?

Log in

No account? Create an account

Блог о моих ощущениях этого Мира

Размышления о себе, других и Мире...

Previous Entry Share Next Entry
Усадьба Софьи Волконской - Булгаковские места в Чистом переулке - Дом Мастера - V.3.0.
vladimirdar
Усадьба Софьи Волконской в Чистом переулке, дом 4
Всего 42 фото

Главный дом усадьбы Софьи Волконской в Чистом переулке, 4 привлек мое внимание именно тем, что он является одной из альтернативных версий Дома Мастера «безсмертного» романа Михаила Булгакова о добре и зле. Дом Мастера в Мансуровском переулке, 9 не вызывает, в общем, сомнений в его старшинстве и престолонаследии. Однако, есть много любопытных «но», которые и позволили булгаковедам сомневаться, искать, строить предположения, мечтать и видеть то, что видят только они, что впрочем, сразу запускает механизм возникновения городских легенд и мифов.  Мне лично, Дом мастера в Мансуровском, 9 кажется тем самым Домом, что подтверждается документами и воспоминаниями современников Булгакова. Однако, разве не любопытно рассмотреть и этот вариант убежища Мастера и Маргариты от мира!? Кстати, говоря, этому есть свои веские основания.

Я всегда стараюсь, одновременно, с освещением булгаковских мест давать и исторические выкладки. Иногда это помогает лучше войти контекст тех времен, когда Михаил Булгаков здесь жил и дружил, творил и любил. В этом смысле арбатские переулки являются, безусловно, Булгаковской Москвой, непостижимый и затейливый мир которой и пытался отразить Михаил Афанасьевич в своих произведениях. Чистый переулок (ранее Обухов) был как раз таким микрокосмом Булгакова. Однако, все по порядку.

Чистый переулок совсем не большой. Он начинается от Пречистенки заканчивается в Большом Лёвшинском переулке – в длину он всего около 280 м. Однако, именно здесь и был сосредоточен один из миров Булгакова.

В XVII веке на месте переулка располагались земли обширной дворцовой Конюшенной слободы. В течение XVIII века, когда слободские земли перешли во владение дворянства, весь район от Арбата до Остоженки продолжал именоваться Старой Конюшенной. Переулок полностью выгорел в пожаре 1812 года, а в последующие два десятилетия застроен одно-двухэтажными дворянскими усадьбами (сохранились дома № 4, 5, 7, 9). В третьей четверти XIX века владения по Пречистенке и Чистому переулку перешли в купеческие руки. В начале XX века переулок был частично застроен многоэтажными доходными домами (№ 6, 8), а в 1960-е годы к ним был пристроен типовой жилой корпус.
02.
Чистый переулок
Дома № 6 и 8 (справа) - в соответствии с перспективой...

Поскольку речь у нас больше о Булгакове, начнем мы с дома номер девять по Обухову переулку (Чистый переулок). Что интересно, этот двухэтажный дом (на первом плане на фото ниже) первой половины XIX века в 2013 году был снесён до фасадной стены. На втором этаже несохранившегося флигеля этого здания, прозванного «голубятней», в 1924-1925 годах жил Михаил Булгаков. Здесь им были созданы пьеса «Дни Турбиных», повести «Собачье сердце» и «Роковые яйца». Итак, Булгаков около двух лет провел в этом доме. Почему же он выбрал именно это место?
03.
Чистый переулок

В 1924 году Булгаков вступает в свой второй брак - с Л.Е. Белозерской, обаятельной женщиной, аристократкой, вернувшейся из эмиграции на родину.
04.
Булгаков Михаил Афанасьевич

Её воспоминания о путях русской эмиграции в своё время легли в основу сюжета пьесы "Бег".

Покинув родину, Белозерская не остановилась в Стамбуле, жизнь повела ее дальше - в Берлин, в Париж, где она стала звездой варьете "Мулен-Руж".
05.
Любовь Евгеньевна Белозерская

Вернувшись в Россию, Любовь Евгеньевна встретила Булгакова в тяжелый для себя момент. Она вспоминала, - «...В моей личной жизни наступило смутное время: я расходилась с первым мужем и временно переехала к родственникам...». Брак Михаила Афанасьевича с первой женой Татьяной Лаппа тоже к тому времени себя изжил...

