Category: религия

Category was added automatically. Read all entries about "религия".

Успенская церковь на Сретенке

Успенская церковь на Сретенке

Храм Успения Пресвятой Богородицы в Печатниках - православный храм, принадлежащий к Сретенскому благочинию Московской епархии РПЦ; находится по адресу улица Сретенка, дом 3/27. Источники расходятся в дате первого упоминания церкви, согласно одним деревянная церковь впервые упоминается в 1625 году, по другим в 1631 году. В 1659 году деревянный храм был перестроен, но вновь в дереве. Эту дату и считают датой основания храма. Каменный храм был построен в 1695 году в стиле московского барокко. Дату постройки определи согласно надписи на одном из образов храма. Храм действовал до 1938 года.

По преданию, в этой церкви произошло венчание дряхлого старца с юной девушкой, послужившее художнику В.В. Пукиреву темой для его знаменитой картины «Неравный брак». На фоне церкви происходит часть действия фильма «Берегись автомобиля». В церковной ризнице хранится еврейская монета сребреник, по преданию, один из тех, которые были вручены Иуде за предательство Иисуса Христа.

Христос воскресе!

Христос воскресе!

Сердечно поздравляю всех со Святым праздником Светлого Христова Воскресения - Пасхой Господней! - Праздником праздников и Торжеством из торжеств. Желаю крепости и душевных светлых сил в наше непростое время, время испытаний, время искушений. Пусть этот Светлый Праздник отзовется в каждой душе радостью, спокойствием, уверенностью, что Господь победив Смерть - победит всё в сегодняшний день для нашего спасения и для нашего здоровья! С Праздником Святой Пасхи! Христос Воскресе!

Айя-София. Софийский собор. Стамбул.

С Вербным Воскресеньем!



Вход Господень в Иерусалим, Вербное воскресенье, Пальмовое воскресенье (ст.-слав. Недѣ́ля Ва́їй, лат. Dominica in Palmis de passione Domini) - христианский праздник, отмечаемый в воскресенье («Неделю»), предшествующее Неделе Пасхи, то есть шестую Неделю Великого Поста. Каждое шестое воскресенье Великого поста, ровно за неделю до праздника Пасхи, все православные христиане празднуют Вербное воскресение.

Мозаики и фрески монастыря Хора. Церковь Христа Спасителя в Полях.
Мозаики Монастыря Хора в церкви Христа Спасителя в Полях. Константинополь. XIV век.

История праздника Вербное воскресенье обозначает для христианского мира день входа Иисуса Христа в Иерусалим. Молва о воскрешение Лазаря от руки Иисуса разнеслась по всем городам, люди увидели в Иисусе решение своих проблем, своего нового правителя, царя, которого они хотели бы видеть на троне. В те времена был обычай, что правитель въезжает в город на осле, показывая этим, что он пришел с миром. Иисус въехал в Иерусалим именно на осле. Люди приветствовали его пальмовыми веточками, а весь путь продвижения мессии был устлан цветами. Пальма в Иудее считалась символом добродетели и близости к Богу. Так встречали только царей. Иисус Христос знал, что несет людям не земное царство, а путь к спасению их душ - Царство Небесное. Иисус также знал, какую цену ему придется заплатить за это. Не во всех странах, где исповедуют христианство, есть пальмы. Поэтому в этих странах их заменяют ветвями деревьев, которые расцветают первыми весной. Поэтому у православных христиан пальмовые ветви были и заменены вербой. Кроме того, у православных христиан верба символизирует добродетель, обновление и новую жизнь. У православных христиан воскресенье стало называться Вербным, но у католиков так и осталось название - Пальмовое воскресенье.

С Праздником!

Благовещение Пресвятой Богородицы

Благовещение. Мозаики и фрески монастыря Хора. Церковь Христа Спасителя в Полях.
"Благовещение у колодца". Мозаичное изображение в нартексе Церкви Христа Спасителя в Полях. Константинополь. XIV век.


