?

Log in

No account? Create an account

Блог о моих ощущениях этого Мира

Размышления о себе, других и Мире...

Previous Entry Share Next Entry
Гостиница «Метрополь» в Москве - Майоликовые панно Метрополя. «Принцесса Грёза». Часть 2.
vladimirdar
Принцесса Грёза
Всего 65 фото

Врубелевское панно «Принцесса Грёза» именуют самым известным панно Москвы. Оно создано на сюжет драмы в стихах Эдмона Ростана «La Princesse lointaine», в русском переводе Т.Л. Щепкиной-Куперник, получившей название «Принцесса Грёза». Премьера пьесы на русской сцене состоялась в январе 1896 года в Санкт-Петербурге. Романтическая история о возвышенном стремлении к любви и совершенной красоте, созерцание которой достигается ценой смерти, имела оглушительный успех у публики. Появились вальс «Принцесса Грёза», и даже духи и шоколад с таким названием...

Далее, мы продолжим осмотр майоликовых панно гостиницы "Метрополь" и попытаемся объять его удивительный архитектурный сказочный образ.

История создания «Принцессы Грёзы» достаточно известна. Савва Мамонтов, курировавший художественно-оформительские работы для Всероссийской промышленной выставки 1896 года в Нижнем Новгороде, заказал панно для выставочного павильона художественного отдела тогда еще малоизвестному Врубелю. Витте – министр финансов, ранее сам просил Мамонтова помочь в организации оформления художественного павильона выставки. Савва Иванович посоветовал разместить два больших панно над входами в этот павильон. Возможно, павильон, представлял собой нечто вроде большого ангара с овальным верхом, торцевые стены которого и должны были украшать врубелевские композиции. Витте лично согласовал эти эскизы художника с императором Николаем II и министерством финансов - для оплаты работ автора.

Майоликовое панно "Принцесса Грёза" Михаила Врубеля на главном фасаде гостиницы «Метрополь».

02.
Майоликовое панно

Малые майоликовее панно "Принцесса Грёза" Михаила Врубеля на главном фасаде гостиницы «Метрополь».
03.
Майоликовое панно

Видно, что часть майоликовых плиток в малых панно были поверх заложены плиткой, по неизвестным пока для меня причинам.
04.
Майоликовое панно

Художник выбрал два сюжета - европейский - «Принцесса Грёза»...
05.
Эскиз к картине М.Врубеля

...и национальный русский - «Микула Селянинович».

Эскиз этой картины Врубеля. Само местонахождение картины в настоящее время неизвестно.
06.
Эскиз к картине М.Врубеля

Сюжет, как уже упоминалось, «Принцессы Грезы» был взят из пьесы Ростана, написанной в 1895 году на основе средневековой легенды о любви провансальского трубадура Жофруа Рюделя к триполийской принцессе Мелисинде. Влюбившись в принцессу, никогда не видев её, и только зная по рассказам о её красоте и добродетелях, Рюдель пустился в морское плавание, в надежде увидеть воочию свою любовь. На корабле он тяжело заболел и умер на руках Мелисинды, под звуки своей лиры, шепча свою последнюю песнь во славу прекрасной Принцессы Грёзы. Захватывающий сюжет, отдающий декадансом.
07.
Картина Врубеля

Панно для Нижегородской выставки вызвали неожиданный для Мамонтова скандал, ещё до того, как Врубель успел их завершить. Императорская Академия художеств, срочно прислала в Нижний «авторитетную» комиссию во главе с графом Иваном Ивановичем Толстым, и та, сочла панно Врубеля «нехудожественными», запретила их к показу, хотя они, даже, и не принадлежали к экспонатам художественной выставки.

Здесь налицо реакция той академической художественной среды, что не терпит «выскочек», несогласованных с мэтрами своих действий и нарушения правил поведения «на этом рынке»). Они, очевидно, расценили участие в выставке работ Врубеля как попытку привнести в эту консервативную среду дух свободы, опасной индивидуальности и новаторства, что естественно подвергает опасности насиженные места и покушается на право «казнить или миловать», что выливается в конце концов в деньги. Все старо как Мир.
08.
Скульптурный фриз «Времена года», опоясывающий здание гостиницы «Метрополь». Главный фасад здания. Николай Андреев.