Два несчастливых человека - Михаил Афанасьевич и Любовь Евгеньевна - нашли друг друга. Правда, не все друзья Булгакова признали его новую жену. Валентин Катаев в книге воспоминаний «Алмазный мой венец» рассказывал о М.А. Булгакове, - « ...он надел галстук бабочкой, цветной жилет, ботинки на пуговицах, с прюнелевым верхом, и даже, что показалось совершенно невероятным, в один прекрасный день вставил в глаз монокль…, развелся со старой женой, изменил круг знакомых и женился на Белосельской-Белозерской, прозванной ядовитыми авторами «Двенадцати стульев» «княгиней Белорусско-Балтийской»...
06.
Любовь Евгеньевна Белозерская, вторая жена М. А. Булгакова

Комнату на Большой Садовой Булгаков оставил бывшей жене (Татьяне Лаппа). Новая семья, не имевшая своего угла, помыкалась по чужим квартирам, пожила у родственников (здесь же в Обуховом, у дяди), у знакомых. Нужно было обзаводиться собственной крышей над головой. Любовь Евгеньевна попыталась найти жилье через близких друзей, живших на Садово-Каретной. Но то, что предложили им там, выглядело, по ее мнению, как «какие-то трущобы». И тут им подвернулись две комнатушки во флигеле старого особняка в Обуховом (Чистом) переулке, дом № 9 По словам Белозерской, жилище «оказалось не лучше, но хоть район был приличный». Любовь Евгеньевна оставила очень яркие воспоминания о совместной с Михаилом Афанасьевичем жизни «на голубятне», как прозвали они свое пристанище:

«…Мы живем в покосившемся флигельке во дворе дома № 9 по Обухову, ныне Чистому переулку. На соседнем доме № 7 сейчас красуется мемориальная доска: «Выдающийся русский композитор Сергей Иванович Танеев и видный ученый и общественный деятель Владимир Иванович Танеев в этом доме жили и работали». До чего же невзрачные жилища выбирали себе знаменитые люди!
07.
Дом Танеевых. Чистый переулок, 7.
Дом № 7. "Дом Танеевых" (слева, на первом плане). Дом №9 - за ним.

«...Дом свой мы зовем голубятней. Это наш первый совместный очаг. Голубятне повезло: здесь написана пьеса «Дни Турбиных», фантастические повести «Роковые яйца» и «Собачье сердце» (кстати, посвященное мне). Но все это будет позже, а пока Михаил Афанасьевич работает фельетонистом в газете «Гудок». Он берет мой маленький чемодан, по прозванью «щенок» (мы любим прозвища) и уходит в редакцию...».
08.
Михаил Афанасьевич Булгаков
Булгаков Михаил Афанасьевич

На «голубятне» в обуховском флигельке Булгаков пережил одно из самых тяжелых потрясений - обыск и изъятие рукописей. Снова обратимся к воспоминаниям Л. Белозерской: «...В один прекрасный вечер на голубятню постучали (звонка у нас не было) и на мой вопрос «кто там?» бодрый голос арендатора (арендодателя) ответил: «Это я, гостей к вам привел!... ». При обыске у Булгакова были изъяты рукопись «Собачьего сердца» и личные дневники. Два года понадобилось писателю, чтобы добиться возвращения рукописей. Мысль о том, что его сокровенные, глубоко личные дневниковые записи стали предметом чтения и обсуждения в кабинетах Лубянки, задевала ранимого Михалила Афанасьевича особенно больно. Сохранилась копия письма Булгакова от 24 июня 1926 года на имя Председателя Совета Народных Комиссаров с просьбой о возврате рукописей, имеющих для писателя «громадную интимную ценность»…

Когда рукописи после долгих мытарств были возвращены писателю, Булгаков решил уничтожить свои дневники и больше никогда не вести их, дабы чужие руки не прикоснулись снова к сокровенному. Перед тем, как расстаться с дневниками навсегда, Михаил Афанасьевич вырезал на память четырехугольник из исписанных страниц (в 1929 году он подарил эту «памятку» Елене Сергеевне). Остальное было безжалостно уничтожено... И только в наше время выяснилось, что прежде, чем вернуть дневники автору, сотрудники ОГПУ частично скопировали тексты. Вот уж действительно, «рукописи не горят»!
09.
Чистый переулок
Чистый переулок, дом № 2 на первом плане, за ним дом №4.

