до Москвы, было тогда безусловно расценено как заступничество Богородицы.
02.
Эта икона помещалась в кремлёвском Успенском соборе справа от царских врат. Вероятно, после этого события её не раз увозили обратно во Владимир. Возвращение иконы в Москву в 1480 году было отмечено особо - как второе перенесение иконы. В 1812 году икона Богоматери Владимирской на несколько месяцев была увезена во Владимир и Муром, а затем возвращена в Москву, в Успенский собор, где и находилась до 1918 года, когда была взята для реставрации в Третьяковскую галерею.
03.
04.
Кстати, Кучковым полем в то время называли 500-700 метровую полосу вдоль бровки левого коренного берега Неглинной в пределах нынешнего Рождественского бульвара. В память избавления от нашествия на месте сретения (встречи) чудотворного образа Богородицы был основан Сретенский монастырь. Ежегодно 26 августа сюда переносили Владимирскую икону крестным ходом из Успенского собора. Праздник Сретения Владимирской иконы был главным местным праздником Москвы.
Вот как выглядел монастырь до революции.
05.
Сретенский монастырь сыграл активную роль в избрании на царство Михаила Феодоровича - первого царя династии Романовых. Практически каждое богомолье царей, патриархов, митрополитов, князей, простых паломников всегда начиналось с молитв в Сретенской обители. В XIX веке первосвятительская кафедра временно находилась именно в Сретенском монастыре.
06.
Первоначальные постройки монастыря не уцелели. Сохранившийся пятиглавый собор монастыря (единственный уцелевший в XX веке храм) построен в 1679 году иждивением царя Феодора Алексеевича. Южный придел Рождества Иоанна Предтечи устроен в 1706 году. Государь Федор Алексеевич вместе с царицей Агафьей Семеновной Грушецкой, поставили в иконостас собора Сретенского монастыря в 1680 году образы святых покровителей царской семьи.
В 1926 году обитель была закрыта. После этого Сретенский собор некоторое время оставался приходским. Священник собора Иван Хлыстов в 1929 году был арестован и помещён на три года в концлагерь, за предсказание скорого конца советской власти.
07.
В 1927-1930 годах большинство зданий монастыря было разрушено - как говорилось в газетах и официальных документах, «для расширения уличного движения». В числе прочих сооружений был снесен храм прп. Марии Египетской - один из древнейших в Москве. Иконы и утварь, по каким- либо причинам не изъятые из монастыря ранее, теперь «расформировали» по разным музеям и культурным учреждениям. Так, знаменитая икона начала XVIII века «Воздвижение креста» оказалась в Антирелигиозном музее искусств в «бывшем Донском монастыре». Спустя несколько лет икона поступила в собрание Третьяковской галереи, где и находится по сей день.
В уцелевших монастырских постройках разместилось общежитие офицеров НКВД. На территории, ранее принадлежавшей монастырю, проводились расстрелы. В безымянных могилах хоронили тела жертв. В память о них в 1995 году при входе в монастырь установили поклонный крест, освящённый Святейшим Патриархом Алексием.
08.
До революции на территории монастыря находилось также кладбище, где были похоронены участники Отечественной войны 1812 г. В советское время на месте погоста было построено здание средней школы.
В этих кратких исторических сведениях никак не уместить все то, что происходило в душах москвичей столетиями. Сретенский монастырь все же является нашей величайшей святыней, как и Владимирская икона Божьей матери, о которой я писал в свое время. Сретенский монастырь - символ заступничества небесных сил от врагов нашей страны, что делает дух русского народа непобедимым.
Собор Сретения Владимирской иконы Божией Матери находится в середине монастырского двора. Построен на месте древнего храма, стоявшего с 1397 г. Освящен 24 августа 1679 г. Собор сооружен в 1679 г. по заказу царя Феодора Алексеевича. Вскоре после возведения основного объема к нему пристроили с севера, юга и запада арочные крыльца. В 1706 г. к южному фасаду пристраивают придел Иоанна Предтечи и примерно тогда же западное крыльцо превращают в паперть. В храме интересно устройство сводов - последующие перестройки и ремонты мало изменили первоначальный его вид. Внутри сохранились фрески 1707 г., выполненные по заказу стольника С.Ф. Грибоедова мастерами костромской школы.