Стеклянные эркеры главного фасада гостиницы "Метрополь".
09.
Стеклянные эркеры. Гостиница Метрополь.

В общем, Врубелю было запрещено экспонировать на выставке эти работы, а Академия отказалась подтвердить оговоренное вознаграждение художнику. Возмущенный и уязвленный Савва Морозов сделал в ответ свой «ход конем». Он заплатил из личных средств 5000 рублей Врубелю, поручил ему закончить обе работы и, предоставил свой дом в Москве для окончания этих работ, привлек в помощь известных художников В.Д. Поленова и К.А. Коровина, оставив за Врубелем авторский надзор. Также, он на собственные средства, построил рядом с основным входом в выставочный павильоном еще один и выставил в нем оба панно на обозрения публике. Панно Врубеля, исходя из уже ставшей известной скандальной истории, пользовались бешеной популярностью, но надо сказать, что по большому счету это был провал, поскольку, несмотря на благожелательную оценку критиков, основная масса публики отнеслась к работам Врубеля необычайно враждебно. Здесь сказалась травля Врубеля в средствах массовой информации, а основная масса публики, у нас, как давно уже известно, подвержена программированию и зомбированию. Это событие тогда чрезвычайно «зацепило» Савву Морозова…
10.
Скульптурный фриз «Времена года», опоясывающий здание гостиницы «Метрополь». Главный фасад здания. Николай Андреев.

И при разработке проекта гостиницы «Метрополь» у Мамонтова возникла идея повторить «Принцессу Грёзу» в керамике и тем самым навсегда выставить её на всеобщее обозрение и поставить в этой истории свою последнюю жирную точку.
11.
Скульптурный фриз «Времена года», опоясывающий здание гостиницы «Метрополь». Главный фасад здания. Николай Андреев. Стеклянные эркеры.

С тех пор творение Врубеля, изображающее умирающего юношу-рыцаря и склонившуюся над ним принцессу, доступно каждому прохожему. Потом следы обоих произведений Врубеля затерялись. «Принцессу Грёзу» случайно нашли только в 1957 году среди старого театрального хлама Большого театра. Сейчас, это отреставрированное живописное панно, выставлявшееся на той нижегородской выставке, экспонируется в зале Врубеля в Третьяковской галерее…
12.
Майоликовое панно

Сейчас мы сдвинем точку нашего внимания больше к правой части главного фасада "Метрополя".
13.
Гостиница Метрополь

Это майоликовое панно «Орфей» на главном фасаде гостиницы «Метрополь», находится оно справа от "Принцессы Грёза".
14.
Майоликовое панно «Орфей» на главном фасаде гостиницы «Метрополь»
15.
Майоликовое панно «Орфей» на главном фасаде гостиницы «Метрополь»

Майоликовое панно «Орфей» на главном фасаде гостиницы «Метрополь».
16.
Майоликовое панно «Орфей» на главном фасаде гостиницы «Метрополь»

…Первоначально здание опоясывала майоликовая фриз Сергея Чехонина с надпись Фридриха Ницше: «Опять старая истина, когда выстроишь дом, то замечаешь, что научился кое-чему» (она находится ниже скульптурного фриза "Времена года", сразу под окнами). В советские времена в той части фасада, которая выходит на сторону современной Площади Революции была дописана ещё одна: "Только диктатура пролетариата в состоянии освободить человечество от гнета капитала. В. Ленин ". Первоначальная надпись видна сегодня только частично, а вот вторая полностью дошла до наших дней.
17.
Скульптурный фриз «Времена года», опоясывающий здание гостиницы «Метрополь». Главный фасад здания. Николай Андреев.