Поблизости от дома Булгаковых проживало много их знакомых и родственников, круг людей, близких по крови либо по духу, общение с которыми писатель поддерживал долгие годы. Топлениновы, Заяицкие, Ермолинские, Лямины, Морицы, Шапошниковы - арбатско-пречистенский период дал Булгакову верных друзей практически на всю жизнь.

В Обуховом переулке, в большой респектабельной квартире, уцелевшей с дореволюционных времен (дом №1), жил дядя Булгакова, известный врач Николай Михайлович Покровский - один из прообразов профессора Преображенского. Квартира дяди узнаваемо описана на страницах «Собачьего сердца». Булгаков множетство раз  бывал у него.
10.
Врач Н.М. Покровский - дядя Михаила Булгакова
Фотография дореволюционная, Н.М. Покровский здесь лет на 10-15 моложе, чем в период работы Булгакова над «Собачьим сердцем»

А это тот самый "Дом профессора Преображенского"... по адресу Пречистенка, 24/1 (Обухов переулок, дом 1). В начале XX века в этом доме жили два дяди Булгакова по матери - врачи Николай Михайлович и Михаил Михайлович Покровские. Первый из них стал основным прототипом Ф. Ф. Преображенского. В московских адресно-справочных книгах дореволюционных и первых пореволюционных лет один и тот же адрес братьев значится по-разному: «Покровский Н. М. - женские болезни - Обухов переулок, 1, квартира 12» и «Покровский М. М. - венерические болезни - Пречистенка, 24, квартира 12». Кстати, квартира 12, где жили Покровские, была первым московским пристанищем Булгакова, в 1916 году на неделю приехавшего в Москву с женой из села Никольское Смоленской губернии...
11.
Чистый переулок

Летом 1926 г. Михаил Афанасьевич и Любовь Евгеньевна переезжают на новую квартиру, в Малом Левшинском, дом № 4, по соседству с прежней. И это уже совсем другая история...

Теперь об усадьбе Софьи Волконской. Главный дом усадьбы, здание в "ампирном" стиле, был построен летом 1821 года для бригадирши Софьи Волконской. Архитектор неизвестен.
12.
Усадьба Софьи Волконской в Чистом переулке, дом 4

В 1896 году этот и соседний (№ 6) участки были приобретены семейством «железнодорожных королей» фон Мекк, стремительно выдвинувшимся в ряды богатейших семей России на волне «железнодорожной горячки» 2-й половины 1860-х - 1870-х годов. Начиная с этого времени и вплоть до 1917 года многие представители династии занимали выдающееся место, как в экономической, так и в общественной и культурной жизни России.
13.
Чистый переулок
Дом №6

Надежда Филаретовна фон Мекк (урожденная Фроловская) известна многолетним оказанием поддержки П.И. Чайковскому.
14.
Надежда Филаретовна фон Мекк

Именно ей композитор посвятил Четвертую симфонию и Первую сюиту, подарил рукопись оперы «Евгений Онегин» и трёх пьес для скрипки и фортепиано.
15.
Доходный дом в Чистом переулке, 6

Дом Софьи Волконской выглядит довольно презентабельно для нашего времени...
Однако, здесь присутствуют вполне современные и неожиданные сюрпризы.
16.
Усадьба Софьи Волконской

Вот так главный дом усадьба Софьи Волконской выглядел совсем недавно - в 70-80-х годах прошлого века.
17.
Усадьба Софьи Волконской

Как мы видим - это хороший добротный аутентичный рядовой московский особняк с пилястрами коринфского ордера, интересными обрамлениями окон, с деревянным мезонином... Оказалось, что его приукрасили в постперестроечные времена, сдобрив помпезным архитектурным "лужковским соусом". Фактически это новодел, являвшийся подготовленным инвестиционным проектом для последующей реализации этого объекта на рынке московской недвижимости...
18.
Усадьба Софьи Волконской в Чистом переулке, дом 4

Вот как выглядят сейчас его интерьеры:
19.
Чистый переулок, 4. Интерьеры.
20.
Чистый переулок, 4. Интерьеры.
21.
Чистый переулок, 4. Интерьеры.
22.
Чистый переулок, 4. Интерьеры.
23.
Чистый переулок, 4. Интерьеры.

