Всего 31 фото
Начало истории церкви Пимена Великого вообще, относится к середине ХVII века. Начали ее возводить в 1658 году, в царствование государя Алексея Михайловича (1645-1676) при Патриархе Никоне (1652-1666). Построен храм слободой воро́тников – особого отряда ратных людей, охранявших воротные (т.е. проездные) башни крепостных стен Москвы в XIV-XVII веках. Воро́тники были частью постоянного гарнизона крепости и относились к разряду служилых людей «пушкарского чина», т.к. в широкий круг их обязанностей входило обслуживание и имевшейся при крепостных воротах артиллерии. Основной же обязанностью воротников было несение постоянной караульной службы у крепостных ворот, запиравшихся на ночь, хранение ключей от них и защита их при нападении врагов, а также выполнение некоторых технических функций, т.к. воротные башни средневековой крепости были весьма сложным инженерным сооружением, требующим определенных технических навыков.
02.
03.
Жили воротники закрытыми слободскими поселениями, сначала у башен Кремля, а затем - у ворот Белого города, в Земляном городе. Они имели земельные наделы, могли заниматься огородничеством и разными ремеслами, но всегда должны были быть готовы на срочную государеву службу. Вступавший в воротники «приводился к вере» (т.е. к присяге): «Будучи в той воротничьей службе, всякую его государеву службу служить и на карауле стоять, где по наряду указано, будет, со своею братиею в равенстве».
04.
При государе Алексее Михайловиче «Тишайшем» древняя столица переживала бурный рост и развитие. Возводилось множество новых каменных храмов и палат, перестраивались старые церкви, умножались их святыни.
05.
Но частые пожары снова и снова опустошали город. Страшной бедой обернулась для Москвы и её жителей эпидемия чумы 1654 года и сопутствовавшие ей пожары. Болезнь унесла жизни многих тысяч москвичей, а огонь уничтожил большую часть деревянного города. Необходимость усиления противопожарных мер с изменением структуры заселения разраставшейся столицы стала к этому времени особенно острой.
06.
07.
По царскому указу бóльшая часть слобод, располагавшихся в густо заселенном Земляном городе, выводилась за его пределы, в ближайшие пригороды. Так, в 1658 году слобода воротников, располагавшаяся между Тверскими и Дмитровскими воротами, переселилась чуть севернее, в старинное окраинное село Сущево, где и образовалась Новая Воротниковская слобода. Здесь, в живописном месте, на берегу большого красивого пруда новоселы сразу выстроили себе деревянную церковь с главным престолом во имя Живоначальной Троицы и приделом в честь преподобного Пимена Великого, которого воротники издревле почитали своим Небесным покровителем.
08.
Новая церковь почти в точности повторяла уже имевшуюся у воротников на их прежнем месте старую Троицкую церковь, которая также имела Пименовский придел, и которая (согласно сохранившимся документам) была «перенесена» ими «со старого места», по-видимому от стен Кремля, к Тверским воротам еще в 1493 году (в связи с расширением Кремля и строительством новых кремлевских стен в 1485-1516 гг.).
09.
Церковь Пимена Великого в Старых Воротниках. Храм закрыт в 1923 году, снесен в 1931-1932 гг.
10.
Церковь Пимена Великого в Новых Воротниках
Таким образом, у стражей московских ворот возникло две святыни – два одноименных храма, в просторечии именуемых «Пимен Старый» и «Пимен Новый» – два свидетельства особого почитания этими служилыми людьми великого египетского аввы Пимена, наставника монашествующих, учителя смирения и послушания.
Здесь стоит немного остановиться на личности самого святого Пимена. Один из величайших представителей древнего монашества, святой Пимен Великий родился около 340 года в Египте. С раннего детства он стремился к монашеству как к духовной науке. Будучи совсем еще молодым юношей с двумя своими братьями он ушел в один из монастырей в египетскую пустыню Скитос, где все трое приняли иноческий постриг в 356 году. Проводя время в строгом посте и молитвенных подвигах, преподобный достиг такой высоты добродетелей, что вошел в совершенное «безстрастие».