Благовещение Пресвятой Богородицы - евангельское событие и посвящённый ему христианский праздник - возвещение архангелом Гавриилом Деве Марии о будущем рождении по плоти от неё Иисуса Христа. В православии Благовещение принадлежит к числу двунадесятых праздников (двенадцати важнейших после Пасхи). По каноническим Евангелиям События Благовещения описаны единственным евангелистом - апостолом Лукой. В своём Евангелии он сообщает, что в шестой месяц после зачатия праведной Елизаветой святого Иоанна Предтечи архангел Гавриил был послан Богом в Назарет к Деве Марии с вестью о грядущем рождении от неё Спасителя мира:

"Ангел, войдя к Ней, сказал: радуйся, Благодатная! Господь с Тобою; благословенна Ты между жёнами. Она же, увидев его, смутилась от слов его и размышляла, что бы это было за приветствие. И сказал Ей Ангел: не бойся, Мария, ибо Ты обрела благодать у Бога; и вот, зачнёшь во чреве, и родишь Сына, и наречёшь Ему имя: Иисус. Он будет велик и наречётся Сыном Всевышнего, и даст Ему Господь Бог престол Давида, отца Его; и будет царствовать над домом Иакова во веки, и Царству Его не будет конца".

В юго-западном парусе купола первого компартимента церкви Церкви Христа Спасителя в Полях помещено мозаичное изображение "Благовещения", но не того, о котором нам известно из канонического новозаветного текста, а чуть более раннее "Благовещение у колодца", о котором рассказывает Протоевангелие Иакова: “И взяв кувшин, она пошла зачерпнуть воды, и вот она услышала голос. Мария смотрела направо и налево, чтобы узнать, откуда был этот голос...” (на фото выше).

Богородица с Младенцем. Мозаики Хоры.

С Праздником Благовещения!

Новое и Старое

Новое и Старое

На втором плане - Храм Святителя Николая в Заяицком. Первое упоминание о церкви датируется 1518 годом, постройка в то время была деревянной. Каменный храм вместо деревянного возведён в 1652 году. Со временем здание сильно обветшало, и в 1741 году на средства купцов Москвиных и Турчаниновых началось строительство новой каменной церкви...

Церковь Климента папы Римского на Третьяковке

Церковь священномученика Климента – папы Римского на Новокузнецкой

Храм во имя священномученика Климента, Папы Римского - православной храм, расположенный в Москве на пересечении Климентовского переулка и Пятницкой улицы.  Это крупнейший храм Замоскворечья. Впервые храм упомянут в письменных источниках под этим именем в 1612 году, в связи с событиями Московской битвы между русскими ополченцами и польским-литовским войском гетмана Ходкевича. Первый каменный храм на этом месте датирован 1657 годом. В 1662 году думный дьяк Александр Степанович Дуров перестроил храм с тремя приделами: Преображения Господня, Знамения и святого Николая.
Храм был перестроен и освящён в 1720 году, затем в 1756-1758 годах к нему добавили трапезную и колокольню. В 1762 году прихожане получили разрешение на слом главного объёма старого храма, и к 1769 году на средства купца К.М. Матвеева был завершён пятиглавый барочный храм, дошедший до наших дней. Авторство постройки не установлено; предположительно, его выстроил Иван Яковлев по проекту Пьетро Антонио Трезини (согласно другому предположению - по проекту Алексея Евлашева...

Подробно о Климентовском храме, самом святом Клименте, и почему в связи с ним упоминается чуждое нам слово "папа" смотрите вот этот мой материал.

Священный Солнечный Скарабей и Кобры Уаджит - серебряная подвеска в древнеегипетском стиле

Пектораль - две кобры и скарабей
Серебро. 26х45 мм, ручная работа; Египет.


О Солнечном скарабее и священной кобре Уаджит я уже упоминал не так давно, но все же повторюсь, с другими деталями в описании, чтобы уж не упустить нужной сути.

