Всего 23 фото
Как всегда, не обязательно читать текст исторических и биографических подробностей. Сама по себе красота православных храмов иногда, даже, не требует разъяснений, комментариев и словесных описаний. Большая часть фотографий снята в пасмурный весенний субботний день, поэтому общий настрой фоторяда будет несколько драматическим...Однако, все по порядку.
Есть у меня слабость к шатровым церквям, истории и тайнам их создания. Интересно то, что и этот, относительно новый шатровый храм в стиле модерн, был построен в 1909-1913 гг. по проекту архитектора П.Толстых. 28 сентября 1908 года состоялась закладка храма митрополитом Московским и Коломенским Владимиром, убитым, кстати, впоследствии в Киеве в 1917 году. Через пять лет величественный Воскресенский храм был закончен и 22 декабря 1913 года освящен митрополитом Московским и Коломенским Макарием. Храм является выдающимся образцом церковной постройки в стиле «русский модерн». Инициатором строительства был московский протоиерей Иоанн Кедров, который и стал его первым настоятелем. Часто эту церковь так и называют - Кедровской церковью.
02.
История начала строительства храма была не только интересной, но и уже исходно полной чудес. Отец Иоанн был настоятелем маленького больничного храма в честь иконы Божией Матери «Всех скорбящих Радость» при старой Остроумовской больнице в Сокольнической слободе. В то время (конец ХIХ - начало ХХ века) Сокольники были рабочим районом, где жили, в основном, небогатые люди. Отец Иоанн не жалел сил для того, чтобы помочь своей пастве и духовно, и материально. Но он постоянно ощущал недостаточность оказываемой помощи - люди были задавлены заботами о «хлебе насущном», редко посещали храм, да и не могла маленькая больничная церковь вместить всех желающих помолиться, особенно в праздники.
И вот, словно бы ответом на неустанные молитвы отца Иоанна о своей пастве, явилась ему в сонном видении сама Царица Небесная и повелела построить в Сокольнической слободе красивый вместительный храм, чтобы виден он был издалека, а звон с его колокольни мог бы напоминать окрестным жителям о покаянии и необходимости духовной жизни. Проснувшись отец Иоанн был чрезвычайно смущен этим видением, ведь денег на постройку храма у него не было - маленький больничный храм, да еще расположенный в небогатом районе не приносил достаточного дохода для реализации столь масштабного проекта. Усердно отец Иоанн, день за днем, месяц за месяцем откладывал на строительство, все не решаясь к нему приступить. И тогда, во второй раз повторилось его видение, но увидел он теперь Матерь Божию с ликом строгим и властным. Убоявшись оказаться непокорным и положившись на Волю Божию, он приступает к строительству, даже не задумываясь, чем же он станет расплачиваться…
03.
Я здесь пересказываю предания, связанные с этим храмом, не для того, чтобы склонить читателя к православию или навязать богословский стиль изложения, а для того, что показать, что не только в старозаветные и новозаветные времена имели место чудеса - они могли происходить и совсем недавно - перед революцией, как в частности, и в наши новейшие времена… Не надо далеко ходить…, потому как чудо исходно заложено в нас самих...
04.
Кстати, - это вид на Сокольническую площадь со стороны Мак Доналдса... На дальнем плане - шатер храма Вознесения Христова. Фото как раз для ориентировки на месте.
05.
Итак…, внешние работы строительства храма были практически завершены, подходил срок расчета со строителями, а денег, несмотря на пожертвования прихожан, все еще было недостаточно. Отец Иоанн горячо молился Господу и Матери Божией, и помощь не замедлила явиться. Предание гласит, что был в Москве один богатый купец-коммерсант, который по обету решился пожертвовать значительную сумму на храм Божий. Он молился, чтобы Господь указал ему храм, наиболее нуждающийся в данное время в такой помощи. Во сне ему явились святые апостолы Петр и Павел и рассказали о строительстве величественного храма в Сокольнической слободе. Пробудившись наутро, жертвователь не замедлил отправиться в Сокольники, нашел недавно выстроенный храм и вручил отцу Иоанну свое пожертвование. Предание также гласит, что пожертвованная сумма была как раз достаточной для основного значительного расчета с рабочей артелью.
06.
Однако, материальные трудности не заканчивались. Когда храм уже был полностью завершен и готов к освящению, наступил срок окончательного расчета с рабочими, а средств вновь было недостаточно. И вот, накануне вечером, к отцу Иоанну зашел некий старец-паломник и попросил приюта. Иоанн поместил его в одной из келий-пристроек вновь возведенного храма, накормил и весь вечер провел в беседе с этим паломником. Когда же наутро отец Иоанн пришел к старцу, то келья, отведенная накануне ему, оказалась пуста, а на столике лежали деньги, - значительное пожертвование на строительство храма. Отец Иоанн почти ничего не знал о своем госте, помнил только его имя - Николай. Видя такое явное чудо, помощь Божию, он возблагодарил Бога и Святителя Его Николая за поддержку его начинания. С тех самых пор святитель Николай Чудотворец - один из наиболее почитаемых святых этого храма.
Протоиерей Иоанн Кедров
07.