11.
Для многих иноков авва (уважительное обращение с элеменами почитания) Пимен был духовным наставником и руководителем. Для назидания себя и других они записывали его наставления, полные глубокой мудрости и облеченные в простые, доступные всем формы. Авва Пимен говорил: «Человеку необходимо соблюдать три главных правила: бояться Бога, часто молиться и делать добро людям. Злоба никогда не уничтожит злобы; если кто тебе сделал зло, сделай ему добро, и твое добро победит его злобу». Изречения аввы Пимена, его образ мыслей всегда всеми святыми иноками признавались драгоценным, бесценным сокровищем, духовным заветом и наследием православному монашеству. Прославившись святостью своей жизни и глубокой назидательностью своих поучений, имея около 110 лет от рождения, египетский пустынник скончался около 450 г. Вскоре же он был признан святым угодником Божиим и в знак великого смиренномудрия, скромности, правдивости и самоотверженного служения Богу и получил наименование Великий. Жизнь преподобного Пимена Великого, его служение людям являют нам яркий пример духовной красоты и величия православного подвижничества IV – V веков.
Почему именно авву Пимена выбрали воротники своим святым, до конца не совсем ясно, особенно если "смотреть" с нашей, сегодняшней "колокольни". Есть свидетельство о том, что когда Тахтомыш обманом взял Москву в 1382 году и полностью ее разграбил, город был сожжен, но уцелели именно белокаменные башни и стены города, а было это в канун дня памяти преподобного Пимена Великого, празднуемого Церковью 27 августа (9 сентября по новому стилю), что и дало повод воротникам избрать его своим покровителем. Хотя, я думаю, что здесь не все до конца прояснено, поскольку сам факт полного разграбления Москвы не мог быть памятной датой. Скорее это произошло потому, что верующие люди на Руси всегда любили молиться самым великим и строгим подвижникам древности, «светильникам Божиим» первых веков христианства, считая Пимена «воро́тником от царства Божия».
12.
В течение одного года после сожжения столица была заново отстроена и заселена. Видимо, к этому времени и относится возведение защитниками московских крепостных ворот первого Пименовского храма у стен Кремля. Первоначально поселение московских воротников также располагалось у стен Кремля. Их более поздняя слобода Воротники находилась рядом с Тверской улицей. В честь храма покровителя воротников Пимена Великого были названы соседние переулки - Воротниковский и Старопименовский, где впоследствии и находился второй каменный храм Пимена Великого в Старых Воротниках.
Постепенно центр Москвы всё больше застраивался, поэтому в середине XVII века (приблизительно в 1658 году) часть московских воротников переселили на окраину село Сущёво. Здесь была образована другая Воротниковская слобода. Приблизительно в 1672 году была построена новая церковь святого Пимена, с главным Троицким престолом, в точности повторявшая их старый храм. Память о поселении стражников осталась в названии местного Нововоротниковского переулка (это там, где проходит по дуге трамвайная линия от Новослободской с разворотом).
13.
Новая деревянная Пименовская церковь простояла недолго – сгорела при пожаре 1691 года. По благословению Патриарха Адриана она была выстроена вновь в 1696-1702 гг., но уже в камне, и освящена в 1702 году с теми же престолами – главным Троицким и приделом во имя преподобного Пимена Великого. Архитектурный облик новой каменной церкви был характерен для конца XVII века, периода «московского барокко». Это был простой одноапсидный храм, «восьмерик на четверике», завершенный восьмигранным глухим барабаном с небольшой главкой, с одним южным приделом и трапезной, к которой с запада примыкала невысокая колокольня.
14.