Я бы, вольно, перевел надпись Ницше следующим образом, исходя из наших реалий:
«Нет ничего нового под солнцем, - только построив дом, поймешь, что нужно было знать перед началом его строительства»)
18.
Скульптурный фриз «Времена года», опоясывающий здание гостиницы «Метрополь». Главный фасад здания. Николай Андреев.

Теперь, мы рассмотрим панно правой части основного фасада гостиницы "Метрополь".
19.
Майоликовое панно «Купание наяд» на главном фасаде гостиницы «Метрополь»
20.
Майоликовое панно «Купание наяд» на главном фасаде гостиницы «Метрополь»

Майоликовое панно «Купание наяд» на главном фасаде гостиницы «Метрополь».
21.
Майоликовое панно «Купание наяд» на главном фасаде гостиницы «Метрополь»
22.
Майоликовое панно «Купание наяд» на главном фасаде гостиницы «Метрополь»

Малое майоликовое панно «Купание наяд» на главном фасаде гостиницы «Метрополь» (т.н. "Белые пеликаны").
23.
Малое майоликовое панно

Малое майоликовое панно «Купание наяды» на главном фасаде гостиницы «Метрополь».
24.
Малое майоликовое панно
25.
Скульптурный фриз «Времена года», опоясывающий здание гостиницы «Метрополь». Главный фасад здания. Николай Андреев.

Теперь мы перейдем к западной стороне здания гостиницы "Метрополь".
26.
Западный фасад гостиницы Метрополь

Здесь нас ждет Майоликовое панно «Клеопатра» на западном фасаде гостиницы «Метрополь». А.Я. Головин.
Скорее всего это панно называется "Жизнь". "Клеопатрой" обычно называют эскиз Головина к этому панно. Панно очень насыщенно и состоит из пяти художественных элементов.

27.
Майоликовое большое панно «Клеопатра» и малые панно на западном фасаде гостиницы «Метрополь». А.Я. Головин.

Основной - "Клеопатра".
28.
Майоликовое панно «Клеопатра» на западном фасаде гостиницы «Метрополь». А.Я. Головин.

Слева от "Клеопатры" два панно - условно назовем их - "Белые лебеди"...
29.
Гостиница
30.
Малые майоликовые панно
31.
Майоликовое панно

...а справа - два панно - "Черные лебеди".
32.
Малые майоликовые панно
33.
Майоликовое панно «Жизнь» на западном фасаде гостиницы «Метрополь». А.Я. Головин.
34.
Малое майоликовое панно

Другой ракурс "Клеопатры"
35.
Майоликовое панно «Поклонение старине» на западном фасаде гостиницы «Метрополь». А.Я. Головин.
36.
Скульптурный фриз «Времена года», опоясывающий здание гостиницы «Метрополь». Западная сторона здания. Николай Андреев.

Здесь - снова мой акцент на бирюзовой креамической вазе...
37.
Гостиница Метрополь
38.
Гостиница Метрополь

Западный фасад гостиницы "Метрополь" - в сторону Площади Революции.
39.
Западный фасад гостиницы Метрополь
40.
Скульптурный фриз «Времена года», опоясывающий здание гостиницы «Метрополь». Западная сторона здания. Николай Андреев.
41.
Гостиница Метрополь. Западный фасад.
42.
Скульптурный фриз «Времена года», опоясывающий здание гостиницы «Метрополь». Западная сторона здания. Николай Андреев.

Вот здесь хорошо видна часть подписи "о диктатуре пролетариата")
43.
Скульптурный фриз «Времена года», опоясывающий здание гостиницы «Метрополь». Западная сторона здания. Николай Андреев.
44.
Скульптурный фриз «Времена года», опоясывающий здание гостиницы «Метрополь». Западная сторона здания. Николай Андреев.
45.
Скульптурный фриз «Времена года», опоясывающий здание гостиницы «Метрополь». Западная сторона здания. Николай Андреев.
46.
Скульптурный фриз «Времена года», опоясывающий здание гостиницы «Метрополь». Западная сторона здания. Николай Андреев.

