?

Log in

No account? Create an account

Блог о моих ощущениях этого Мира

Размышления о себе, других и Мире...

Previous Entry Share Next Entry
Богородице-Рождественский монастырь. Часть 1.
vladimirdar
Богородице-Рождественский монастырь
Всего 25 фото

Богородице-Рождественский монастырь всегда вызывал у меня любопытные и яркие впечатления. Во-первых, монастырь находится в самом центре Москвы, на Рождественке и посетить его, как говорится, сам Бог велел. Во-вторых, это один из самых древних монастырей Москвы, построенный в честь победы на Куликовом поле, который был посвящен Рождеству Пресвятой Богородицы, то есть это - обитель с историей и многими интересными фактами, записанными в её судьбе. К некоторому сожалению, мне, как-то, не удалось застать монастырь, хоть и в разрушенном до перестроечном, но в реликтовом состоянии, что обычно инициирует чувственные ощущения и смутные интуитивные догадки о его судьбах и судьбах его обитателей. Тем более, что сейчас осмотреть монастырь досконально и в деталях также не удастся – охрана ограничивает любые передвижения по территории и если и разрешает снимать, то, фактически, - лишь на небольшом пятачке, рядом с воротами колокольни, да и то, после переговоров о целях съемки) Поэтому, нам остается только лицезреть, фотографировать все то, что максимально возможно, замерев на месте и, затем, «зачехлив» фотоаппаратуру, в качестве обычного рядового посетителя-прихожанина, зайти в храмы…, что мы и сделаем впоследствии.

Чем же этот пост будет отличаться от других? Здесь я, как всегда, сделаю попытку дать чувственный образ монастыря, а для этого, визуальный ряд будет достаточно объемным и подробным. Что такое чувственный образ и, что я под этим подразумеваю? Это общее впечатление, складываемое из всех возможных ощущений и оценок объекта созерцания. Как всегда, он складывается из объективного и субъективного впечатления через восприятие и, в конечном счете, выливается в представление этого самого объекта созерцания как нашего отдельного индивидуального образа ви́дения этого Мира. Именно так я его и стараюсь осознавать и, наверное, у зрителя есть возможность уловить его целостный образ и сочетать его с моими оттенками чувств, рассматривая, вроде бы, простую фотогшрафию. Ну, это я отвлекся. Однако же, приступим к моему рассказу...

Его, кстати, пришлось разделить (из-за нелюбви ЖЖ к большому объему печатных знаков) на две, как мне кажется, логичные части. Сокращать текст я не стал, поскольку по большому счету, вся информация довольно любопытна и, и так, достаточно сжата, а "слова из песни", как говорится, "не выкинешь") В первой части будет история монастыря, а во второй - мы более подробно остановимся на истории храмов обители (посетим их), так и на моих субъективных чувственных ощениях в общем и, в частности.

Рождественский монастырь был основан в 1386 году княгиней Марией Серпуховской, матерью героя Куликовской битвы – князя Владимира Андреевича Храброго, супругой князя Андрея Иоанновича, сына Калиты. Первыми насельницами основанной княгиней Марией обители стали вдовы, матери и сироты воинов, на поле Куликовом «за веру и отечество живот свой положивших». По свидетельству летописца, лишь третья часть русского войска тогда вернулась с поля битвы. Сама княгиня Мария овдовела задолго до Куликовской битвы. Князь Андрей Иоаннович Боровско-Серпуховской скончался от моровой язвы (чумы), не дожив до рождения второго сына, Владимира, сорока дней. Вскоре после смерти князя Андрея княгиня похоронила старшего сына, Иоанна. Всю свою оставшуюся жизнь она прожила тихо и незаметно. Она Мария, по воле Божией, наставницей и матерью для многих осиротевших после Куликовской битвы матерей и сестер, переступивших порог основанной ею обители.