В XVIII столетии, с переводом столицы на берега Невы и с потерей военного значения московских укреплений, воротники стали профессионально невостребованными и оказались на положении обычных городских жителей. Постепенно стал исчезать и слободской уклад с однородным населением. Наиболее предприимчивые из слобожан уходили в вольные торговые промыслы, пополняя купеческое сословие. Так, постепенно прихожанами «Нового Пимена» становились обычные горожане разных сословий – рабочий люд и мещане, «благородные» и купцы, крепостные крестьяне и вольноотпущенные, служащие разных заведений и военные. По данным «Древней Вивлиофики» в 1722 году в приходе насчитывалось 170 домов.
15.
В 1760-1770 годы была значительно расширена трапезная. Тогда же была возведена новая колокольня, которая была вновь перестроена во второй половине XIX столетия. В период с 1796 по 1806 гг. был устроен, а в 1807 г. освящен второй, северный придел во имя Владимирской иконы Божией Матери.
16.
Ровно через 13 лет после упомянутого Тохтамышева разорения Москвы, в тот же день 26 августа (8 сент. н. ст.), но уже 1395 года, произошла встреча московским духовенством во главе со святителем Киприаном чудотворного образа Богородицы, принесенного из Владимира в столицу.
Москвичи со страхом ожидали нападения полчищ Тамерлана, готовясь постом и молитвой «встретить гнев Божий в душевной и телесной чистоте». Но, произошло чудо - на этот раз город был спасен – грозный завоеватель отошел от Москвы в тот самый день и час, когда произошло торжественное «сретение» чудотворной Владимирской иконы.
17.
Вскоре после сооружения Владимирского придела храмовая территория была обнесена фундаментальной оградой с воротами, выполненными в барочном стиле. Эта ограда почти полностью сохранилась до наших дней.
18.
К северу от храма находился церковный погост. Сейчас на этом месте большой пустырь с давно заброшенным зданием (его часть видна справа на фото)... Что-то мне подсказывает, что оно имело когда-то некое отношение к церковной собственности в качестве доходного дома.
19.
Другая часть пустыря сейчас отведена под городской парк "новой волны") За его деревьями - Краснопролетарская улица - в сторону Садового...
20.
Во второй половине XIX столетия возникла необходимость значительного расширения храма. По проекту архитектора Д.А. Гущина, в 1881-1882 гг. были удлинены на восток оба придела, полностью перестроены алтарные апсиды, в результате чего иконостасы всех трех алтарей вышли на одну линию. Были поновлены росписи и внешняя отделка храма, добавлены новые элементы барочного декора в духе позднего XVII века.
21.
Фасады церкви получили при этом новое декоративное оформление, выдержанное в духе эклектики, воспроизводящей формы «русского стиля» и «московского барокко». Теперь, по словам современников, когда-то «тесная и довольно мрачная церковь» стала одним из «обширнейших храмов Москвы, отделанных с истинно изящным великолепием». Освящение расширенного и возобновленного храма было совершено в день памяти преподобного Пимена Великого, 27 августа 1883 года.
22.
После завершения работ по расширению храма, в 1897 году было начато обновление его внутреннего убранства. Приходской совет во главе с настоятелем, о. Василием Славским (1842-1911) и старостой, купцом С.С.Крашенинниковым, принял решение использовать в качестве образца эскизы росписей Свято-Владимирского Собора в Киеве, выполненных к 1896 г. лучшими мастерами своего времени – В.М. Васнецовым, М.В.Нестеровым, М.А.Врубелем, П.А.Сведомским, В.А.Котарбинским и др. Главная роль в создании храмовой росписи Владимирского собора принадлежала В.М.Васнецову, основоположнику особого «русско-византийского стиля» в живописи. Росписи храма, правда, созданы не лично Васнецовым, а учениками Шехтеля, но с одобрения Виктора Михайловича и в его технике.
23.
"Распятый Бог-Сын". Роспись западной стены главного алтаря (композиция В.М. Васнецова).
