Владимир (vladimirdar) wrote,
Владимир
vladimirdar

Category:

Палаты думного дьяка Aвepкия Kиpиллoвa и Храм Николая Чудотворца на Берсеневке. Часть 1.

Палаты думного дъяка Аверкия Кириллова на Берсеневке
Всего 27 фото

Изредка я слышу, что Москва, "типа", совсем не интересная, мрачная и смотреть в столице не́чего, кроме Красной площади) Во-первых, жилые дома в Москве на её окраинах, конечно, рассматривать с интересом, не выйдет, поскольку типовая жилая застройка никогда не создавала захватывающих видов) Со своей же стороны скажу, что для меня Москва неисчерпаема. Когда начинаешь разбираться с памятниками архитектуры столицы – перед тобой разворачивается удивительный мир исторического прошлого Москвы, который захватывает и поражает. Таким уцелевшим чудом, в частности, является местечко на Берсеневской набережной, где находятся Палаты Аверкия Кириллова и Храм Святителя Николая Чудотворца на Берсеневке.

История этого места полна загадок и легенд. По неподтвержденным данным здесь был двор известной исторической личности Малюты Скуратова. Считается, что деревянный дом с каменным подклетом на месте Палат Аверкия Киоиллова существовал здесь уже в XV-XVI веках – его следы были найдены археологами и реставраторами. Именно отсюда (от Никольской церкви), по отрывочным сведениям, идет тайный подземный ход под Москвой-рекой в Кремль и к Дому Пашкова на Ваганьковском холме.

Основная часть фотографий снята в пасмурное время, поздней осенью - все из-за того, что летом, зелень не дает возможности тщательней провести фото съемку этого исторического места. Кроме того, мной намеренно материал разделен на две части - первая о Палатах Аверкия Кириллова, вторая о - Церкви Святителя Николая Чудотворца на Берсеневке, поскольку информационный материал довольно приличный, а ЖЖ, как известно, относится к объемным текстам довольно "прохладно".

Этот участок земли, находящийся за знаменитым "Домом на Набережной" достоин внимания всех, кто интресуется Историей родного города в частности и столицы нашей Родины, вообще. Здесь находится один из редчайших образцов палат XVII века - Палаты думного дьяка Аверкия Кириллова.

А вообще же, место, на котором стоит храм, издревле было занято церковными постройками. Так, в 1390 году в этой местности значился Никольский на Болоте монастырь. Там существовал деревянный храм, именуемый в летописи 1475 года «Церковь Николы на Песку, зовумая Борисова» (что указывает на принадлежности её этому богатому вотчиннику), а в 1625 году упоминаемая как «Великий Чудотворец Николай за Берсеневою решеткою» (в 1504 году Москва в рамках борьбы с пожарами и преступностью была поделена на участки, одним из которых управлял сын боярский и член боярской думы Иван Никитич Беклемишев, по прозвищу Берсень). У Ивана III он пользовался большим доверием, но при его сыне Василии III был казнён в 1525 году за «дерзкие слова». Его имя носит как Берсеневская набережная, так и Беклемишевская (Москворецкая) кремлёвская башня.
02.
Палаты думного дъяка Аверкия Кириллова на Берсеневке

После казни И.Н. Берсень-Беклемишева в 1525 году, сначала попавшего в опалу, а затем замешанного в так называемом «деле Максима Грека», эти земли перешли в царское владение. Максим Грек, приглашенный Иваном III для перевода церковных книг, критиковал власти и образ жизни русского духовенства, осуждая его за стяжательство и ростовщичество в церкви. Находил поддержку у Берсень-Беклемишева, Вассиана Патрикева и других. Скончался Максим Грек в Троицком монастыре, причислен к лику святых в 1988 году.

Старые московские предания, а вслед за ними и дореволюционные публикации, называют следующим владельцем этой местности знаменитого опричника Малюту Скуратова. Исключать этого нельзя, хотя собственный двор Скуратовых-Бельских находился на другой стороне Москвы-реки, в приходе Церкви Антипы на Колымажном дворе. Не подтверждают документы и того, что по родству с Малютой этот участок достался Годуновым и впоследствии переходил от одной боярской фамилии к другой.