Сейчас мы на Рождественском бульваре.
02.
Богородице-Рождественский монастырь

Княгиня Мария была преданной духовной дочерью преподобного Сергия Радонежского, хранила его заветы, о чем свидетельствуют ее дела. На ее землях в окрестностях Радонежа преподобным Сергием был основан его Троицкий монастырь. Мария Серпуховская поспособствовала сближению семьи великого князя с преподобным Сергием, положив начало почитанию Игумена Земли Русской в великокняжеском доме и воспитала сына-героя, что является её заслугами перед Отечеством.

Это двухэтажное здание, выходящее на Рождественский бульвар, является частью построек монастыря - на плане оно обозначается как "служебное помещение"...
03.
Богородице-Рождественский монастырь

Место основания монастыря княгиня выбрала на самом краю Кучкова поля, на крутом холме, который в те времена был берегом реки Неглинной. В летописях и исторических трудах в разные годы Богородице-Рождественский монастырь именовался по-разному: Рождества Пречистыя Богородицы девичь, что за Пушечным двором; Рождества Пречистыя Богородицы девичь, что на Москве, за Неглинною, у Трубы; Рождественский девичь, что на Москве, на Рождественской улице; Рождественский девичь, что на Трубе; Рождественский Московский; Рождественский на Рву; Богородицкий на Трубе.
04.
Богородице-Рождественский женский монастырь
05.
Богородице-Рождественский монастырь

Это вид монастыря с северо-запада, со стороны Трубной площади.
06.
Богородице-Рождественский монастырь

Эти земли у Неглинной были во владении серпуховского князя Владимира Андреевича: здесь находился его загородный двор с деревянным дворцом, где жила княгиня Мария. Рядом со своим дворцом она и основала Рождественский монастырь. Сохранилось еще одно старинное свидетельство тому, что Рождественский монастырь изначально стоял на этом месте. По преданию, в его соборе были похоронены невестки Дмитрия Донского - Мария и Елена. Значит, монастырь здесь уже точно существовал до 1484 года.
07.
Богородице-Рождественский монастырь

Монастырь был основан на древней дороге, идущей от Кремля на Кучково поле, и отрезок дороги до монастыря стал улицей Рождественка. Она славилась своим колокольным звоном, ее называли "церковной улицей" и по количеству храмов, и по слободе звонарей и сторожей кремлевских соборов, которые построили себе приходскую церковь Николы в Звонарях.

Сейчас эта церковь находится по адресу Рождественка, 15/8, стр.3. Она совсем рядом с Рождественским монастырем.

Церковь Николы в Звонарях

Мы на Рождественке... Все строения монастыря имеют общий адрес - Рождественка, 20.
08.
Колокольня Богородице-Рождественского монастыря

Рождественский монастырь принял на себя роль сторожа, защищая Москву с северных рубежей. Еще он назывался "что за пушечными избами". Здесь имелся в виду Пушечный двор, созданный Аристотелем Фиораванти в конце XV века. Когда же через 100 лет появилась стена Белого города, в ней было сделано отверстие - арка или "труба", через которую открыто, текла Неглинка, еще не заключенная под землю. Отсюда произошло название Трубной площади и новое прозвище Рождественского монастыря - "что на Трубе". С тех пор Рождественка вела только к Рождественскому монастырю. Она стала исключительно "богомольной" улицей и самой короткой радиальной улицей Москвы.

Проходим через Святые врата под монастырской колокольней.
09.
Колокольня Богородице-Рождественского монастыря

Чувствуется, что монастырь стоит на высокой горке - каскады ступеней в длинном сводчатом проходе только напоминают об этом.
10.
Колокольня Богородице-Рождественского монастыря
11.
Колокольня Богородице-Рождественского монастыря

Первой постройкой обители был возведенный в 1389 году собор Рождества Пресвятой Богородицы. Возводя храм и обитель, княгиня Мария подала благой пример своей родственнице, великой княгине Евдокии – преподобной Евфросинии Московской, основательнице Вознесенской обители в Кремле.