Скарабей по-древнеегипетски – "хепри". Хепри - древнеегипетский бог восходящего солнца, творец мира и человека, которого изображали в виде скарабея или как человека с головой скарабея. "Скарабей" представляет собой символ движения солнца, его созидающую и животворящую силу. Значение сакрального символа скарабея, вероятно, не менялось на протяжении тысячелетий, ведь археологи находили подвески, кольца и амулеты со скарабеями в различных культурных слоях раскопок. Часто скарабей сочетался с другими сакральными изображениями как в данном случае.

Урей (кобра) - символ Нижнего Египта. Она ассоциировалась с правителем и с самим царством Нижнего Египта. Также символ урея относился к солнцу и многим богам. Кобра же Уаджит олицетворяла "огненный взор Ра", который изображался как два урея, находившихся по обеим сторонам от крылатого солнечного диска. Древние египтяне верили, что огнем своего дыхания Уаджит удлиняет жизнь человека. Мифы же рассказывают, как в зарослях папируса она укрывала маленького Гора от преследования Сета. В качестве прообраза урея хранительницы Ра, Уаджет нередко представлялась в виде извергающей пламя и яд первозданной змеи - солнечного ока, сжигающего своим огнем его врагов. В основу изображения урея, по одним данным, легла южно египетская кобра – гая, по другим – аспид.Начиная со времени Среднего царства, урей превратился в символ, помещавшийся на корону или головной убор правителя и использовался как защитный.

Уаджит
Стела/рельеф с Изидой (слева) и Осирисом (справа) в облике кобры Уаджет; с грифоном между ними. Каирский музей.

Теперь, целевое назначение этого амулета несложно разгадать) - усиленная (вдвойне) защита его владельца с небесным покровительством бога Солнца Ра ("огненного взора Ра"). Нижняя часть амулета - стилизованная часть украшенной деревянной крыши жилища (дворца) избранника богов.

Анубис - серебряная подвеска-амулет в древнеегипетском стиле

Анубис
Серебро. 25х30 мм, ручная работа; Египет. Интересной особенностью амулета является наличие свободного поля слева, очевидно для начертания защитных иероглифов имени конкретного человека, а также тем, что он еще и двухсторонний.

Ану́бис (др.-греч. Ἄνουβις, егип. jnpw Инпу) - древнеегипетский бог погребальных ритуалов и мумификации (бальзамирования), "страж весов" на суде Осириса в царстве мёртвых, знаток целебных трав. Первоначально (согласно "Текстам пирамид") Анубис был единственным судьёй мёртвых в Дуате, но эта высокая должность с конца Древнего царства (конец 3-го тысячелетия до н. э.) перешла к Осирису (считавшимся умершим фараоном), перенявшим и титулы Анубиса "владыка запада" (Хентиаменти), "владыка тех, кто на западе". Анубис в этот же период уже связывается с мумификацией умерших и погребальными обрядами. Именно Анубис наблюдал за установкой стрелки на коромысле весов и решал, уравновесило ли сердце покойного перо Маат (исток двух истин) или нет. Бог мудрости Тот принимал решение Маат без возражений, как и советы богов, на которых Гор основывал своё обращение Осирису. В "Книге мёртвых" часто изображено, как Анубис подводит усопшего к весам, на других изображениях весы показаны с навершием в виде головы шакала.

Collapse )

Фото © Vladimir d’Ar, 2020

Амон - серебряная подвеска-амулет в древнеегипетском стиле

Амон
Серебро. 25х45 мм, ручная работа; Египет.

Амо́н (др.-егип. Jmn - "незримый") - древнеегипетский бог чёрного (сокрытого, ночного) небесного пространства, воздуха; покровитель Фив. С эпохи Среднего царства его изображали в антропоморфном облике и двумя перьями "шути" на головном уборе, как и у бога плодородия Мина (Коптос). В левой руке Амон держит ключ (крест) вечной жизни - "анкх", в правой - жезл "уас" (уас - древнеегипетский иероглиф, обозначающий власть (силу, мощь). Это древний фетиш, в котором, как подразумевалось, заключены целебные силы подземного демона, похожего на собаку или шакала, впоследствии стилизованная и упрощённая (возможно, навершие жезла-посоха - голова покровитель царской власти бога-воина Сета).

