Всего 50 фото
Москва вполне может удивлять. Как яркий пример, могу привести Англиканскую церковь Святого Андрея, что в Вознесенском переулке, 8/5, стр.3. Эпизодически прохожу по этому переулку и не устаю восхищаться совершенно потрясающим удивительным видом Андреевской церкви. И, большей частью тем, что её готическая архитектура заставляет встрепенуться внутреннее чувственное внимание, поскольку образ церкви, ну ни как не вливается в контекст московских переулков центра Старой Москвы. Ранее, когда Москва была одно-двух-трехэтажной эту церковь в конце XIX века, а точнее её необычную высокую башню, было видно отовсюду. Многие английские путешественники, посещавшие Москву, писали о странном впечатлении, которое производила на них эта новая церковь - они как будто попадали не в Москву, а в обычный провинциальный английский городок, так характерна для него была церковь святого Андрея.
Фотографии англиканской церкви Святого Андрея у меня собрались за разные годы, но я не рассказывал о ней, потому как постоянно оказывалось, что ворота церкви закрыты, а хотелось попасть внутрь, но легко и естественно это сделать не получалось и эта публикация как-то сама собой была отложена на неопределенное время. Однако, совсем недавно, показывая Старую Москву одному моему знакомому из Питера, мы вместе, вдруг, обнаружили, что ворота открыты, мало того – парадная дверь в основании церковной башни была призы́вно приоткрыта, вокруг не было ни души, и мы решили заглянуть в церковь Святого Андрея… Далее, под катом – много фото и рассказ об англиканской церкви Святого Андрея в Москве.
История англиканской общины в Москве начинается в 1553 году, когда царь Иван Грозный позволил британским купцам проводить богослужения в соответствии с их вероисповеданием.
В 1828 году у наследников гвардейского прапорщика Петра Алексеевича Наумова был приобретён большой каменный дом в Большом Чернышёвском переулке (ныне Вознесенский), построенный предыдущими владельцами Колычевыми, в котором после переоборудования была открыта «британская часовня». В 1870-е годы, когда англиканская община в Москве достаточно разрослась и единственная часовня уже не могла вместить всех прихожан, встал вопрос о строительстве новой церкви. В августе 1878 года было отправлено письмо в Русскую компанию в Лондон; в письме говорилось о плохом состоянии часовни и необходимости постройки новой... Последнее богослужение в этой британской часовне прошло 11 апреля 1882 года.
02.
Фото из коллекции Найденова. 1884 год.
Впоследствии было решено собрать пожертвования и строить новое обширное здание церкви, проект которой был заказан английскому архитектору Ричарду Ниллу Фримену, известному в Ливерпуле своими проектами школ, частных домов и церквей. Он прислал в Москву проект типично английской церкви в стиле викторианской готики, который был принят единогласно. Здание церкви строилось в течение 1882-1884 годов, предположительно, под непосредственным руководством московского архитектора Бориса Фрейденберга, так как по сей день нет никаких свидетельств о том, что Ричард Фримен когда-либо был в Москве.
03.
Первая служба в новой церкви прошла 2 сентября 1884 года. 13 января 1885 года состоялось торжественное богослужение, на котором специально прибывший из Лондона епископ Джонатан Титкомб официально освятил церковь в честь святого апостола Андрея, покровителя Шотландии, так как именно шотландцы составляли подавляющее большинство в английской общине в Москве.
04.
05.
Московская англиканская церковь была не только местом молитвы и богослужений, но и общественным центром британской колонии. В здании церкви находились библиотека, комната для собраний, архив; наверху башни было устроено хранилище - комната-сейф, в которой члены общины хранили ценности.
06.
Во время московских боёв в октябре 1917 года, большевики, установив пулемёт на самой высокой постройке, башне церкви святого Андрея, пытались остановить продвижение войск Временного правительства к Моссовету через Большой Чернышёвский (ныне Вознесенский) и Брюсов переулки...
Содержимое хранилища в башне бесследно пропало в 1917 году: настоятель церкви сообщал в Лондон, что его посетили представители новых властей и увезли 126 запечатанных ящиков и 193 тысячи рублей.
07.