Сейчас мы находимся на Берсеньевской набережной. Как я уже упоминал, сделать летом фотографию Палат Аверкия Кириллова крайне затруднительно, например с этого ракурса.
03.
Палаты думного дъяка Аверкия Кириллова на Берсеневке

Очень скоро «беклемишевские земли» были пожалованы из царских владений некоему Кириллу - «государев садовнику» - основателю рода Кирилловых. Из двух его детей один – Филипп умер бездетным, а второй – Стефан оставил троих сыновей. Аверкий Стефанович Кириллов (1622–1682) со временем стал единственным хозяином усадьбы, а землю, принадлежавшую братьям, пожертвовал под кладбище церкви Николы на Берсеневке. Дошедший до наших дней ансамбль сложился уже при его внуке - думном дьяке Аверкии Кириллове - в 1656-1657 годах.

Числившийся, как и предки, «садовником», Aвepкий Kиpиллoв был oчeнь cocтoятeльным кyпцом, влaдeлeцем мнoгoчиcлeнныx тopгoвыx лaвoк в Mocквe, oбшиpныx зeмeль c кpecтьянaми, a тaкжe coляныx кoпeй в Coли Kaмcкoй. В начале 1677 года царь Фёдор Алексеевич произвёл его из подьячих в думные дьяки (дьяк - начальник органа управления - приказа). В этом чине он возглавлял приказы Большой казны, Большого прихода и Большого дворца, был приказным. По сути, он руководил государственными финансами, торговлей и промышленностью.
04.
Палаты думного дъяка Аверкия Кириллова на Берсеневке

На момент перехода палат к Аверкию Кириллову это было достаточно крупное Г-образное в плане здание. Восточный фасад украшало нарядное красное крыльцо с двойными арками на кувшинообразных столбах. В отделке едва ли не впервые в московском зодчестве использовались нарядные изразцы в синих тонах по белому фону. Каждый из ярусов дома венчался сложным карнизом с поребриком, окна декорировали пышные наличники, стены дробились многочисленными вертикальными тягами – пилястрами и полуколоннами.

Наружный декор Никольской церкви и самих палат чрезвычайно разнообразен и сложен. Каждый из двух ярусов дома венчается сложным карнизом с поребриком, на окнах - пышные наличники, стена дробится многочисленными вертикальными тягами: лизенами, пилястрами и полуколоннами. Использование цветных изразцов только усиливает общее впечатление нарядности и пышности. На южном фасаде и на своде юго-восточной палаты сохранились фрагменты росписей. Став владельцем здания, Аверкий Кириллов расширил его со стороны двора.
05.
Палаты думного дъяка Аверкия Кириллова на Берсеневке

Одновременно с северо-восточным помещением первого этажа соорудили покои на втором этаже, где прежде была только «светлица». Палаты Аверкия Кириллова были исключительно «господским домом», слуги жили в каменных и деревянных избах, стоявших особняком во дворе. Первый этаж был хозяйственным. Ныне это подвал – так за несколько столетий поднялся культурный слой. Поэтому, конечно, в VII– ХVIII веках здание выглядело выше и репрезентативнее.

Bo вpeмя Cтpeлeцкoгo бyнтa 1682 г., близкий к Hapышкиным Aвepкий был жecтoкo yбит cтpeльцaми в Kpeмлe. Аверкия и ненадолго пережившую его жену Евфимию Евлампиевну похоронили под северной папертью церкви Николы, что находится в непосредственной близости от палат. В подклете-усыпальнице храма покоились его родители и, возможно, дед.
06.
Палаты думного дъяка Аверкия Кириллова на Берсеневке
07.
Палаты думного дъяка Аверкия Кириллова на Берсеневке

В 1667 году палаты Кирилловых приобрёл Семён Иванович Маслов. В начале следующего века они были перестроены и получили вид, близкий к современному. Полностью изменился парадный фасад. В его средней части появилась пристройка во вкусе петровской эпохи: трёхъярусная, с мощным декоративным завершением и огромными, довольно причудливой формы волютами и пышными гирляндами из цветов и фруктов, фланкирующими «теремок» верхнего яруса.
08.
Палаты думного дъяка Аверкия Кириллова на Берсеневке
09.
Палаты думного дъяка Аверкия Кириллова на Берсеневке

