Category: архитектура

Успенский кафедральный собор города Коломны - иллюстрированное издание к 30-летию возрождения

Издание об Успенском соборе Коломны

Хочу поделиться хорошей новостью - только что издана книга об Успенском кафедральном соборе к 30-летию его возрождения, где использован ряд моих авторских фотографий. Издание отличное, на шикарной мелованной бумаге, грамотно и профессионально подготовленное к печати. В книге впервые представлена иллюстрированная история одного из древнейших памятников русского зодчества - Успенского кафедрального собора города Коломны. Издание содержит ссылки на материалы, полученные в ходе архивно-изыскательской работы исследовательской группы Общества церковной истории имени священноисповедника Феодосия, епископа Коломенского. Книга адресована всем интересующимся церковной историей и культурой.

УДК 281.93
ББК 86.372.24
© Богородице рождественский Бобренев  мужской монастырь, 2019.

Собор Богоявления в Елохове, или где крестили нашего Великого Поэта

Богоявленский собор в Елохово
Всего 45 фото

Богоявленский кафедральный собор в Елохове - один из красивейших и наиболее известных православных храмов Москвы. В советские годы он носил статус кафедрального Патриаршего собора Русской православной церкви, а с 1991 года является кафедральным собором Московской городской епархии. Елоховский собор много чем интересен, в частности здесь в его приходе родился знаменитый московский юродивый Василий Блаженный, а наш всенародный поэт А.С. Пушкин был крещен в этой церкви (в той, что находилась на этом месте). Так что будет много любопытного и конечно же достаточное количество фотографий.

Стоило уже давно написать об этом замечательном храме. Сам себе иногда задавал вопрос, как это я раньше, так и не удосужился это сделать несмотря на неоднократные съемки собора!? Однако, недавно заново отсняв эту церковь и начав обрабатывать фотографии вспомнил почему - лет семь-восемь назад я еще пристрастно относился к заполнявшим видимое воздушное пространство улиц Москвы электросетям, называемыми кабелями и эти самые пространства заполненные в то время неимоверно жутким количество электро-паутины, она просто отбивала всякое желание убирать их в редакторе из-за существенных затрат на это личного времени. Странно, но этот сектор Старой Москвы все еще опутан ей как и в старые добрые времена. Когда уж Сергей Семенович удосужится убрать их как сделал это в центре столицы, может к 2020 году!?) И вот сейчас отсняв уже в который раз этот собор я сказал себе, что в этот раз уж точно уберу эту паутину с фотографий, по крайней мере наиболее чудовищную ее часть) Ну, это всё фотографическая лирика, теперь же о самом Богоявленском соборе.

Collapse )

© Vladimir d’Ar, 2019

Собор Богоявления в Елохово

Богоявленский собор

В XIV-XVII веках на месте нынешнего района станции метро «Бауманская» располагалось село Елохово. Впервые Богоявленский собор в этой местности упоминается в 1689 году в книгах Патриаршего Казённого приказа. В 1712-м по указу Петра I храм начали перестраивать в камень с приделом Благовещения Пресвятой Богородицы. В 1780-х годах началась перестройка храма. На средства прихожан была устроена большая каменная трапезная с двумя приделами: Благовещенским и святителя Николая Чудотворца. Тогда же приступили к постройке колокольни, возведение которой закончили к 1806-му. Трапезная и колокольня, сохранившиеся до настоящего времени, были выполнены в стиле московского классицизма рубежа XVIII-XIX веков. В 1799 году в соборе был крещён поэт Александр Пушкин. В результате московского пожара 1812 года, произошедшего во время оккупации Москвы французами, был уничтожен почти весь Богоявленский приход: из 210 дворов уцелело только шесть. Собор не пострадал от огня, но был разграблен.

В связи с увеличением числа дворов количество верующих возросло и пространство храма стало недостаточным. По прошению прихожан в 1835-м началось возведение нового собора архитектором Евграфом Тюриным. Тюрин создал пятиглавое здание в стиле позднего ампира с купольной ротондой в центре, в которой встречаются черты подражания куполу собора Святого Петра в Риме. От старого комплекса сохранился первый ярус колокольни, над которым в середине XIX столетия возвели верхние уровни в формах XVIII века, и трапезная. К 1845-му завершилось сооружение храма и началась внутренняя отделка. Все работы были завершены к 1853 году. Новый храм освятил митрополит Московский и Коломенский Филарет. В 1890-х годах по проекту зодчего Петра Зыкова была выполнена реконструкция верхней части здания трапезной: выложены аттики вдоль северного и южного фасадов с трёхарочным портиком в центре, на кровли барабана установили широкий фигурный купол. В 1895-м вызолотили иконостас, стены алтарной части храма украсили лепниной и живописью. Росписи выполнила артель художников из мастерской иконописца Василия Гурьянова, руководил работами живописец Афанасий Куликов.