Церковь после Октябрьской революции ещё некоторое время действовала. Последнее упоминание относится к 1920 году, когда 11 апреля состоялось бракосочетание Фрэнка Альберта Уэйла и Елены Балаковой. О времени закрытия церкви информация отсутствует, но известно, что 5 февраля 1921 года она была предоставлена для размещения дипломатического представителя Финляндии в РСФСР Антти Ахонена. Он служил представителем Финляндии в Москве около шести месяцев. В дальнейшем помещения церкви стали использовать как склад, а потом как общежитие.
С 1960 года в церкви Святого Андрея располагалась студия грамзаписи «Мелодия», занимавшаяся записью и выпуском грампластинок — акустика церковного зала была оценена по достоинству, в нем записывались все ведущие музыканты и даже симфонические оркестры.
08.
В 1991 году было получено разрешение на проведение богослужений, на которые приезжал англиканский священник из Хельсинки, с 14 июля того же года в церкви возобновились регулярные богослужения, которые проходили раз в месяц. В 1993 году в Москву был назначен капеллан и богослужения стали проводиться каждое воскресенье.
19 октября 1994 года, во время визита королевы Великобритании Елизаветы II в Москву, российский президент Борис Ельцин пообещал удовлетворить её просьбу и вернуть здание церкви - англиканской общине, после чего студия грамзаписи «Мелодия» все помещения вскоре освободила.
09.
Архитектура церкви Святого Андрея
Здание церкви построено в викторианском стиле, стилизованном под английскую готику. Это однонефная неоготическая красно-кирпичная базилика с примыкающей вплотную к северо-западной части церкви квадратной в сечении башней. Общая площадь всех помещений - около 3,5 тысяч квадратных метров.
10.
Башня церкви увенчана по углам четырьмя небольшими остроконечными пинаклями (декоративными башенками) с флюгерами. Она никогда не являлась колокольней, так как колокола на ней так и не были установлены.
11.
Нижняя часть башни - проходная, в которой имеется два входа с улицы: северный (главный вход) и восточный, а также выход в нартекс церкви. Нартекс - входное помещение, примыкающее с запада к основному объему христианской церкви.
12.
13.
14.
15.
16.
В нартексе есть проход в однонефный молитвенный зал, от которого он отделён стеной с тремя двустворчатыми дверьми, к старинной чугунной винтовой лестнице, которая ведет на верхние этажи башни, а также в южную пристройку церкви. Над притвором расположены хоры, открытые в основную часть церкви, на которых до 1920-х годов располагался хор и духовой орган.
17.
В 1894 году рядом с входом на церковный участок по проекту архитектора Бориса Фрейденберга было построено небольшое двухэтажное строение для настоятеля церкви на средства Джейн Мак-Гилл в память её мужа, владельца чугунолитейной фабрики Роберта Мак-Гилла.
18.
19.
На боковой стене, под гипсовым изображением святого Георгия и геральдическими символами Англии, Шотландии и Ирландии - розы, чертополоха и клевера соответственно - была помещена надпись: «Built for St. Andrew’s church in memory of Robert McGill by his widow. AD 1894» («Построено для церкви святого Андрея в память о Роберте МакГилле его вдовой. 1894 год от Рождества Христова.»).
20.
Дом является частью ансамбля англиканской церкви святого Андрея и памятником архитектуры регионального значения. Располагается по адресу: Вознесенский переулок, дом 8/5, строение 1. В настоящее время в нём проживает настоятель церкви.
21.
Это внутренняя территория церкви.
22.
23.
Давайте зайдем внутрь, но перед этим, расмотрим главный вход в церковь.
24.
25.
Главный вход по бокам украшен изображениями двух архангелов - Гавриила и Михаила.
26.
27.
28.
Потолок проходной состоит из крестового свода, образованного диагональными арками. На втором этаже башни находится бывший хоровой класс с выходом на хоры, на остальных этажах - служебные помещения, которые в настоящее время занимает не принадлежащая церкви теологическая студенческая библиотека.
29.
30.
31.
32.
33.
Нартекс - помещение - после проходного готического тамбура.
34.
Здесь сразу же привлекает внимание красивый деревянный шкаф у входа...
35.
...на боковой стенке которого мы видим памятную круглую табличку говорящую о том, что этот шкаф был подарен церкви прихожанами церкви Святого Андрея с любовью и в память о некоем "Славе Семёнове"...
36.
Основной однонефный зал церкви Святого Андрея.
37.
