Category: религия

Category was added automatically. Read all entries about "религия".

Церковь Святой Софии, Премудрости Божией в Средних Садовниках, или кое-что из истории Замоскворечья

Церковь Софии Премудрости - 06.jpg
Всего 64 фото

Многие, кто не сильно углубляется в историю Старой Москвы могут даже и не знать, что за этой стройной изящной колокольней на Софийской набережной (на фото ниже слева), что мимолетно бросается в глаза при привычном "открыточном виде" на Храм Христа Спасителя с Большого Москворецкого моста, скрывается одна из скромных древнейших и примечательных церквей столицы так милых моему сердцу. Колокольня возведена в конце XIX века, а сам старый храм Софии Премудрости Божией в Средних Садовниках появился в этом месте еще в пятнадцатом. Очень люблю такие церкви. Они как будто позволяют заглянуть в глаза Старой Москве, ощутить ее живое дыхание, добрую тихую улыбку и истовую, но смиренную молитву. В общем, сегодня рассказ о Софии Премудрости Божией... Будет много фото)

Церковь Софии Премудрости - 56.jpg

В Старой Москве были только два храма, освященные во имя Святой Софии Премудрости Божией. Оба чудесно сохранились до наших дней и вновь действуют. Один из них находится в Замоскворечье, другой - в центре Москвы, на Пушечной улице, но оба были связаны с новгородскими походами Ивана III. И если храм на Пушечной основали сами новгородцы, переселенцы из Великого Новгорода, покоренного Москве, то уникальный "замосквореченский" храм возвели москвичи в честь своей победы над Новгородом. Именно ему и было суждено сыграть ключевую роль в градостроительстве православной Москвы - Третьего Рима.

Collapse )

© Vladimir d’Ar, 2020

Храм Пророка Божия Илии в Обыденском переулке

Церковь Илии Обыденного - 01_1.jpg
Всего 20 фото

Очень люблю эту Церковь пророка Илии в Обыденском переулке. Если оказываюсь в районе Пречистенки обязательно прихожу сюда полюбоваться ее совершенной красотой. Церковь построена на некогда крутом холме - древнем берегу Москва-реки. В своем удивительном образе она представляется мне Птицей Феникс взмахнувшей крыльями, что возрождается очищенной в предвечном огне, из пепла прошлых земных воплощений. Стремительный возвышенный облик храма сочетается с простыми, но изысканными архитектурными деталями фасадов, всем своим посылом говорящий о земной и божественной любви; церковь представляется как тихая проникновенная горящая свеча божественной души, проявлением истинной веры в этом земном мире.

Православная Церковь свято чтит пророка Илию. Первая церковь, построенная в Киеве при князе Игоре, была именно во имя пророка Илии. После Крещения святая равноапостольная княгиня Ольга (память 11 июля) построила храм пророка Илии у себя на родине, в селе Выбуты. В Москве, на Остожье, которое прежде именовалось Скородомом, москвичи часто строились после пожаров, пригоняя лес по воде, что облегчало подготовку строительства. Здесь строили, так сказать, наскоро, с целью последующего размещения предварительно собранных конструкций в других районах города, поэтому это место и получило название «Скородом». Удобно было также строить и на месте продажи лесного материала. Здесь и был возведен деревянный храм во имя святого пророка Божия Илии. Строительство совершилось за один день - «обыдень», что и дало храму уточняющее название «Обыденный». Предполагаемый год возведения - 1592-й. По имени храма три ведущих к нему переулка стали Ильинскими, а затем - Обыденскими.

Collapse )

© Vladimir d’Ar, 2020

Храм Успения Пресвятой Богородицы на Могильцах

Успенская церковь на Могильцах - 03_1.jpg
Всего 23 фото

Есть в арбатских переулках чрезвычайно интересный Успенский храм на Могильцах - как по своей истории, так и в своем расположении - здание церкви представляет собой мини-квартал, так как по периметру его окружают четыре переулка: Большой Власьевский, Большой Могильцевский, Большой Лёвшинский и Пречистенский. Старой низкоэтажной застройки вокруг церкви почти не сохранилась и, если прогуливаться от Арбата сначала по Плотникову переулку, потом повернув в Сивцев Вражек и выйдя к Большому Власьевскому проходить в сторону Пречистенки можно осмотреть две очень красивые хранящие историю Старой Москвы церкви - Власьевскую и Успенскую на Могильцах. Последняя неожиданно появляясь в поле зрения разрывает образную ткань невыразительных и заядлых строений 50-70-х годов прошлого века своей классической совершенной чистой красотой.