Источник - официальный сайт храма
И вот, Воскресенский храм был возведен. Величественный (площадью 960 кв.м) и высокий (высота главного купола 34 м, боковых приделов 22 м) двухэтажный девятикупольный храм нес форму креста. Любая деталь в храме имеет не только свое прикладное, но и духовное, символическое значение. Так 9 куполов издавна возводили на Руси в честь 9 Чинов Ангельских, служащих и молитвенно предстоящих пред Престолом Божиим. Барабаны главок опоясаны абрамцевской плиткой интенсивно-синего цвета.
08.
09.
Колокольня храма
10.
12.
Храм имеет, кроме главного алтаря, освященного в честь Воскресения Христова - два придела. Правый придел храма освящен в честь иконы Божией Матери «Всех Скорбящих Радость» (в память о том больничном храме, в котором начинал служить отец Иоанн Кедров), левый - во имя первоверховных апостолов Петра и Павла (в память об их помощи при строительстве храма). Нижний храм освящен в честь Рождества Христова. В настоящее время здесь совершается таинство крещения.
13.
По древней православной традиции храм Воскресения Христова имеет высокую паперть. Паперть имеет любой православный храм. Это не только вход внутрь храма, но и восхождение, путь на небо, путь к Богу. Благочестивые христиане приходили в храм задолго до начала службы и, поднимаясь на паперть, на каждой ступеньке произносили молитву мытаря: «Боже, милости буди мне, грешному». Таким образом, смиряясь, человек стремился восходить, приближаться к Богу, стать достойным свидетелем и молитвенным участником величайшего христианского таинства - литургии.
14.
15.
Резные иконостасы храма выполнены по проекту архитектора П.Толстых из кипариса. Впоследствии для икон были сделаны киоты художественной резьбы из дуба, изготовлены величественные паникадила (основные церковные кольцевые светильники) в византийском стиле. В отличие от золоченого иконостаса нижнего храма, главный иконостас сохранил естественный темный цвет кипариса. Существует предание, рассказываемое старейшими прихожанами, что во время строительства храма отца Иоанна Кедрова постигло несчастье - скончалась его дочь. И вот в молитвенную память об этом скорбном событии он повелел не золотить иконостасы и 8 куполов храма.
17.
Внутрихрамовая живопись выполнена под явным влиянием фресок М.Нестерова в Марфо-Мариинской обители. Уникальны акустические и визуальные приемы архитектора. Пол имеет уклон от входа к алтарю, что позволяет ясно видеть богослужение при скоплении народа. Главный свод изнутри покрыт голосниками, усиливающими звучание хора.
18.
После революции этот храм не закрывался, благодаря чему многие чтимые святыни из закрывавшихся или уничтожаемых храмов и часовен поступали в основном сюда и в Знаменский храм на Рижской. Храм Воскресения кажется, внутри, просто огромным и, наполненным чем-то нематериальным, неземным и возвышенным. Здесь находится великое множество святынь русского народа.
19.
Главной такой святыней является икона Божией Матери Иверская - копия с чудотворной иконы Иверская - «Вратарница», что находится на Афоне. По заказу митрополита Новгородского Никона, впоследствии Святейшего Патриарха, в Иверской монастыре на Афоне с нее был сделан список. В 1648 году он был доставлен в Москву. Икона была торжественно встречена царем и патриархом у Воскресенских ворот. Позже на этом месте построили специальную часовню, в которую и поместили икону. Московская Иверская прославилась своими чудесами и стала одной из самых почитаемых в России икон.
С 1669 года икона находилась в Иверской часовне у Воскресенских ворот близ Московского Кремля. В самые ответственные дни Российского государства, во дни войн и народных бедствий пред Иверской иконой совершались всенародные молебны, собиравшие десятки тысяч москвичей. Молебны на этом святом месте являлись обязательной частью церемоний во время посещения Москвы русскими царями и императорами. Все российские императоры, начиная с Павла I, считали своим долгом входить в Кремль через Воскресенские ворота. Император Николай II, прибывая в Москву, прежде всего, приходил к Иверской часовне поклониться чудотворной иконе.
20.
Это фото с Праздника Иверской Божьей Матери 4 мая 2016 года. Здесь мы имеем некоторую возможность увидеть внутренние пространства Храма. Снимать самому в момент нахождения внутри церкви, почему-то не захотелось.
21.
Источник - официальный сайт храма.
Церковь производит очень сильное общее эмоциональное впечатление. Ее внутренний объем как будто преисполнен тихой неслышной молитвы, слегка мрачноватые интерьеры побуждают остановить суетный внутренний диалог сознания. Святынь и артефактов очень много, но благодаря достаточному пространству - в церкви свободно и легко дышится. Совершенно необычное и несравнимое впечатление с другими московскими храмами...
Но это все мелочи, главное другое – Воскресенский храм является одним из многих и значительных мест в Москве, где можно увидеть и помолиться о своем у чудотворной иконы и не надо изнурительно простаивать многими часами как к святыням, что иногда посещают нас из за стран заморских…
Источники:
Официальный сайт Храма Воскремения Христова в Сокольниках
И другие
Зайти на мой сайт
Или на Проза.ру
© Vladimir d’Ar