Владимир (vladimirdar) wrote,
Владимир
vladimirdar

Categories:

Храм Святителя Николая в Кузнецах


Всего 15 фото

Эта уютная старая церковь расположена в самом центре Замоскворечья. Она была из тех немногих храмов, что никогда за свою историю не закрывались в Москве. Для меня же она памятна, прежде всего тем, что именно в ней, а точнее в крестильном доме во имя Святого равноапостольного князя Владимира, я и крестился, причем, в довольно зрелом возрасте) Помню, как мне один человек рекомендовал именно эту церковь как одно из наиболее святых мест в Москве. Тогда мне, даже, удалось пройти «предкрестильную» беседу и получить благословение  от нынешнего настоятеля этой церкви – удивительного внимательного и понимающего человека – протоирея Владимира Воробъева. Все происходящее тогда было каким-то чудом, полным синхронизаций текущих событий вокруг. Священника звали Владимир, крестился я в храме Святого равноапостольного князя Владимира, да и тот самый человек, кто меня порекомендовал, тоже звался Владимиром…) Вот и пришла сейчас в голову мысль написать именно об этом храме. Как водится, в моем приличном фотоархиве московской архитектуры, оказалось несколько фотографий снятых еще в 2011 году. Тогда, я только осваивал цифровую зеркальную фотокамеру Canon 500D, поэтому с любопытством, глазами Владимира пятилетней давности, обработал эти неуклюжие фото слепки) Погода тоже была не очень, - отсутствовало вожделенное голубое небо с его завораживающими, как обычно, белыми облаками. Вместо них была знакомая московская пронзительная зимняя «хмарь». Но, надеюсь, все это не помешает ознакомиться с этой старой и теплой по внутренним ощущениям церковью.

Сведений о храме Николы в Кузнецах оказалось немного. Кроме того, даже на официальном сайте церкви нет подробных исторических выкладок. Так, что будем использовать все то, что мне удалось найти.

Основание храма Святителя и Чудотворца Николая Мирликийского, что на Новокузнецкой улице в Москве, можно отнести к XV веку. В то время была заложена Кузнечная слобода в Замоскворечье, куда кузнецы переселились, вероятно, из-за Яузы, где прежде находилась Кузнечная слобода. Впервые по документам Новокузнецкая церковь упоминается в окладных книгах Патриаршего казенного приказа от 1625 года под названием "Николы в Кузнецах". Храм в Кузнечной слободе был тогда деревянным…
02.
Храм Святителя Николая в Кузнецах

В период с 1490 года (приблизительная дата основания Кузнецкой слободы) по начало XIX века на месте будущего храма находилось, по меньшей мере, две церковные постройки. Первая была построена в 1491 году. Вторая церковь была каменной и построена по благословению патриарха Иоакима в 1683 году. Храм имел придел во имя преподобного Сергия Радонежского. В 1766 году был устроен второй (северный) придел − во имя святителя Василия Амасийского. В 1805 году церковь разобрали, и на средства прихожан был построен новый храм, что мы и видим с вами.

Храм одноглавый в стиле ампир. Над северным и южным входами в круглых нишах установлены барельефы апостолов — по два над каждым входом. Можно полагать, что это изображения святых евангелистов.
03.
Храм Святителя Николая в Кузнецах
04.
Храм Святителя Николая в Кузнецах
05.
Храм Святителя Николая в Кузнецах

Большие размеры светового барабана, перекрытого сферическим куполом, его "ротондальный" характер, сдержанная, в духе строгой классики, разработка плоскости стен и мощный объем абсиды указывают на школу М.Ф. Казакова, одним из учеников которого, по-видимому, и был построен Никольский храм. Одновременно с построением храма была сооружена колокольня.
06.
Храм Святителя Николая в Кузнецах

В 1847 году храм был перестроен: возвели третий ярус колокольни, появилась обширная четырехстолпная трапезная. В новой трапезной были установлены большие придельные алтари. Северный алтарь, освященный во имя святителя Василия Амасийского, позднее был переосвящен митрополитом Филаретом в честь Введения во храм Пресвятой Богородицы, но день памяти святого Василия продолжают праздновать как престольный праздник, и до сих пор святой считается покровителем храма.
07.
Храм Святителя Николая в Кузнецах

Внутреннее пространство собственно храма решено архитектором с особой лаконичностью и простотой. Незаметное перетекание плоскости стен сравнительно небольшого храма к широкой воронке купола создает впечатление простора, "раскрытости", устремленности в светлый, горний мир.
Этому способствует и прекрасная освещенность интерьера. Через большие тройные окна барабана внутрь храма легко льются широкие потоки света: четко выделяются вызолоченные лепные украшения иконостаса, подчеркивается мягкий серебристый колорит росписи купола с изображением Святой Троицы.
08.
Храм Святителя Николая в Кузнецах