Правая часть западной стороны здания Метрополя.
47.
Майоликовое панно «Поклонение старине» западном фасаде гостиницы «Метрополь». А.Я. Головин.

Майоликовое панно «Поклонение божеству» на фасаде гостиницы «Метрополь». Некоторые источники называют это панно "Орфей".
48.
Майоликовое панно «Поклонение старине» на западном фасаде гостиницы «Метрополь». А.Я. Головин.

С моей субъективной точки зрения - это майоликовое панно могла зваться "Артемида".
В нижней части этого панно можно четко увидеть надпись "Абрамцево" и "А Головин".

49.
Майоликовое панно «Поклонение старине» на западном фасаде гостиницы «Метрополь». А.Я. Головин.

Здесь явно египетская тема. Назовем это панно "Абу-Симбел".
50.
Майоликовое панно «Поклонение старине» на западном фасаде гостиницы «Метрополь». А.Я. Головин.
51.
Гостиница Метрополь
52.
Майоликовое панно «Поклонение старине» западном фасаде гостиницы «Метрополь». А.Я. Головин.
53.
Гостиница Метрополь

С южной стороны мы видим в верхней части фасада целых пять свободных секторов для размещения майоликовых панно. В сети нет никаких сведений о том, почему эти панно здесь не появились.
54.
Скульптурный фриз «Времена года», опоясывающий здание гостиницы «Метрополь». Южная сторона здания. Николай Андреев.

На этом фото (ниже) хорошо видны еще два совсем небольших майоликовых панно - слева - "Черные кошки", справа - "Белые медведи".
55.
Скульптурный фриз «Времена года», опоясывающий здание гостиницы «Метрополь». Южная сторона здания. Николай Андреев.

Они почти не бросаются в глаза. Позже я добавил фото "черных кошек" и "белых медведей" с сильным увеличением.
56.
Кошки Метрополя
57.
Белые медведи

Между прочим, есть и еще одно "вакантное место" под панно - ближе "к излому корпуса".
58.
Гостиница Метрополь

И, наконец, последнее майоликовое панно - "Полдень". Издали оно не бросается в глаза и многие его упускают.
59.
Полдень

Стоит обратить внимание и на декоративные башенки "Метрополя". Они восхитительны!
60.
Гостиница Метрополь
61.
Гостиница Метрополь

Вид на "Метрополь" от ст. метро Театральная.
62.
Гостиница Метрополь

С противоположной стороны Площади Революции находится "призрак" гостиницы "Москва". Элементы архитектуры этого здания заимствованы у Метрополя, но выглядит все это чуждо, равнодушно и безлико.
63.
Гостиница Москва

Но, а теперь, подсчитаем майоликовые панно "Метрополя"! Итак - 25 майоликовых панно и шесть - не занятых панно мест на фасаде.
Таким образом все на фасаде Метрополя должно было быть 31 больших и малых панно. В заключение - еще пару ракурсов этого восхитительного в своей глубокой фантазийной идее здания гостиницы "Метрополь".

Можно - поозорую и назову с намеком это фото ниже - "Три грации")!?
64.
Гостиница Метрополь
65.
Театральная площадь


На самом деле, я, наверное, выложил только десятую часть того, что узнал о Метрополе. Но, еще перегружать материал мы не будем. Надо сказать, что у меня какое-то радостное внутреннее ощущение от общения с Метрополем как символом русского модерна, как манифеста свободного творческого самовыражения, как буйства творческой фантазии, как лебединая песня русской архитектуры конца XIX века.