09.
Согласно сведениям местных старожилов, записанным М.Л. Богоявленским, после 1917 г. в соборе помещались последовательно: общежитие, гараж, реставрационные мастерские. На нем ныне висит охранная доска с датами постройки и сообщением о том, что собор «реставрирован в 1958-1962 гг.».
10.
Реставрация была, однако, неполной: верх был оставлен «бескрестным».
11.
10.
Реставрация была, однако, неполной: верх был оставлен «бескрестным».
11.
Внутри в 1990 г. располагался «Всесоюзный художественный научно-реставрационный центр им. И. Грабаря. Отдел реставрации скульптуры». К 1990 г. на храме и приделе восстановлены кованые позолоченные узорные кресты. С начала 1991 г. собор вновь стал действующим.
12.
13.
14.
15.
Церковь преподобной Марии Египетской, построенная в 1358 году, находилась к востоку от собора. Один был из древнейших храмов Москвы. В справочнике Александровского, располагавшего церкви по времени построения, он имеет третий номер и идет сразу вслед за собором Спаса на Бору в Кремле и церковью Всех Святых на Кулишках. Церковь была разрушена в 1930 г.
16.
Храм святитель Николая Чудотворца находился в северной части восточной стены, вместе с колокольней выходил на улицу Большая Лубянка - с севера от нее. Был построен по разными сведениям в конце XV - XVII вв. Придел Всех Святых конца XVIII века устроен на средства первого московского городского головы Д.Д. Мещанинова». В XVIII в. был устроен также придел Дмитрия Ростовского, упраздненный в XIX в. Храм закрыт в 1924 г. Разрушен он был в 1928 г.
17.
Общий вид Никольской церкви Сретенского монастыря перед разборкой (фото1928 г., фототека ГНИМА, кол. IV, нег. 396).
Колокольня монастыря была снесена в 1927 г.
Святыни монастыря - мощи сщященномученика Илариона (Троицкого), икона с частицей мощей преподобного Серафима Саровского, точная копия Туринской Плащаницы в натуральную величину (негатив и позитив) – находится в подземной крипте собора; чтимый список Владимирской иконы Божией Матери.
18.
19.
20.
В 1991 г. сохранившийся собор Владимирской иконы Божией Матери был возвращен Церкви и открыт как приходской храм. В 1993 г. открыто подворье Псково-Печерского монастыря, в 1995 г. преобразованное в Сретенский ставропигиальный мужской монастырь. 9-10 мая 1999 г. в монастыре состоялось прославление сщященномученика. Илариона, епископа Верейского (†1929 г.). Возведена новая колокольня...,
21.
...восстановлены старинные монастырские помещения, построены два новых пятиэтажных корпуса и перестроен один четырехэтажный, где разместились братия обители и Сретенская духовная семинария.
22.
23.
Ныне в Сретенском монастыре живут и подвизаются более сорока насельников. При монастыре организованы катехизические курсы, которые посещаются главным образом недавно вступившими в церковную жизнь людьми. В настоящее время на курсах обучается около четырехсот человек. У Сретенского монастыря также имеется два скита: мужской и женский. Первый, во имя преподобного Серафима Саровского, находится в Рязанской области. Второй скит, во имя пророка Божия Илии, находится в Московской области.
24.
Еще несколько ракурсов Сретенского монастыря..., ну, а в основном - Сретенского собора...
25.
26.
27.
28.
29.
30.
О райском саде Сретенского монастыря...
…Я находился на территории монастыря и уже заканчивал фотосъемку, а главное – уже вполне насладился его необыкновенными и проникновенными осенними красотами...
31.
Уже обходя Сретенский собор я встретился лицом к лицу с почтенным старцем, что сидел на инвалидной коляске, взгляд которого был устремлен к солнцу, к местам горним. Заходящее осеннее солнце искрилось на золотистой листве деревьев сретенского сада... Его образ, - инока в черном, разговаривающего мысленно с Богом, создали неповторимую образную метафору иноческого подвига, образ человека, стоявшего у врат предвечного. Старец взглянул на меня своим бесконечно добрым и одновременно очень строгим проникновенным вглядом. Наши глаза встретились. Я, совсем неожиданно для себя, почтительно кивнул ему и он мягко и плавно ответил наклоном своей головы, проникнув в самое мое естество своим непостижимым принятием и добрым благословением.