P.S. В верхней части кадра присутствовало непотребное количество городских энергосетей, пришлось их убирать в Ps)
В общем, Спартаковская улица всё еще "в паутине")

Дом Стахеева на Басманной, или Где Ипполит Матвеевич искал «бриллианты тёщи»

Дом Стахеева - 9.jpg
Всего 52 фото

Давно хотелось рассказать об этом интереснейшем особняке Старой Москвы. Останавливало только необходимость добиваться попадания на экскурсию для того чтобы увидеть интерьеры. Ну, поскольку мои прогулки по Старой Москве происходят большей частью спонтанно и непредсказуемо по времени, фото интерьеров я использую-таки сторонние. Кстати, это один из немногих примеров сохранившихся интерьеров дворцов дореволюционной Москвы и их стоит увидеть воочию. Кроме того, очень даже стоит познакомиться с ярчайшей личностью хозяина этого особняка рубежа XIX-XX веков золотопромышленником Николаем Стахеевым, щедрым меценатом, страстным игроком, на заре XX века входившего в двадцатку самых богатых людей Российской Империи. Судьба Николая Дмитриевича Стахеева необыкновенна, увлекательна и противоречива! Он возглавлял первые списки «Форбс», акции компаний Стахеева приобретал сам император Николай II, Стахеев «скупал» целые жилые кварталы в Москве и щедро благотворил русскому искусству, а однажды проиграл в казино Монте-Карло 15 миллионов рублей золотом! Кстати, будет много фотографий фасада особняка и его затейливых архитектурных деталей. Солнца к великому сожалению не было. В общем, добро пожаловать под кат.

Collapse )

© Vladimir d’Ar, 2019

Московские дворики

Московские дворики
Одна старая зарисовка из серии "Московские дворики"

Спасский собор Заиконоспасского монастыря

По утверждениям некоторых краеведов, на месте нынешнего монастыря в XIV веке находился «Спасский монастырь на Никольском Крестце, на Песках, на Старом месте» - т. н. монастырь Николы Старого. Считается, что монастырь Спасский за иконным рядом был основан Борисом Годуновым в 1600 году, хотя первое упоминание его в исторических документах, в книгах Патриаршего приказа, относится к 1635 году. Монастырь и собор перестраивались из-за пожаров в 1701 и 1737 годах. Перестройки монастырских храмов и зданий проводились по проектам архитекторов Ивана Зарудного, работавшего в стиле барокко, Ивана Мичурина, Михаила Преображенского, Зиновия Иванова.

Куракинская богадельня на Новой Басманной, или Как реставрируются исторические здания в Москве

Куракинская богадельня 2
Всего 8 фото

Этот пост будет скорее не о Куракинской богадельне, хотя о ней и расскажу подробно. Дело больше о практике существующей современной реставрации и восстановления памятников архитектуры в Москве. По моему скромному разумению, раз уж проводится такой масштабный реставрационный процесс памятников архитектуры в столице, то уж будьте добры, отцы города, восстановить его не руководствуясь выходом площадей, практичностью, экономией и прочими не волнующих горожан соображениями, но верните городу исторический памятник в том виде в каком он и был до революции согласно его истории и предназначению. И уже на фоне аутентичных исторических фасадов размещайте за ними, что вздумается и воображается инвестору. Взглянем на заглавное фото - вроде ведь всё прилично, дорогим евроремонтом тянет издали, но что-то все равно не то, несообразно, это интуитивно и явно чувствуется. Что это за нелепый «сарайчик с унылым античным фронтоном» в центре архитектурной композиции этого комплекса зданий на открытой площадке за колоннадой!? Тут даже неискушенному в истории архитектуры зрителю станет ясно, что в этом месте находилось нечто другое, более значимое и примечательное. Что же так позволило реставраторам исказить первоначальный дореволюционный образ комплекса? Именно этот вопрос и скорое соображение инициировали появление этого поста о Куракинской богадельне. Мы узнаем ответ, а заодно и историю этого примечательного землевладения в Москве на Новой Басманной улице, 4.

Построил это богоугодное заведение Александр Борисович Куракин, который здравствовал еще в первой половине восемнадцатого столетия. Таким образом он исполнил волю своего отца - Бориса Ивановича Куракина, являвшегося сподвижником Петра I. Из завещания старого князя следует, что еще в давние годы он дал обет пред иконой святителя Николая, находившейся у Ильинских ворот в часовне богадельни, построить храм Никольского посвящения и при нем «покои, принадлежащие к содержанию шпиталя (госпиталя)». Борис Иванович указал приобрести для госпитального храма именно эту икону, а в случае невозможности, взять образ из его дома. Стоит отметить, что Куракинская богадельня была первым благотворительным заведением в России, построенным и содержащимся на частные деньги.

Collapse )

© Vladimir d’Ar, 2019

Старая и Новая Москва

Старая и Новая Москва

На дальнем плане многофункциональный комплекс «Оружейный» - деловой центр, расположенный по адресу Оружейный переулок, 41 в Тверском районе ЦАО города Москвы. После проведённого конкурса архитектором здания был выбран Михаил Посохин. Стилистика строения наследует традицию сталинских высоток. Эта высотка стала очередной архитектурной доминантой города.