Источники:

Николай Малинин. «Метрополь. Московская легенда». М., 2015.
Метрополь. Портал "Прогулки по Москве". liveinmsk.ru.
Принцессу Грёзу видеть наяву. http://ofena.livejournal.com/11445.html?view=252597#t252597
Википедия

© Vladimir d’Ar, 2016

Первая часть


Recent Posts from This Journal

  • Оглавление моих статей - II

    ИСТОРИЯ, АРХЕОЛОГИЯ, ДРЕВНОСТИ - ФЕСТИВАЛИ, ВЫСТАВКИ, СОБЫТИЯ, ШОУ - ФОТООБЗОРЫ, ВПЕЧАТЛЕНИЯ История, археология, древности | Античная…

  • Electric Light Orchestra - I Need Her Love

    I Need Her Love - вещь из альбома "Discovery" Electric Light Orchestra. Очень красивая и жизнеутверждающая. Discovery - восьмой…

  • Avalon Jazz Band - I love Paris (Cole Porter)

    "I Love Paris" - популярная песня, написанная Коулом Портером и опубликованная в 1953 году. Песня была представлена Портером в его…


  • 1
столько интересных деталей, оказыватся..

Это, да, сам для себя многое открыл)

Окончание истории Принцессы Грезы http://moscow-i-ya.livejournal.com/221732.html

красивая работа

Наконец-то я дождалась Ваш пост! Ну что тут скажешь - браво, Владимир!
Я тоже, когда занималась Метрополем, прямо в раж вошла. Тогда несколько раз мы ходили снимать интерьеры, а теперь уже спокойно рассматривая панно, вижу, что многие восстановлены довольно небрежно: особенно заметно 03, 04 - нет рамочки. А про главное - мне в пост написали.

Спасибо и Вам! Без нашего с вами обсуждения майоликовых панно и их количества, возможно, эти посты так бы и не были реализованы!) 03-04 - там вообще, что-то непонятное - то ли при реставрации малые панно частично заклеили, то ли плитка когда-то обвалилась и эти места были "восстановлены" тем, что попалось под руку) Как вам найденные "черные кошки"?) Честно говоря, ни разу, даже, не обращал своего внимание, что они существуют, тем более окидывал взглядом Метрополь тысячи раз. Читал подробную статью о маойлике Метрополя и там случайно увидел этих кошек - обескуражило то, что я, даже, снимая майолику с телеобъективом, не заметил их! Не мудрено, что их никто тем более не замечает с улицы)

Чёрные кошки - как намёк на что-то... Любопытно!

Очевидно. Не зря же радом "Черные кошки" и "Белые медведи", как "Черные лебеди" и "Белые лебеди" Клеопатры...)

А в подробной статье, которую Вы читали, сколько называют майолик?

Количество не указывалось, но множество затейливых подробностей...
Это из книги, что у меня в источниках первым номером...)

Никогда о нем не слышал. Да и мне больше по душе природа, церкви...

Да, мне в общем то тоже, но это же воплощенный в камне гимн и торжество русского искусства конца XIX века...)

Кстати, насчет искусства - я слышал, что на Айвазовского сейчас гигантские очереди...

Наверное, я там не был...

Edited at 2016-08-05 06:27 am (UTC)

Надо же, не раз проходила мимо, но не вглядывалась. А там даже кисы черные оказывается :)

Да, даже кисы оказались)

И, Вам, спасибо за комментарии!

Отличный пост. Я эти панно с детства люблю. В Москве я жила на Курской напротив Найденовской усадьбы. До Площади революции тогда пешком ходили. Гуляли. Всегда на эти панно любовалась.

Спасибо! Метрополь, конечно, притягивает!)

Просто замечательно - внезапно узнавать то, что всегда хотел узнать :).
И то, про что не знал вовсе - тоже)).
Спасибо вам огромное!
Мне еще в некоторых панно, кроме 03 и 04, видится непорядок, словно плитки наклеивали кое-как, вверх ногами и не на свои места. Видимо, кто-то решил, что снизу все равно ничего не видно)).

Спасибо и вам добрые слова! Вот именно!
Только после большого увеличения как раз и возникает много вопросов к сегодняшнему состоянию панно) Это есть такое вульгарное выражение - "они все и так схавают"!)
Типа, все равно снизу не видно - зрение размоет...)

Наглость - второе счастье, была такая поговорка когда-то)).
Наверное, теперь уж и не узнать, кто это такой счастливый оказался.
Жалко.

Наверное, не узнать..., может, кто, прочитает комментарии и даст инфу...)

  • 1