Вход в здание со стороны набережной получил арку, поддерживаемую великолепными резными кронштейнами. Над ней находился балкон.
10.
Палаты думного дъяка Аверкия Кириллова на Берсеневке

Парадное крыльцо украшали статуи на постаментах. Уже в нашем веке на чердаке были обнаружены фрагменты двух фигур и ещё одна, почти уцелевшая. Это человек в длинной одежде, с рукой, прижатой к груди, весьма напоминающий апостолов на галерее знаменитой церкви в Дубровицах. Весьма интересен и другой аналог, уже архитектурный, – церковь Сант-Михилскерк в бельгийском городе Лувене, возведённая в 1650–1666 годах по проекту архитектора В. Хесиуса.
11.
Палаты думного дъяка Аверкия Кириллова на Берсеневке
12.
Палаты думного дъяка Аверкия Кириллова на Берсеневке
13.


Окна среднего яруса несколько больше остальных, обрамлены строгими наличниками и завершаются лучковыми фронтонами-раковинками. Углы пристройки рустованы – решение, которое придало ей некую архитектурную собранность в контрасте с прихотливой и «необязательной» архитектурой XVII века. Для придания палатам симметрии, тогда входившей в моду, справа по фасаду была сделана пристройка с ризалитом, уравновешивающая объём с крыльцом.
14.
Палаты думного дъяка Аверкия Кириллова на Берсеневке

Палаты выдерживают стилистическое единство с расположенным по соседству корпусом Суконного двора (суконной фабрики). Оба здания, палаты и Суконный двор, своими главными фасадами фланкировали не сохранившийся Всехсвятский Каменный мост, по сути, составляя единый ансамбль.

Видимо, при Масловых в палатах одновременно с их реконструкцией или вскоре после неё было сооружено семь новых печей. Стилистический анализ даёт возможность отнести, по крайней мере, большую часть их изразцов, обнаруженных на чердаке, к началу XVIII века. Формы рисунков позволяют предположить, что образцом для них послужил некий сервиз, скорее всего имевший голландское происхождение. Изразцов много, и их теперь хватит по крайней мере на три печки. Они отечественного производства, с изображениями пейзажей со зданиями, людьми и зверями.
15.
Палаты думного дъяка Аверкия Кириллова на Берсеневке

С 1 июля 1756 года казна приобрела палаты у родственницы Масловых Анны Ивановны Зиновьевой за 5 тысяч 500 рублей, о чём сохранилась запись в дворовой книге Юстиц-коллегии. В палатах первое время разместились Корчемная контора и один из складов – магазин № 10.

С марта 1771 по май 1793 года в палатах располагался Разрядно-сенатский архив, предшественник Российского государственного архива древних актов. Здесь хранились подлинные столбцы родословных росписей, боярские и разрядные книги, отчёты об обороноспособности городов, документы о народных восстаниях и прочее. Фонд насчитывал несколько сотен тысяч дел.
16.
Палаты думного дъяка Аверкия Кириллова на Берсеневке

Затем сюда переехала Московская казённая палата. В 1806 году здание было реконструировано по проекту архитектора А. Назарова для Сенатской курьерской команды и стало называться в обиходе Курьерским домом. Когда к 1860-м годам оно оказалось в аварийном состоянии, «рационально мыслившие» чиновники, возглавлявшие дворцовое ведомство, не пожелали отпускать средства на ремонт «рухляди». К счастью, обречённым на слом строением заинтересовалось Императорское Московское археологическое общество (МАО), и Александр II передал палаты ему.
17.
Палаты думного дъяка Аверкия Кириллова на Берсеневке

В 1870 и 1884 годах под руководством архитекторов А. Попова и Н. Никитина в палатах были проведены реставрационные работы, в ходе которых разобраны позднейшие пристройки и расписана «во вкусе допетровского времени» Крестовая палата, ставшая залом заседаний общества.