«Оружейный» - железобетонное здание в неосталинском стиле с полностью остеклённым фасадом, состоящее из основного 28-этажного корпуса и двух 13-этажных. Ниже уровня земли располагается 6-уровневая парковка, вмещающая 1233 машины, над ней находится торговая зона с магазинами, ресторанами (на 1-2 этажах) и фитнес-клубом (на 3-4 этажах), выше - 120 тысяч м² офисных помещений. Этажи имеют правильную форму и небольшую глубину, что вместе со сплошным остеклением фасада обеспечивает хорошее дневное освещение. В здании 38 лифтов.  Общая площадь комплекса - 183 тысячи м², высота вместе с 35-метровым шпилем - 165 метров, что формально позволяет отнести его к небоскрёбам.

Мордор
«Мордор» )

Завершённый проект вызывал полярную реакцию и жителей города и представителей профессионального сообщества. За необычный вид «Оружейный» называли «бетонной пирамидой Хеопса», «башней Иштар», «нагромождением коробок», «зиккуратом», «Мордором» и «башней Зла». Сторонники разных точек зрения ругали и хвалили здание за одно и то же: монументальность, сходство с сталинскими высотками и американскими небоскрёбами. Например, сам Михаил Посохин отмечал, что коллектив «Моспроекта» намеренно ориентировался на архитектурную традицию сталинского периода, которую дополнил современными материалами и элементами ар-деко, а архитектурный критик и партнёр конструкторского бюро «Cтрелка» Григорий Ревзин охарактеризовал неосталинскую стилистику здания архитектурной халтурой и назвал её комплексом неполноценности по отношению к высотной сталинской архитектуре.

Римско-католический Собор Зачатия Пресвятой Девы Марии на Малой Грузинской

Собор Непорочного зачатия - 9.jpg
Всего 56 фото

Собор Непорочного Зачатия Пресвятой Девы Марии - неоготический собор в Москве, крупнейший католический собор в России, кафедральный собор архиепархии Матери Божией, возглавляемой архиепископом митрополитом Паоло Пецци. Третий по счёту московский католический храм, построенный до революции 1917 года.

Как ни странно, отснять в деталях этот собор мне все никак не удавалось, то время поджимало, то погода была несоответствующей, когда фотосъемка по большому счету была бы не совсем результативной. Однако на днях я все же решил восполнить этот пробел в своих съемках Старой Москвы, а голубое небо, сочные невесомые летние белые облака только побуждали этот осуществить процесс с удовольствием и воодушевлением. Итак, под катом история собора и фото с множеством архитектурных деталей его фасада.
Collapse )

© Vladimir d’Ar, 2019

Сталинская высотка на Кудринской площади

Высотка на Баррикадной

Жилой дом на Кудринской площади - высотный дом, возведённый в Москве в 1948-1954 годах, одна из семи построенных «сталинских высоток». Проект здания выполнен архитекторами магистральной мастерской № 9 института «Моспроект» Михаилом Посохиным и Ашотом Мндоянцем, конструктором М. Н. Волхонским. В исторической литературе часто используют определение «высотка на Восстания», топоним связан с бывшим названием Кудринской площади. Небоскрёб отличался уникальными для советского жилого домостроения решениями: наличием подземной парковки, отделения для детских колясок на первом этаже и современной кухонной техникой.

До 1950-х территория нынешней Кудринской площади считалась московской окраиной. Высотной доминантой площади была церковь Покрова Пресвятой Богородицы в Кудрине - храм XVII века, разрушенный в 1937 году. На его месте началось строительство высотки. Поскольку площадь располагалась на склоне, территорию пришлось выравнивать и насыпать. Сквер перед будущей высоткой укрепили гранитными стенками высотой 4,5 м.

Высотное здание на площади Восстания - выразительный пример архитектуры сталинского ампира. Здание получило богатое декоративное оформление: от скульптур на ризалитах до шатрового шпиля, венчающего центральный корпус. Однако в данном случае отсутствовало единое стилистическое направление. Парапеты выполнены в древнеримском стиле. Вестибюли, украшенные мраморными колоннами, витражами, и светильниками в форме канделябров, - реминисценция готических интерьеров. Остроконечные башенки вокруг шпиля напоминают купола православного храма.

Здание НКПС (РЖД), или Шедевр конструктивизма на Красных Воротах

РЖД - 13.jpg
Всего 20 фото

Здание НКПС (Здание Народного комиссариата путей сообщения) расположено в Москве на пересечении Новой Басманной и Садовой-Черногрязской улиц. Оно было построено в 1753-1759 годах для размещения Главной Дворцовой канцелярии и продовольственных складов, поэтому получило название «Запасный дворец». В 1919-м строение перешло в ведомство Наркомата путей сообщения и в 1932-1938 годах было перестроено в стиле конструктивизм по проекту архитектора Ивана Фомина. С 2004 года здание находится в ведомстве РЖД (Российские железные дороги).

Уж не знаю, что меня подвинуло на то чтобы рассказать именно об этом здании у высотки на Красных воротах, очевидно, просто порыв)
Здание исключительно впечатляет своей масштабностью, стильностью, в чем-то даже совершенством стремительных форм, да еще и просто привлекает внимание. Недаром «в народе» еще в 30-е годы его прозвали «Дом-паровоз»)
Collapse )

© Vladimir d’Ar, 2019