Но нам не это так интересно, а интересно то, как выглядел этот дом во времена Булгакова. Это был действительно невзрачный рядовой особняк, знакомой нам по черно-белым фотографиям Старой Москвы. В наличии у нас есть и садик - как с фасада, так и с юго-восточной стороны особняка. Давайте ка, исследуем этот главный дом усадьбы на предмет возможности нахождения там убежища Мастера и Маргариты.
24.
Усадьба Софьи Волконской

Вот, пожалуйста - отдельный вход со двора в полуподвальное помещение особняка и рядом с калиткой во двор.
25.
Усадьба Софьи Волконской в Чистом переулке, дом 4
26.
Усадьба Софьи Волконской в Чистом переулке, дом 4

А вот и два окна двухкомнатной каморки Мастера. Те самые "...маленькие оконца над самым тротуарчиком, ведущим от калитки...", а "...напротив, в четырех шагах, под забором, сирень, липа и клен...». На фото 80-х годов перед фасадом особняка, как мы видели, действительно росли деревья... Мастер говорит Ивану Бездомному, - "...Зимою я очень редко видел в оконце чьи-нибудь черные ноги и слышал хруст снега под ними...".
"Черные ноги" из этих "оконец" вполне себе можно было увидеть в переулке... Калитка совсем рядом.
27.
Усадьба Софьи Волконской в Чистом переулке, дом 4
28.
Усадьба Софьи Волконской в Чистом переулке, дом 4
29.
Усадьба Софьи Волконской в Чистом переулке, дом 4

Давайте, осмотримся здесь, раз уж мы зашли...
Вид на главный дом усадьбы с северо-запада.
30.
Усадьба Софьи Волконской в Чистом переулке, дом 4

А это, кстати, дом по адресу Чистый переулок, № 4, стр. 2 - памятник архитектуры - усадебный флигель главного дома усадьбы.
Конец 1810-х - начало 1820-х годов; реконструкция - 1897 год. Флигель перестраивался и в XX веке. Он находится слева от главного дома, в глубине двора.
31.
Флигель усадьбы Софьи Волконской в Чистом переулке, дом 4

Главный дом усадьбы со двора.
32.
Усадьба Софьи Волконской в Чистом переулке, дом 4
33.
Усадьба Софьи Волконской в Чистом переулке, дом 4

Главный дом усадьбы - вид с юго-востока. Земельный участок с этой стороны довольно значительный по меркам "золотой мили". По проекту регенерации усадьбы планируется ее реконструировать и построить второй флигель в этой части сада с подземным автопаркингом на 30 машино/мест.
34.
Усадьба Софьи Волконской в Чистом переулке, дом 4
35.
Усадьба Софьи Волконской в Чистом переулке, дом 4

Стоит рассмотреть и внешний декор фасада. Здесь безымянный герб с растительно-зооморфным рисунком. Очевидно, личные детали можно впоследствии добавить в этот герб, если вы располагаете парой десятков миллионов долларов) Этот особняк, вместе с проектом регенерации, возможно, до сих пор продается.
36.
Усадьба Софьи Волконской в Чистом переулке, дом 4

Кое-какие архитектурные детали...
37.
Усадьба Софьи Волконской в Чистом переулке, дом 4
38.
Усадьба Софьи Волконской в Чистом переулке, дом 4

Усадьба Софьи Волконской в Чистом переулке, дом 4


Сохранилась старая ограда.
39.
Усадьба Софьи Волконской в Чистом переулке, дом 4

Прямо напротив главного дома усадьбы Софьи Волконской находится Московское управление Патриархии по городу Москве.
Это бывшая усадьба Афросимовых, начала XIX века, архитектор Ф.К. Соколов. Шикарно, кстати, выглядит...
40.
Чистый переулок
41.
Чистый переулок
42.
Чистый переулок

Вот мы и побывали с вами в Булгаковских местах Чистого переулка. Как мы видим, этот переулок был тесно связан с автором "Мастера и Маргариты". И поместить в полуподвал этого дома Мастера и Маргариту он вполне себе мог. В то время главный дом усадьбы Софьи Волконской выглядел не так ярко и вызывающе и, мог бы стать каморкой Мастера и местом рождения романа о пятом прокураторе Иудеи всаднике Понтийском Пилате...

Источники:

Переулочки Михаила Булгакова. На LineInternet.
Википедия


© Vladimir d’Ar, 2016



Recent Posts from This Journal


Спасибо, Володя, с большим интересом прочитал. Вполне подходящий претендент. Знаю это здание.
И то, что буквально напротив находится представительство Патриархии, очень интересная деталь.