Это фото и еще три ниже - с сайта прихожан Храма Пимена Великого в Новых Воротниках.
Идея преемственности русского православия от Византии, включенности русской Церкви в историю Вселенского православия легла в основу программы создания нового внутреннего убранства Пименовского храма. Автором проекта и руководителем работ был назначен признанный мастер «русского модерна», выдающийся архитектор Ф.О.Шехтель (1859-1926).
24.
Старое фото иконостоса Шехтеля.
Обратившись к возможностям византийского стиля, Ф.О.Шехтель создал проект, по которому группой талантливых мастеров (П.А.Баженовым, росписи; И.А.Орловым, резьба; А.Кузмичевым, ризы на иконах; и др.) за десять лет работ был выполнен один из лучших храмовых интерьеров, созданных в Москве на рубеже XIX-XX веков, отличавшийся необыкновенным величием, гармонией и красотой.
Иконостасы всех трех смежных между собой алтарей были объединены в единый двухъярусный ансамбль, выполненный в византийском стиле из белого итальянского мрамора. При всей своей обширности и нарядности декора, иконостас поражает строгим изяществом и чистотой своих линий. Его великолепная резьба (работа И.А.Орлова) воспроизводит раннехристианскую, византийскую духовную символику. Мраморный декор включает растительный орнамент, пальмовые ветви – символ Царствия Небесного, «Чашу спасения», разные формы креста, хризмы, «альфа и омега», гроздья винограда и побеги виноградной лозы. Арка центрального иконостаса увенчана крестом в виноградной лозе – символом Воскресения Христа и жизни вечной. Бронзовые с позолотой решетчатые Царские Врата, прекрасно гармонирующие с белым мрамором, открывают вид на запрестольные образы росписи алтаря.
25.
Современное фото иконостаса Шехтеля.
26.
Алтарь главного храма. Пасха Христова, 2008 г.
Стены и своды храма украшают росписи, выдержанные в русско-византийском стиле. Под сводами – 18 сюжетных композиций (включая запрестольные и иконостасные) на евангельские темы; на стенах и столпах – 120 ростовых иконописных образов святых.
Освящение обновленного и благоукрашенного храма совершалось поэтапно, по мере выполнения работ. Пименовский придел был освящен 22 января 1900 года. Через семь лет, 27 декабря 1907 года, был освящен главный Троицкий храм и придел в честь Владимирской иконы Божией Матери.
27.
В Советский период храм не закрывался. В апреле 1922 года из храма изъято 12 пудов «церковных ценностей». В 1927-1932 годах, регентом хора в Пименовском храме был инок Платон - будущий патриарх Пимен. Впоследствии он ежегодно совершал здесь службу в престольный праздник храма, празднуя и день своего тезоименитства.
28.
С 1936 года Пименовский храм стал главным московским храмом обновленцев во главе с митрополитом Александром Введенским. В 1944 году почти все обновленцы во главе с «митрополитом» Виталием принесли покаяние и воссоединилсь с Православной Церковью. Осталась в Москве лишь одна «твердыня» обновленчества - Пименовский храм, где продолжал служить А.И. Введенский, изображая из себя «митрополита» и «первоиерарха» «православных церквей». Через три с половиной месяца после смерти Александра Введенского, 9 октября, храм преподобного Пимена Великого перешёл в ведение Московской Патриархии.
Это вид на Храм Пимена Великого с северо-востока или со стороны сегодняшней Краснопролетарской улицы.
29.
30.
Вообще, источник из которого взята, в основном, вся эта информация, является сайт храма, созданный его прихожанами. Там великое множество информации и старых фото. Сайт создан с любовью и от души и легко рекомендуется мной к углубленному просмотру.
31.
Источники:
Сайт прихожан храма преподобного Пимена Великого в Новых Воротниках.
Википедия.
© Vladimir d’Ar
← Ctrl ← Alt
Ctrl → Alt →
← Ctrl ← Alt
Ctrl → Alt →