В 1430-х годах в монастыре приняла постриг под именем Евпраксия княгиня Елена Ольгердовна (невестка Марии), супруга князя Владимира Храброго. Она была похоронена, согласно своему завещанию, на монастырском кладбище в 1452 году. Елена Ольгердовна тоже завещала похоронить себя здесь, а также подарила Рождественскому монастырю свое подмосковное село Косино с его знаменитым Святым озером, которое легенды связывали с началом Москвы.
12.
Собор Рождества Богородицы в Рожественском монастыре

Сын и преемник Ивана III великий князь Василий III учинил в стенах Рождественской обители событие, попавшее не только в летопись монастыря, но и определившее дальнейший ход русской истории. В ноябре 1525 года в Рождественском соборе была пострижена в монахини первая супруга Василия III великая княгиня Соломония Сабурова. Прожив с ней более 20 лет, великий князь так и не получил долгожданного наследника. Престол мог перейти к его братьям, удельным князьям, которые грозили устроить междоусобные войны за московский великий стол, чего Василий III никак не хотел допустить.
13.
Собор Рождества Богородицы в Рожественском монастыре

Несмотря на жесткие запреты почти всех церковных иерархов, 25 ноября 1525 года, в Рождественском монастыре была насильно пострижена в монахини под именем София жена Василия Третьего - Соломония Сабурова. Она жила в обители до своего перевода в суздальский Покровский монастырь, став святой и известна сейчас как София Суздальская.
14.
Соломония Сабурова

А Иван Грозный, законный наследник Василия III, родившийся от его брака с Еленой Глинской в сопровождении мрачных знамений - ослепительной молнии и невиданной прежде сильной грозы - тоже запечатлел свое правление в истории Рождественского монастыря. Через полгода после его венчания на царство, летом 1547 года, в Москве вспыхнул страшный пожар - один из самых сильных в ее истории. В огне сгорел и Рождественский монастырь вместе со всей улицей. Он был восстановлен по обету царицы Анастасии Романовны, которая, отправляясь на богомолье к преподобному Сергию, близ Рождественского монастыря почувствовала, как младенец впервые шевельнулся в ее чреве. По преданию, она же (или сам Иван Грозный) в память этого радостного события основала при отстроенном Рождественском соборе придел во имя святителя Николая Чудотворца. В.В. Сорокин указывает точную дату основания придела - 1550 год. Вероятно, это была их первая дочь, Анна, но дореволюционные историки утверждали, что это произошло позднее, когда царица Анастасия была беременна сыном Федором, будущим царем Федором Ивановичем, то есть в конце 1556 года или в первой половине 1557 года.

В 1611 году, начиная с 19 марта, рядом с монастырем шли ожесточенные бои с польскими интервентами. Под предводительством князя Дмитрия Пожарского, дом которого находился на Большой Лубянке, местные жители (пушкари, литейщики, кузнецы) защищали свои дома и расположенные в этой части города монастыри. Многие из защитников пали в бою и были погребены на монастырских кладбищах, в том числе и в Богородице-Рождественском монастыре. В период Смутного времени были утрачены монастырские документы, но первые цари из рода Романовых Михаил Феодорович и Алексей Михайлович подтвердили права монастыря на его исконные владения, пожаловав монастырю новые грамоты.
15.
Собор Рождества Богородицы в Рожественском монастыре

О событиях Отечественной войны 1812 года в стенах Рождественского монастыря остались противоречивые сведения. Достоверно известно, что игумения Есфирь зарыла все, что хранилось в монастырской ризнице, в землю, в три ямы, тщательно их заделав. Разбив ворота, неприятель ворвался в обитель, но так и не нашел монастырских сокровищ и стал грабить храмы. В это время икону Богоматери несколько раз обносили вокруг обители для сохранения от пожара, и ее серебряного оклада французы не тронули, хотя брали все, что попадалось по руку. Найдя образ святителя Николая Чудотворца в таком же серебряном окладе, враги попытались снять серебро и не смогли. С тех пор на образе остались следы неприятельского оружия, но чудо было явлено: один солдат, пытавшийся снять оклад, вдруг так занемог, что его унесли на руках, и образ больше не трогали. Остались свидетельства, что он внушил неприятелю такой страх, что французы даже оставили обитель. По преданию, в октябре 1812 года впервые со времени занятия Москвы Наполеоном раздался благовест с колокольни Рождественского монастыря, хотя другое предание связывает это событие со Страстным монастырем.