Успенская церковь на Могильцах известна с XIV века. По одной из версий, название церкви связано с некогда расположенным вокруг неё кладбищем, однако это маловероятно - до XVIII века кладбища существовали при большинстве приходских храмов Москвы. Иногда с кладбищем связывают старое название Пречистенского переулка - Мёртвый. Однако и эта гипотеза опровергается: название переулка, скорее всего, произошло от фамилии местного домовладельца Мертваго. Выдвинута также версия о том, что во время чумы 1770-1771 годов, бушевавшей в Москве, в этом переулке умерли все жители, в то время как в соседнем Чистом переулке, напротив, люди выжили. Наиболее вероятно, что наименование церкви «на Могильцах» произошло от холмистой местности, на которой она была первоначально выстроена, такие места назывались «могилистыми» или «могильцами». Не исключено (уже мояч версия), что название было как-то связано наличием в этой местности с невысоких погребальных курганов, как например, курганы вятичей в Царицыно.

Collapse )

© Vladimir d’Ar, 2020

Церковь священномученика Власия в Старой Конюшенной слободе

Церковь св мч Власия
Всего 23 фото

Люблю такие смиренные в своей духовной силе древние московские храмы. Даже сами по себе они хранят тот самый светлый дух Старой Москвы, который во многом утерян в столице к нашему времени. Храмы эти "живые", "настоящие", полные тонких откровенных человеческих чувств и веры. В последнее время решил, восполнить недостаток статей в своем журнале о таких"теплых" душевных церквях в центре города. К большому счастью, большевики не смогли полностью уничтожить такие древние московские дореволюционные храмы и сейчас многие их них продолжают нести Свет и окормлять прихожан силой любви и веры. Один из таких - как раз и есть Церковь священномученика Власия, что в Старой Конюшенной слободе (на углу нынешнего Гагаринского и Большого Власьевского переулков).

«Гагаринский переулок, называвшийся в XVII–XVIII веках Староконюшенной улицей, переименован был в XIX веке по фамилии основного владельца нескольких дворов в переулке стольника князя Б.И. Гагарина и его наследников. При Иване Грозном переулок, как и вся окружавшая его местность, находился «в опричнине»: в нем стояли дворы опричников вперемежку с дворами дворцовых слобод. В XVII веке переулок находился в центре Большой Конюшенной слободы (старой), а в конце его стояли дворы служащих Остоженного конюшенного двора и стрельцов приказа (полка) Левшина. Дворы переулка находились в приходах четырех церквей, стоявших вблизи него. Сохранились описи прихожан, по которым можно судить о социальном составе владельцев дворов. Во второй половине XVIII века и в первой половине XIX века Гагаринский переулок был центром Староконюшенной слободы, в которой проживали самые родовитые, хоть и не самые богатые московские дворяне». П.В. Сытин.

Collapse )

© Vladimir d’Ar, 2020 (фото)

День памяти святого равноапостольного князя Владимира 15 / 28 июля

Обращение князя Владимира в христианство. 1866 г. П.П. Заболотский.

Сегодня День памяти святого равноапостольного князя Владимира 15 / 28 июля

Этот сегодняшний праздник русский можно назвать и религиозным, и национальным, и государственным, и культурным. Ибо святой русский князь Владимир заложил краеугольный камень в основание, на котором воздвигнута девятисотлетняя палата русской веры, русской нации, русского государства и русской культуры. Он – духовный родоначальник народа русского. Святитель Николай (Велимирович)

О князе Владимире можно подробно почерпнуть любопытные сведения из серии моих статей - репортажей с масштабной выставки в ГИМ "Святой Князь Владимир - Креститель Руси" в 2015 году (приуроченной к 1000-летию преставления святого равноапостольного князя Владимира).

Храм Воскресения Словущего на Успенском Вражке

Церковь Воскресения Словущего на Успенском вражке - 04_1.jpg
Всего 15 фото

В самом сердце Москвы, в тихом Брюсовом переулке, между улицами Тверской и Большой Никитской находится замечательный старинный храм, который носит необычное название Воскресения Словущего на Успенском вражке. «Воскресение Словущее» – такое загадочное, не каждому понятное название. Оно означает, что церковь слывет, прозывается Воскресной. Главная христианская Святыня, главный христианский храм – это храм Воскресения Господа Нашего Иисуса Христа в Иерусалиме. Он был “обновлен”, т.е. возрожден святыми равноапостольными Константином и Еленой в 355 году на Голгофе – на месте страданий Христовых и обретения Животворящего Креста. После вольных страданий и Крестной смерти Господа и Спаса нашего Иисуса Христа священное место Его страданий долго попиралось язычниками. До 326 года на этом святом месте стоял языческий храм Венеры, поэтому освящение нового храма стало возрождением, “обновлением” поруганной святыни.

