Всего 35 фото
В Царицыно, я отправился на фестиваль «Театр под солнцем» с участием экспериментальной команды «Liquid Theatre». Объявляли, что 2 июля эта самая команда представит спектакль, посвящённый человеческой доброте… Предполагая, что это действо будет проходить на Большой поляне Царицыно за Большим дворцом, я с удивлением обнаружил на месте полное отсутствие каких-либо признаков означенного фестиваля. Очевидно, он проходил где-то в другом месте музея-заповедника. Нисколько не расстроившись и подумав, что раз не нашел место фестиваля сразу, значит и не особо надо, - я решил, взамен, немного пройтись и поснимать Июльское Царицыно. Так, что это легкие июльские зарисовки музея-заповедника. Они, скорее для того, чтобы просто расслабиться и отдохнуть, надеюсь, что это так и есть. Здесь не будет никакой систематики - как я прогуливался по Царицыно, так это и будет отражено в последовательности фотографий. Также, я не буду подробно рассказывать об истории Царицыно, - она любопытна и достойна больших исторических трудов и расследований, поэтому упомяну только те строения, что будут показаны в фото ряде. Ну, пожалуй, начнем.
Это большая поляна за Большим дворцов в Царицыно. Здесь обычно и происходят фестивали и концерты.
02.
Большой дворец, строившийся с перерывами в течение 1786-1796 годов на месте разобранных баженовских корпусов, несмотря на яркие псевдоготические черты (башни, стрельчатые арки) по своему решению близок канонам классицизма: строгая симметрия, трёхчастное деление фасадов, общее спокойствие и уравновешенность пропорций, монументальность и некоторая тяжеловесность деталей (полуколонн по углам башен, сандриков, лоджий боковых корпусов).
03.
В шатровых завершениях башен присутствуют черты, восходящие к башням Московского Кремля. Во многом Большой Царицынский дворец демонстрирует иной подход к решению задачи постройки загородной резиденции «в готическом вкусе»: по сравнению с баженовским проектом, здесь посредством классицистических решений проявилась «державная мощь» и отсутствуют лёгкость и игривость.
04.
Готика и «московское барокко» перестали быть частями творческого синтеза для выработки особого, неповторимого стиля, оставшись элементами тщательно проработанного декора.
05.
06.
Руинированный дворец, за свою историю никак не использовавшийся, в 2005-2007 годах был превращён в современный музейный комплекс. Концепция восстановления, в особенности создание интерьеров, которых во дворце в законченном виде никогда не существовало, вызвала широкую критику в СМИ. Сейчас дворец используется для экспозиций и выставок музея-заповедника «Царицыно», а также и концертов, проводящихся под патронатом музея.
09.
10.
Оперный дом - одна из лучших построек Баженова не только в Царицыне, но и в его творческом наследии; его нередко сравнивают с гигантским резным ларцом для драгоценностей. Дворец возводился в 1776-1778 годах и предназначался, вероятно, для небольших официальных приёмов, проведения придворных церемоний, а также для театральных представлений и придворных увеселений Екатерины
11.
Фигурный мост, построенный в 1776-1778 годах по проекту Баженова, является продолжением Берёзовой перспективы, идущей от Большого моста через овраг к Малому и Среднему дворцам, соединяя её северную и южную части. С западной стороны парка, при движении по Аллее через плотину между прудами, мост воспринимается как въездные ворота. Сейчас это главная аллея, ведущая к дворцовому комплексу; в XVIII веке - второй парадный въезд на территорию Царицына.
12.
Баженов выбрал необычайно выигрышное местоположение для постройки: мост, расположенный на крутом склоне холма, скрывает панораму центральной части дворцового комплекса. Такое расположение обеспечивает эффект внезапности раскрытия дворцовой панорамы перед взором посетителя, проходящего под мостом. Со стороны дворцовой площади благодаря рельефу местности от моста видна лишь его верхняя часть: постройка, казавшаяся монументальной со стороны прудов, отсюда воспринимается лёгкой декорацией с башенками.
13.
Краснокирпичный мост, возведённый по принципу виадука, декорирован богато и разнообразно: необычная кирпичная кладка образует геометрические рельефы, по бокам — белокаменные георгиевские кресты. Высокий парапет в обрамлении узких стрельчатых проёмов соединяет полукруглые башенки, которые завершаются декором «ласточкин хвост» на мотив стен Московского Кремля.
14.
Храм иконы Божией Матери «Живоносный Источник». Северную часть дворцовой площади замыкает храм иконы Божией Матери «Живоносный Источник», расположенный между Вторым Кавалерским корпусом и Фигурным мостом. Это единственная постройка усадьбы Кантемиров, которую Баженов включил в свой ансамбль. Храм построен на месте деревянной церкви усадьбы Голицыных в 1722 году по повелению Дмитрия Кантемира.
15.