Амон также изображался иногда с головой барана; его священные животные - баран, гусь, змей. С XVIII династии Амон - верховный бог (в отождествлении с Ра - Амон-Pa), покровитель царской власти и завоевательных войн. Вместе с Амоном так называемую фиванскую триаду образуют его жена богиня Мут (др.-егип. "мать") и сын - бог луны Хонсу (др.-егип. "странствующий").

Амон

В период Нового царства жречество Амона-Ра сосредоточило в своих руках огромное богатство и влияние. В частности, оно (в лице верховного жреца Хапусенеба) сыграло важную роль в возведении на престол женщины-фараона Хатшепсут, ставшей единоличной правительницей Египта благодаря решению оракула Амона. Правление XVIII династии отмечено возведением грандиозных храмов Амону в Карнаке и Луксоре, достигших особых высот при Хатшепсут, Тутмосе III, Аменхотепе III и Рамсесе II.

После провала попытки (реформации) фараона Эхнатона запретить почитание Амона и ввести взамен культ Атона (приближённый к монотеизму), его преемники Тутанхамон, Эйе и Хоремхеб возобновили культы древних божеств во главе с Амоном-Ра. В результате, позиции фиванских жрецов только усилились, что привело к фактическому установлению теократии при последних Рамессидах (XX династия) и восшествию на престол Херихора, верховного жреца Амона.

Некоторые считают, что подобный амулет защищает тех, кто прошел древнеегипетские сакральные инициации или, современным языком говоря, посвящения в тайные общества)

Тот-Джехути - серебряная подвеска-амулет в древнеегипетском стиле

Тот
Серебро. 14х35 мм, ручная работа; Египет. Кстати, довольно изящное исполнение.

Тот (иначе Теут, Тут, Туут, Тоут, Техути, Джехути др.-греч. Θώθ, Θόουτ от егип. ḏḥwty) - древнеегипетский бог мудрости, знаний, Луны, покровитель библиотек, учёных, чиновников, государственного и мирового порядка. Является одним из самых ранних египетских богов. Основным центром его почитания был Шмун, или Эшмунен (Гермополь Великий). Он изображался, как правило, в виде человека с головой ибиса, в руках он держал посох и анх. Однако кроме этого варианта было множество других вариантов его изображения (например, с тросточкой и палеткой для письма как "в нашем" случае на фото выше). Священными животными Тота были павиан и ибис. Тот, отождествляемый с луной, считался сердцем бога Ра и также обычно изображался позади Pa-солнца, поскольку слыл его ночным заместителем. Тоту приписывалось создание всей интеллектуальной жизни Египта. Будучи "Владыкой времени", он разделил его на годы, месяцы, дни и вел им счет.

Тот

Первоначально Тот почитался в качестве ибиса, возвещавшего разлив Нила, уничтожавшего гадов и олицетворявшего лучшие качества человека. Возможно, тогда же он был астральным богом и следил за равновесием на небе. Кроме того, в Текстах пирамид Тот был богом, желавшим быть помощником царя в загробном мире. Цари очень желали его помощи, но его конкретная роль в тех верованиях из существующих текстов не ясна.

К концу Старого царства, после возвышения культа Ра, Тот  включается в круг представлений, связанных с почитанием Солнца. В период Среднего царства Тот  становится судьей умерших, приобретает функции божества времени и медицины. В "Текстах Саркофагов" он упоминается как защитник умерших в Дуате (загробном мире); в этой роли он выступает и в "Книге Мертвых". В Новом царстве становится также божеством магии и чародейства. В эллинистический период, после завоевания Египта Александром Македонским, Тота  стали отождествлять с Гермесом. И популярность такого тандема превзошла все ожидания, рассказы о них разошлись тогда "по всей Ойкумене".

"Никакой бог не бьет его; никакой перевозчик не противится ему на пути: он - Тот. (Тексты Пирамид).​

Некоторые считают, что ношение такого талисмана даёт возможность заглянуть в тайны бытия и постичь сокровенные знания.
Бог Тот просветляет память и помогает легче усваивать знания, очищает ум и даёт ясность мышления.