Ныне существующий собор Рождества Пресвятой Богородицы – строение времен царствования Иоанна IV, предмет забот и особенного попечения грозного самодержца, – хранит до наших дней память об этом русском государе.

Петровская эпоха, которую никак нельзя назвать благоприятной для монастырей и монашествующих, завершилась в 1725 году кончиной государя Петра I, названного историками Великим. В его правление сформировались и утвердились многие чуждые русской жизни правила и обычаи. Нигде в исторических трудах не упоминается о том, что Богородице-Рождественский монастырь в царствование Петра I каким-либо образом пострадал, был притесняем или связан какими-либо обязательствами, как то было с другими монастырями.
16.
Собор Рождества Богородицы в Рожественском монастыре

Около 1670 г. к востоку от Рождественского собора, близ его алтарей, была выстроена усыпальница князей Лобановых-Ростовских (этот древний княжеский род, согласно Российской родословной книге, происходит от Рюрика). Небольшое, прямоугольное в плане сооружение с лопатками на углах, профилированным цоколем и карнизом с поребриком, было перекрыто цилиндрическим сводом с двускатной кровлей и одной главкой. С юга был вход, выделенный пилястрами и ширинками, которые были оживлены зелеными изразцами. Два окна имели простые решетки. В XIX веке она получила второй этаж, в котором находилась монастырская ризница.

В 1878-79 гг. усыпальницу Лобановых-Ростовских надстроили вторым этажом, соединили переходом с Рождественским собором и разместили там ризницу.

17.
Усыпальница князей Лобановых-Ростовских

Фото - с официального сайта монастыря. Увидеть и сфотографировать это интресное здание невозможно - надо обойти собор, но доступа для съемки с этого ракурса нет. В нижнем ярусе мы и видим этот вход в усыпальницу. Зеленых изразцов, естественно, уже нет.

В 1676-1687 годах на средства княгини Фотинии Ивановны Лобановой-Ростовской был возведён каменный храм святого Иоанна Златоуста с трапезной и приделами святого Николая, праведного Филарета Милостивого и святого Димитрия Ростовского. Сюда же была перенесена и чудотворная икона святителя, хранившаяся в монастыре. На средства княгини в 1671 году также была выстроена ограда из камня с четырьмя башнями.
18.
Церковь Иоанна Златоуста

Во время правления Екатерины II жизнь русских монастырей была строго регламентирована и «упорядочена» согласно понятиям светского общества и греховного мира. «Лишние» с точки зрения императрицы и ее приближенных монастырские имения были отобраны в государственную казну. Богородице-Рождественская обитель была причислена ко второму классу и продолжала существовать, выдержав и это испытание.

В конце XVIII века были перестроены стены и башни монастырской ограды.

В 1835 году в старую шатровую колокольню собора ударила молния и в 1835-1836 годах взамен её над Святыми вратами была построена новая в стиле классицизма с надвратной церковью священномученика Евгения, епископа Херсонского (проект Н. И. Козловского, церковь устроена на средства С.И. Штерич).
19.
Колокольня Богородице-Рождественского монастыря

В начале XIX века жизнь вокруг монастыря текла тихо и размеренно. На месте снесенного к тому времени Пушечного двора построили двух - и трехэтажные доходные дома, также принадлежавшие обители. Торговли на Рождественке почти совсем не было. В начале XX столетия в стенах обители, в ее многочисленных скитах и подворьях подвизалось свыше шестисот насельниц или даже более того, с учетом обитательниц монастырских скитов и подворий), монастырь владел 33 гектарами земли.