Внутреннее убранство нефа - лаконичное, однако благодаря этому эффектно смотрится потолок из вековых дубовых стропил и балок, создающих иллюзию средневековья. Стены выкрашены белым, стрельчатые оконные проёмы в них - когда-то украшали витражи, утраченные в советское время (считается, что во время Великой Отечественной войны).
38.
На внутренних поверхностях боковых стен находятся 14 небольших барельефов в оправе в форме креста - 14 стояний Крестного пути Иисуса Христа. Изначально для искусственного освещения использовали торшеры, которые во второй половине XX века заменили люстрами с лампами накаливания. Пол церкви, за исключением пресвитерия, выстлан паркетной доской. Бо́льшая часть площади занимают места для прихожан - два сектора стульев, разделенных продольным и поперечным проходами.
39.
В восточной части церкви имеется выступ с небольшим возвышением - ориентированная на восток гранёная апсида с тремя стрельчатыми окнами и распятием по центру, образующая пресвитерий, в котором находится самый важный элемент церкви - алтарь. На деревянном алтаре церкви изображена хризма - монограмма имени Христа. Изначально алтарь церкви находился в задней части пресвитерия, примыкающей к стене апсиды, которая была отделена от остальной части церкви балюстрадой.
40.
В 1885 году в церкви святого Андрея был установлен английский духовой орган фирмы «Бриндли и Форстер» (Brindley & Foster) - церковь славилась своей акустикой. Ранее, в 1877 году, эта же фирма изготовила орган для англиканской церкви в Санкт-Петербурге. В советское время орган был уничтожен, ни фотографий, ни документов об этом органе практически не осталось.
41.
Каждый четверг и воскресенье в 19:30 в церкви проводятся благотворительные концерты органной музыки с использованием трех-мануального электронного цифрового органа фирмы «Viscount», выносные акустические системы которого установлены на хорах церкви. В концертах участвуют профессиональные музыканты, лауреаты международных конкурсов, солисты Филармонии и Большого театра, а также Европейских оркестров и оперных театров, известные коллективы. Собранные средства идут также в фонд реставрации церкви святого Андрея.
Непривычно после традиционного внутреннего убранства православных храмов видеть довольно современные изображения, очевидно, библейских сюжетов. Оно и понятно, - церковь активно использует это помещение под коммерческие концерты классической музыки.
42.
43.
44.
Мы покидаем здание церкви...
45.
Еще пару ракурсов этой замечательной жемчужины Вознесенского переулка.
46.
47.
48.
Как всегда, практически любой значительный и, не очень, архитектурный объект Старой Москвы претендует на существование тайны или легенды связанной с ним. И здесь нет исключения. Как мы помним, в этой высокой башне церкви находилось что-то вроде церковного банковского сейфа с множеством ячеек, где граждане хранили свои ценности и сбережения. Действительно, в то время, при хорошей охране, обкрадывать эту башню не имело никакого смысла.
Большевики, однако, вывезли все ценности, хранившиеся в башне, еще в 1917 году, как уже упоминалось выше.
Легенды говорят о том, что часть сокровищ до сих пор находится в башне... Ну, конечно же, где-то они точно есть!)
49.
Достаточно редкий ракурс церкви Святого Андрея. Чтобы сделать это фото пришлось проявить некоторые чудеса коммуникации с охраной соседнего особнячка)
50.
По общим ощущениям, никакого священного трепета, спонтанных религиозных чувств или "потусторонней" энергетики, как сейчас говорят, при посещении главного зала церкви Святого Андрея, не возникает) Внешне этот зал выглядит как обычный концертный, хоть и со специфической внутренней отделкой; особенно это касается его деревянного сводчатого потолка. На стенах церкви – вполне себе современные картины, определенно на библейские сюжеты, содержание которых, однако, угадываются с трудом, исходя из сегодняшних свободных стилей живописи. Общее же, итоговое ощущение, довольно позитивно. Старая Москва впечатляет своей непредсказуемостью и своеобразием. Определенно, в душе возникает чувство восторженного восхищения этой архитектурой и образом церкви в целом. Настоятельно рекомендую увидеть её воочию и уловить тот самый «английский дух», - тот, что витает здесь совершенно определенно.
Источники:
Википедия
© Vladimir d’Ar, 2016
← Ctrl ← Alt
Ctrl → Alt →
← Ctrl ← Alt
Ctrl → Alt →