В одном источнике пишут, что разместить Дом Мастера напротив представительства Патриархии для него характерно и "по-булгаковски"...) Да, символичное что-то в этом есть, ведь все, происходившее вокруг, Булгаков воспринимал как дьяволиаду... Однако, я бы не стал трактовать ситуационно это расположение как противостояние, скорее, это можно воспринимать сдержанно иронично...) Да, и кроме того, представительство Московской Патриархии в этой усадьбе напротив находится с 1943 года по указанию Сталина, поэтому Булгаков тут не причем, с натяжкой все получается)

Большое спасибо! Отличная статья.

Только, если позволишь:)
Шаламов жил в доме напротив. Там и мемориальная доска имеется.
Архитектор дома Афросимовых вряд ли Доремидонт Соколов (он родился только в 1837 году и работал в Петербурге). А в Москве был свой архитектор Соколов, как раз в конце 18 - нач. 19 вв. - Фёдор Кириллович.

А Мастер.... Полностью с тобой согласен - Мансуровский.

Благодарю, Алексей за помощь! Все исправил...

качество сьёмки радует всякий раз

Спасибо, Андрей!)

Не знаю как дом, но места точно булгаковские.

Усадьбу, конечно, сильно преобразили


Это, да. Фасаду уделили основное внимание)

Дух этих мест даже по фотографиям передается. С удовольствием прогулялась!

Спасибо! Примерно этого и добивался в материале)

Не совсем понятно, почему Любовь Евгеньевна называла этот домик покосившимся)

Это не тот домик - на фото - главный усадебный дом под номером 4, а жили они во флигельке дома №9, он не сохранился, поскольку его снесли..., он и был "покосившимся"...) А главный усадебный дом, под номером 4, строение 1, рассматривается как альтернативная версия Дома Мастера... Простоя я объединил три булгаковских места в Чистом переулке в один пост...

"…Нанял у застройщика две комнаты в подвале маленького домика в садике..." Судя по нормативным актам ВЦИК и СНК понятие "застройщик" имело такое же значение как и сейчас)))
Отличный рассказ. Всегда поражаюсь объему проделанной работы к каждому посту.


Edited at 2016-11-01 11:33 am (UTC)

Спасибо! Сам поражаюсь...)

Как я понимаю, под "застройщиком" сейчас понимается инвестор, производитель строительных работ и тот, кто сдает или продает площади и, все в одном лице. Относительно Дома Мастера, к примеру, в Мансуровском, застройщик выполнял роль только арендодателя, на мой неискушенный взгляд...)

Спасибо! У Вас очень интересные очерки, просто с упоением читаю.

Благодарю, Вас!

Привет, Володя.
Я, может, уже и видел этот дом, но не обращал внимания.
Какой он гармоничный и симметричный!

Да, симпатичный. Альтернативный Дом Мастера)
Главное, что фактически весь Чистый переулок - "булгаковские места".

Поражена "реставрацией"!))
Если брать состояние особняка на фото 24, то очень даже подходит для дома Мастера, ну, а в нынешнем состоянии только для "графьёв"))
А как Вы думаете, кого изобразил скульптор на фото 37? Бог Янус? Но у того два лица, а третье чьё?
Спасибо за рассказ

Согласен. До "реставрации" он вполне сошел бы за Дом Мастера.
Не думаю, что это Янус, поскольку барельефы смотрящие влево и в право - женские лики, а Янус имел два мужских лика - молодой и, соответственно, старый - символизировавшие вход и выход.
У меня такое ощущение, что это просто новодельные барельефы, поскольку на старых фото от них вообще даже следов нет. Можно только фантазировать...)

Благодарю за увлекательную, познавательную экскурсию в загадочный мир Булгакова!..Замечательные дополнения читателей привносят элементы документальности в повествование, что очень существенно...Творческих вам успехов, Владимир!

Спасибо, Светлана! Рад, что было интересно...!

У меня была та же идея, про "фантазию", но я
не осмелилась её выдвинуть)))
"Творческие" у нас люди!

Все зависит от "заказа". В этом случае, наверное, заказали, чтобы было круто и побольше ампира)

Какая интересная история... а рукописи и вправду не горят, оказывается)

Так и есть...)

Edited at 2016-11-01 09:58 pm (UTC)

Прямо уже целая книга про булгаковскую Москву получается!

Еще много чего не выложил еще!)