Стены обители становились тесными для живущих в них и для приходивших на богомолье окрестных жителей и паломников. В связи с этим в архитектурном ансамбле монастыря произошли существенные изменения.
На протяжении многих веков параллельно северной и южной стенам монастыря располагались одноэтажные строения сестринских келий. В XIX и начале XX столетия эти здания были снесены. Из одноэтажных на территории обители остались келии, расположенные вдоль восточной монастырской стены (ныне – строение 8 дома № 20 по ул. Рождественке), рядом с которыми возвышается огромный четырехсотлетний дуб. На этот дуб можно посмотреть, к сожалению, только в панораме Yandex-карт - он растет у восточной дальней стороны Казанского храма - в глубине терртории монастыря.

Келейный корпус (XIX век).
20.
Келейный корпус (XIX в.)
21.
Колокольня Богородице-Рождественского монастыря

В начале XX столетия на месте снесенных зданий (с северной стороны) началось грандиозное строительство величественного трапезного храма в честь Казанской иконы Божией Матери.

Первоначальный проект Казанского храма был предложен Ф.О. Шехтелем, но он был сочтен слишком дорогостоящим. Настоятельница обители Ювеналия (Ловенецкая) остановила свой выбор на проекте архитектора П.А. Виноградова. В 1903-1904 годах по проекту архитектора П. А. Виноградова была проведена реконструкция церкви Иоанна Златоуста и возведена трапезная монастыря.

6 июля 1904 года священномучеником Владимиром (Богоявленским), бывшим в то время митрополитом Московским, было совершено освящение закладного камня Казанской церкви. Строительство трапезного храма велось на средства М.В. Лапшиной. Благотворительница приняла монашеский постриг с именем Серафимы, о чем гласит надпись в храме, на северной стене у клироса.
22.
Храм Казанской иконы Божией Матери

Храм, увенчанный куполами и крестами, издали радует взгляд, возвышаясь над северной стеной обители, над зеленью бульваров старой Москвы. Построенный в русско-византийском архитектурном стиле, храм напоминает о многовековой истории обители и отражает стремление к возвращению к святорусскому идеалу и одновременно свидетельствует о том времени, когда он был возведен. 30 августа 1906 года, будущий первомученик из лика новомучеников и исповедников Российских митрополит Владимир, совершил великое освящение храма.
23.
Богородице-Рождественский монастырь

При монастыре действовали приют для девочек-сирот и церковно-приходская школа.
24.
Богородице-Рождественский монастырь

В 1922 году монастырь был закрыт, серебряные ризы с икон сняты (всего вывезено 17 пудов серебра), часть икон первоначально переместили в храм Николы в Звонарях, а позже - в церковь Знамения в Переяславской слободе. В монастыре размещались конторские, научные и учебные заведения. В кельях были устроены коммунальные квартиры.

Некоторым из монахинь разрешили остаться в бывшей обители, две инокини – Варвара и Викторина жили на территории монастыря до конца 1970-х годов. В 1978 году монахиню Варвару убил ее сосед по коммуналке, украл у нее несколько икон и по поимке был осужден на 10 лет. После этого престарелую, почти ослепшую Викторину взяли к себе жить добрые люди. Через год на таможне попался спекулянт, пытавшийся провезти за границу церковные ценности, и среди них оказалось множество предметов из ризницы Рождественского монастыря. Выяснилось, что инокиня Варвара была казначейшей и ближайшей подругой последней настоятельницы обители, которая перед смертью тайно передала ей наиболее чтимые иконы, спрятанные от реквизиции. Каким-то образом о том узнала шайка, промышлявшая кражами церковного антиквариата. Сосед монахини действовал для отвода глаз, пока главари втихую забрали самое ценное.