В 1759-1765 годах по воле Матвея Дмитриевича Кантемира храм был полностью перестроен (архитектор неизвестен), и у него появился северный придел во имя великомученика Димитрия Солунского, созданный в память отца. Стилистически здание представляет собой характерную храмовую постройку елизаветинского барокко - восьмигранный центральный объём, устроенный по принципу «восьмерик на четверике» увенчан гранёным куполом; сдвоенные пилястры, волюты, оконные наличники акцентированы окраской в белый цвет.
16.
После создания дворцового ансамбля храм перестраивался в 1883—1885 годах под руководством архитектора П. Н. Лавина: появился южный придел во имя иконы Казанской Божией Матери, трапезная была расширена. Колокольня подверглась существенным изменениям: на баженовских планах она зафиксирована небольшой двухъярусной, не выше купола самого храма (тем самым не выделявшаяся по высоте среди окружающих дворцовых построек), но была перестроена в три яруса, став вертикальной доминантой застройки.
17.
18.
Это, так называемый, Третий Кавалерский корпус (на фото ниже). Всего их три. Они появились в XIX веке и не отражают изначального предназначения зданий. Отчасти это случилось потому, что уже к XIX веку для современников предназначение построек было не совсем ясным.
19.
Постройки имеют ряд интересных архитектурных особенностей, в них выявилось то, что иногда называют баженовской «поэзией геометрии» - формы зданий решены с особой выдумкой. Третий Кавалерский корпус отличается планировкой с круглым залом, который выходит наружу в виде полуротонды.
20.
Третий Кавалерский корпус (иногда именуемый Дворцом с круглой залой) по своему стилю и оформлению сильно отличается от двух других и близок к Малому дворцу. Изящная постройка, возведённая в 1776-1779 годах, увенчана башенкой-бельведером. Императрица придавала особое значение этому строению - только в чертежах Третьего Кавалерского корпуса есть её собственноручные правки. Корпус построен на холме, на том самом месте, откуда Екатерина II в летнюю ночь 1775 года любовалась фейерверками на Царицынских прудах.
21.
Рядом с ним находится "Большой мост через овраг" (иногда его называют Готическим мостом). Он строился в 1778-1784 годах с перерывами. При возведении моста пришлось забить более двух тысяч свай для укрепления грунта, оказавшегося слишком зыбким. В 1784 году мост был закончен, недоставало только парапета. Баженову не удалось здесь полностью воплотить свой авторский замысел: парапет у моста появился лишь в начале XIX века и отличался от задуманного архитектором. Большой мост через овраг - самый крупный из сохранившихся мостов XVIII века. Он обладает уникальными художественными особенностями; мост производит впечатление цельности и гармоничности, массивная конструкция мастерски декорирована и визуально облегчена.
22.
Сейчас мы направляемся к другим Кавалерийским корпусам мимо Большого Дворца.
23.
24.
Второй Кавалерский корпус имеет восьмиугольную планировку, (за что иногда называется «Восьмигранником»).
25.
Второй и Первый Кавалерские корпуса, построенные в 1784-1785 годах, вероятно, предназначались для дворцовой прислуги. Они имеют общие черты в оформлении - портики с изящными кирпичными колоннами и фронтоны-кокошники со сходным рисунком. Декор фронтонов с композициями из звёзд, трилистников и лучей, вероятно, содержит намёк на масонскую символику.
26.
27.
28.
29.
30.
Хлебный дом (Кухонный корпус) - это самая крупная сохранившаяся постройка Баженова в Царицыно возводилась в короткие сроки, в 1784--1785 годах.
31.
Своё второе название корпус получил по двум горельефам-эмблемам в виде каравая с солонкой, украшающим фасады, развёрнутые к парадной части царицынского ансамбля. Над ними размещается вензель из букв «Х» и «С» (хлеб-соль); «С» выполнена в форме калача, а «Х» напоминает скрещённые линейки — намёк на принадлежность к масонству Баженова (в качестве масонских символов использовались инструменты строителей и архитекторов). В здании ярко проявился баженовский «театр архитектуры»: прозаические кухни скрываются под маской дворца. Хлебный дом уникален, ему присущ редкий по цельности и гармоничности художественный образ. Общее декоративное решение делает его похожим на североитальянские палаццо; одновременно Хлебный дом похож и на неприступные средневековые арсеналы и имеет черты сходства с за́мками.
32.
Декоративное сооружение, расположенное между Хлебным домом и Большим дворцом, построено Баженовым в 1784-1785 годах в виде галереи, прерывающейся в середине аркой с шипами. Оно не несёт на себе никакой функциональной нагрузки. Когда-то предполагалось, что галерея должна была служить для связи Кухонного корпуса и дворца (например, для подачи блюд к столу), но в этих зданиях отсутствуют выходы непосредственно в галерею и они никогда не существовали.
33.
34.
35.
Ну, вот, наша недолгая прогулка по Царицыно закончена. Надеюсь, вы отдохнули и раслабились, иначе зачем бы мне публиковать этот пост!?)
Источники:
Википедия
© Vladimir d’Ar