Трапезная в целом не нарушает строгой "классичности" храмового ансамбля, хотя по стилю несколько отличается от основного здания храма: она выдержана в архитектурных формах позднего "ампира" и суховата по своему декоративному убранству. Внутреннее ее пространство состоит из трех нефов и перекрыто системой крестовых сводов, покоящихся на четырех мощных столпах. В решении декора свода ярко отразилась наступившая в русской архитектуре с середины XIX века эпоха увлечения различными европейскими стилями позднего средневековья: все подпружные арки свода украшены лепниной весьма тонкой работы и хорошего рисунка - сложными арабесками в духе итальянского ренессанса. В 1894 году были реставрированы иконостасы и стенная роспись, а также устроено калориферное отопление.

На фото - здание Свято-Тихоновского гуманитарного университета..., в здании которого я и получал благословение на крещение.
09.
Храм Святителя Николая в Кузнецах

Небольшая часовенка на территории церкви, по всей видимости...
10.
Храм Святителя Николая в Кузнецах

В 1991 году на средства прихожан построен и освящен крестильный дом во имя Святого равноапостольного князя Владимира. В крестильном храме имеется баптистерий для крещения взрослых, проводятся огласительные беседы. Баптистерий (лат. baptisterium, от др.-греч. βαπτίζω — «крестить», крестильня, крещальня) - обычно пристройка к церкви или отдельное здание, предназначенное для совершения крещения. Внутри баптистерия располагается крестильная купель, как правило, достаточно большого размера, чтобы в неё мог погрузиться взрослый человек. В крестильном доме при Николо-Кузнецком храме купель довольно большая - в виде мраморного равностороннего креста с возможностью полного погружения при крещении.
11.
Храм Святителя Николая в Кузнецах

В Николо-Кузнецком храме находится знаменитая икона Божией Матери, именуемая «Утоли моя печали».
12.
Храм Святителя Николая в Кузнецах
13.
Храм Святителя Николая в Кузнецах

При храме - воскресная школа и Православная традиционная гимназия, с 1989 - просветительское Братство во имя Всемилостивого Спаса, материалы которого я и использовал для описания церкви.
14.
Храм Святителя Николая в Кузнецах
15.
Храм Святителя Николая в Кузнецах


Интересная церковь, между прочим. Отчетливо захотелось еще раз пройтись в этих местах с фотокамерой и освежить свои прежние впечатления.

Святыни: чудотворная икона Божией Матери «Утоли моя печали» (XVIII в.) перенесена из закрытого храма святителя Николая Чудотворца в Пупышах (Садовниках), Иверская икона Божией Матери из храма Иверской иконы Божией Матери на Всполье (в киоте перед правым клиросом Сергиевского придела), особо чтимые иконы: Божией Матери «Взыскание погибших»; преподобного Андрея Рублева (в иконостасе Сергиева придела); преподобного Сергия Радонежского (XVII в., в том же пределе); на его юж. двери - древняя икона «Святитель Алексий, возлагающий крест на преп. Сергия». Храмовая икона свт. Николая Чудотворца с житием (1-я пол. XVII в.). Иконы последней трети XVIII - нач. XIX в. в Сергиевском приделе: Спаситель и Божия Матерь на престолах (по обеим сторонам Царских врат), архангела Михаила (на сев. двери). При входе в трапезную, на столпах, иконы XIX в. - Ветхозаветная Святая Троица и Боголюбская икона Божией Матери. В нише, с правой стороны сев. придела - Плащаница Спасителя. В храме сохранились старинные облачения. Главный престол - Перенесения мощей святителей Николая Чудотворца из Мир Ликийских в Бари, приделы - преподобного Сергия Радонежского (юж.) и Введения во храм Пресвятой Богородицы (сев.). Митрополит Филарет (Дроздов) переосв. придел священномученика Василия Амасийского в придел Введения во храм Пресвятой Богородицы (однако память его как покровителя храма продолжает отмечаться как престольный праздник).

Источники:

Братство во Имя Всемилостивого Спаса. Николо-Кузнецкий храм. Информационный листок N 16. Август 1993 г.


© Vladimir d’Ar

Tags: Замоскворечье, Москва, Храм Святителя Николая в Кузнецах
Subscribe

Recent Posts from This Journal

  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your IP address will be recorded 

  • 13 comments