Монастырское кладбище вместе с могилой основательницы обители - княгини Марии Андреевны было уничтожено, часть стен обители снесена. В 1974 году решением Моссовета Рождественский монастырь был передан МАРХИ для организации музея-заповедника древнерусского искусства и зодчества. После реставрации в Рождественском соборе хранился архив одного из научно-исследовательских институтов.
25.
Богородице-Рождественский монастырь

В 1989 году древний храм Рождества Пресвятой Богородицы был возвращен Русской Православной Церкви.

В общем, история монастыря давняя и интересная. Другое дело, что эта московская обитель достаточно «закрыта» для интересующихся историей Старой Москвы. Раз уж фотографировать в храмах совершенно невозможно, давайте их посетим и используем, с целью ознакомления, фото внутри с официального сайта монастыря. И сейчас можно перейти ко второй части. Если вы, как возможно кажется, узнали всё Рождественском монастыре, вы можете не смотреть вторую часть, но если хочется узнать еще больше и ознакомиться с моими субъективными ощущениями и впечатлениями о монастыре - переходите ко второй части и не пожалеете - в частности, меня особенно поразил своей одухотворенной энергетикой Рождественский собор обители, когда я побывал в нем.

Источники:
Официальный сайт Богородице-Рождественского монастыря.
Сайт vidania.ru - «Московский Богородице-Рождественский монастырь».
Елена Лебедева. Богородице-Рождественский женский монастырь в Москве. 2007 г. Портал pravoslavie.ru.
Портал «Храмы Москвы».
Википедия.


© Vladimir d’Ar

Recent Posts from This Journal

  • Оглавление моих статей - II

    ИСТОРИЯ, АРХЕОЛОГИЯ, ДРЕВНОСТИ - ФЕСТИВАЛИ, ВЫСТАВКИ, СОБЫТИЯ, ШОУ - ФОТООБЗОРЫ, ВПЕЧАТЛЕНИЯ История, археология, древности | Античная…

  • Electric Light Orchestra - I Need Her Love

    I Need Her Love - вещь из альбома "Discovery" Electric Light Orchestra. Очень красивая и жизнеутверждающая. Discovery - восьмой…

  • Avalon Jazz Band - I love Paris (Cole Porter)

    "I Love Paris" - популярная песня, написанная Коулом Портером и опубликованная в 1953 году. Песня была представлена Портером в его…


  • 1
Великолепный репортаж! Хоть текст и большой, я его прочитал полностью. Надо же, а я в своем репортаже опрометчиво назвал историю этого монастыря "неинтересной", за что мне сразу влетело от Алексея Дедушкина.
Церковь Николы в Звонарях, оказывается, является Пюхтицким подворьем. То-то я и смотрю, прихожане говорят с каким-то странным акцентом. Спасибо, Владимир, сейчас иду читать вторую часть.

Благодарю за комментарий, Алексей! Как видишь - держу слово - с твоей подачи посты и выложены о Рождественском монастыре!)

Спасибо!
Очень интересный репортаж! :)

Раскрыть кражу икон помог молодой врач Скорой помощи, обратиший внимание сотрудников милиции на следы удушения на шее покойной и невыгоревшие места на обоях, где висели иконы. Сотрудники милиции сильно опечалились этому, т. к. дело было глубокой ночью и разбираться с преступлением им явно не хотелось.

Oh! Спасибо за информацию!



Плитка «Мюръ и Мерилизъ» из Казанской церкви Рождественского монастыря, - лежит на втором этаже, перед входом в трапезную.

Oh! Классно! Тогда мне там снимать не давали)

Настоятельница никому не разрешает фотографировать, - поэтому пришлось без её благословения снимать. Ничего, - прокатило☺

Edited at 2018-12-22 01:57 pm (UTC)

За мной вообще ходили следом, чтобы я ничего не снял)
Правда я тогда ходил с полнокадровой зеркалкой на шее)

Дабы сфотографировать эту плитку, - у меня было два подхода. Второй раз совершенно тихо, - без качания прав☺

  • 1