В 1909 году для изучения и сохранения памятников московской архитектуры стали формироваться коллекции музея «Старая Москва», которые хранились в палатах. Позднее это собрание перешло в Исторический музей, одним из инициаторов создания которого в своё время был П.С. Уваров.
18.
Палаты думного дъяка Аверкия Кириллова на Берсеневке

Общество было ликвидировано приказом НКВД в июне 1923 года, разделив участь большинства подобных объединений дореволюционной России. С декабря 1924 года первый этаж особняка Аверкия Кириллова занимал Институт по изучению языков и этнических культур восточных народов СССР. Поэт Осип Мандельштам, посетивший его в 1930 году, поделился очаровательным описанием здания и институтских нравов: «Мой любительский приход никого не порадовал».
19.
Палаты думного дъяка Аверкия Кириллова на Берсеневке

Через год на второй этаж палат переехали Центральные государственные реставрационные мастерские (ЦГРМ), созданные известным художником Игорем Эммануиловичем Грабарём. Его подход к охране памятников вызывал, впрочем, куда большие возражения, нежели творческие достижения, так что в этой области он получил нелестное прозвище Угорь Обмануйлович Гробарь. В 1930 году он был вынужден отказаться от дальнейшего руководства мастерскими. К этому времени им передали церковь Николы. Через два года колокольню снесли, а мастерские закрыли.
20.
Палаты думного дъяка Аверкия Кириллова на Берсеневке

После этого в палатах была поселена обслуга Дома Правительства (Дома на набережной), а в здании Набережного корпуса некоторое время располагался Московский областной краеведческий музей. После начала войны, летом 1941 года, в церкви было устроено объединённое фондохранилище крупнейших столичных музеев. Упрятанные в сотни ящиков, здесь хранились коллекции Исторического музея, Музея Революции, Музея народов СССР, Биологического музея. Наиболее ценные реликвии находились в церковном подвале.
21.
Палаты думного дъяка Аверкия Кириллова на Берсеневке

После войны, в конце 1947 года, палаты Аверкия Кириллова частично отошли Научно-исследовательскому институту краеведческой и музейной работы Комитета по делам культурно-просветительных учреждений при СНК РСФСР.
22.


В 1953–1959 годах в палатах проводились реставрационные работы. Их руководитель Г.В. Алфёрова описала урон, нанесённый жильцами, которые вырубили связи, растесали окна, пробили в стенах новые двери и прочее. Отмечалось и плачевное состояние белокаменного декора северной пристройки XVIII века (1, с. 135–150). Работы в этих условиях велись медленно и, к сожалению, были прерваны из-за реорганизации службы. Завершали их в спешном порядке в 1960–1963 годах, уже без необходимых исследований и фиксации, но с искажениями.
23.


Одним из положительных результатов реставрации были ликвидация общежития и полная передача палат Аверкия Кирилова институту, который в 1966 году получил новое наименование - НИИ музееведения и охраны памятников истории и культуры. В 1968 году на его базе было создано новое учреждение – республиканский Научно-исследовательский институт культуры, ныне Российский институт культурологии Министерства культуры РФ.

Кстати, рядом с воротами и Набережным корпусом, находится маленький деревянный теремок, где продается множество видов пирожков и расстегаев. Они очень вкусные и, почти всегда, горячие. Если я оказываюсь в этих местах - всегда останавливаюсь здесь перекусить и передохнуть!
24.
Палаты думного дъяка Аверкия Кириллова на Берсеневке
25.
Палаты думного дъяка Аверкия Кириллова на Берсеневке

Виды прямо отсюда на Храм Христа Спасителя, Москву-реку и Патриарший мост - восхитительные - и в любую погоду.
26.
Палаты думного дъяка Аверкия Кириллова на Берсеневке

Последнее фото - Палаты Аверкия Кириллова с "островной" части Патриаршего моста.
27.
Палаты думного дъяка Аверкия Кириллова на Берсеневке


Далее, мы перейдем к осмотру Храма Николая Чудотворца на Берсеневке (часть 2), что находится в едином комплексе с Палатами Аверкия Кириллова.

Источники:

М.Ю. Коробко. Палаты Аверкия Кириллова.  Журнал "Русская история". №4. 2013.
Википедия


© Vladimir d’Ar, 2016

Вторая часть - Храм Николая Чудотворца на Берсеневке

Tags: Берсеневка, Берсеневская набережная, Палаты Аверкия Кириллова, Палаты думного дьяка Аверкия Кириллова, Старая Москва
Subscribe

Recent Posts from This Journal

  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your IP address will be recorded 

  • 46 comments