Пораженный этой встречей, я растерянно направился к выходу и проходя рядом с ним, еще раз почтительно склонив голову, и, уже, оказавшись почти у ворот, сделал вот эту фотографию...
32.
Для меня он так и остался в памяти старцем, неразрывно связанным с Богом, человеком, нашедшим свой путь и умиротворение к закату своей жизни. Впечатление от этой встречи у меня было очень сильным и запоминающимся. Наверное, бессознательно, все эти годы, я задавал себе вопрос, кто же это был и какова его судьба?
И, вот, совсем не давно, я, наконец, получил ответ на свой, очевидно, глубокий трепетный вопрос. Недавно, обсуждая со своим другом в ЖЖ raven-yellow, его прошлогодний пост о Сретенском монастыре, я, одновременно, прочитал в одном из комментариев, что при упоминании о чудесном монастырском саде, речь идет неразрывно в связи с именем этого человека, - отца Аркадия..., послушника, садовника Сретенского монастыря.
С 1979 года отец Аркадий трудился и жил в разных монастырях: в Свято-Успенской Почаевской Лавре (с 1979 по 1982 гг.), в Свято-Успенском Псково-Печерском монастыре (с 1982 по 1986 гг.), в Свято-Духовском монастыре г. Вильнюса (с 1986 по 1991 гг.), а также в Свято-Успенском Пюхтицком монастыре и других обителях. Везде отец Аркадий трудился в монастырских садах, ухаживая за розами. Были у него в монастырях и другие послушания. Рассказывая о Пюхтицкой обители, он говорил, что занимался там реставрацией икон. Однако непреходящей его страстью были садовые розы...
34.
Фото из интервью с отцом Аркадием...
35.
...В Почаеве отец Аркадий пел. В то время там не было басов, и отец Аркадий пел в хоре вторым басом. В Печорах отец Аркадий занимался только розами. Он как-то обмолвился, что в Псково-Печерском монастыре у него было больше 5000 роз.
36.
В Сретенский монастырь отец Аркадий поступил в 1996 году и стал нести послушание садовника в обители. 14 февраля 1999 года он был пострижен в иночество. В 2006 году его наградили Патриаршей грамотой.
37.
38.
39.
40.
Из интервью с отцом Аркадием: …
«…Когда перед самым отъездом мы подошли, чтобы попрощаться с отцом Аркадием и его бессчетными розами, тюльпанами и туечками, он вдруг неожиданно сказал:
– Послушайте, а ведь ваша Албазинская икона Божией Матери действительно чудотворная. Ее сейчас из храма выносили, мы, монахи, образовали живой коридор. Проплыл мимо меня образ Богородицы, и вдруг я вижу в моей руке – цветок! Да такой красивый! Откуда он взялся? Ведь не было у меня в руках ничего! Мне его Богородица подарила!...».
2 июля 2014 года, после повторного инсульта, в Ивано-Франковске в возрасте 81 года насельник Сретенского монастыря инок Аркадий (Парносов Аркадий Григорьевич) скончался. Отец Аркадий всеми знавшими его воспринимается нераздельно от удивительного монастырского сада и его красивых и восхитительных роз.
Вот такая вот история. Кому будет интересно узнать об этом человеке, здесь - ссылка на большой и очень интересный материал об иноке Аркадии.
41.
42.
43.
Источники:
Русская Православная церковь. Сретенский монастырь.
Сретенский ставропигиальный необщежительный мужской монастырь. Петр Паламарчук. 19 декабря 2005 г.
Подъяпольский С.С. О древней церкви Сретенского монастыря в Москве. В кн.: Российская археология, № 1, 2000, с. 47-60.
Инок Аркадий - монастырский садовник. Портал pravoslavie.ru
ВикипедияИнок Аркадий - монастырский садовник. Портал pravoslavie.ru
© Vladimir d’Ar