С того времени и поныне Святая Церковь ежегодно 13/26 сентября воспоминает это величайшее для всех христиан событие, а Воскресенский храм построен в память о нем. У этого праздника есть одна очень интересная особенность – в этот день в храмах, освященных в честь Воскресения Словущего, служба совершается как на Пасху – пасхальным чином, торжественно восклицается: «Христос воскресе! – Воистину воскресе!». Воскресение Словущее – это символ обновления духовной жизни человека, знаменующее собой воскресение.

Этот небольшой храм в Брюсовом переулке относится к таким церквям, которые несут в мир одно удивительное свойство - в них особенно ярко и одновременно смиренно проявляется тихий истинный свет, божественная любовь. Обычно подобные храмы обладают неосознаваемой разумом, но ощущаемые душой, как говорят, «намоленностью», когда ты входишь в храм и чувствуешь, что он «живой» и тихо приветливо говорит с тобой. Это к примеру Церковь Вознесения Господня «Малое Вознесение» на Большой Никитской, Церковь Феодора Студита у Никитских ворот и другие. В больших храмах это свойство проявляется не так ярко, впрочем это мои личные субъективные ощущения. Добавим в мой список к вышеупомянутым храмам (этой статьей) и этот храм Воскресения Словущего, что на Успенском вражке.

Collapse )

© Vladimir d’Ar, 2020

Церковь Феодора Студита у Никитских ворот, или «Суворов - наше все!»

Церковь Феодора Студита - 19_1.jpg
Всего 39 фото

Скромная, но знаменитая церковь во имя преподобного Феодора Студита, исповедника, находится на Большой Никитской улице Москвы. Она была построена в 1626 году по указу Святейшего Патриарха Филарета, отца царя Михаила Феодоровича Романова, и освящена по его именинам: до пострига будущий Патриарх носил имя Феодор. Что интересно, именно в этой церкви крестили будущего великого русского полководца Александра Васильевича Суворова. Впоследствии эта церковь стала его приходским храмом...

Эта церковь, как и Церковь Вознесения (Малое Вознесение) на Большой Никитской, относится к тем уютным камерным московским храмам к которым я испытываю искреннее теплые чувства уже изначально по определению, как говорится. Такие храмы обычно небольшие, наполненные теплом, безусловным светом и любовью. Сейчас эта церковь как бы стесненно ютится во дворе невзрачного жилого дома на Никитском бульваре, а ранее у нее был парадный выход на бульвар, и смотрелась она в то время вполне достойно и возвышенно. История церкви удивительна, полна ключевых исторических событий и причастных к ней значимых личностей. Так что, давайте погрузимся в ее прошлое и узнаем много чего интересного. Кроме того, в этой церкви мне дали разрешение снимать внутри, так что мы увидим ее внутреннее убранство. Считаю важным подчеркнуть публикацией этого материала роль Александра Васильевича Суворова не только как великого полководца истории России, но и как Архистратига Воинства Русского!

Collapse )

© Vladimir d’Ar, 2020

Церковь Вознесения Господня «Малое Вознесение» на Большой Никитской

Церковь Вознесения Господня - 3.jpg
Всего 48 фото

Храм в честь Вознесения Господня на Большой Никитской улице (с начала тридцатых годов XIX в. именуемый также «Малым Вознесением» в отличие от вновь построенного «Большого Вознесения» за Никитскими воротами), впервые упоминается в московских летописях под 7056/1548 годом. Со второй половины XIV века здесь проходила дорога на Великий Новгород через Волоколамск, и храм, предположительно, возник как центр находившейся здесь слободы новгородцев и устюжан. Каменная церковь была построена  царем Федором Иоанновичем «на месте древней» в память его коронования в день праздника Вознесения Господа нашего Иисуса Христа. О начальном периоде истории храма в рукописи Александровского, хранящейся в ГИМе, говорится: «Возможно, церковь была перенесена во время расширения Кремля в 1492 г. с Красной площади. Благословенная грамота на нынешнее каменное здание выдана 10 июня 1634 г. Южный предел Прокопия и Иоанна Устюжских около 1680 г. впервые упомянут в списке 1690 г. вместе с Никольским». Видимо, тогда и был построен существующий ныне каменный южный придел, посвященный удивительному святому Северной Руси - прав. Прокопию, Христа ради юродивому Устюжскому чудотворцу...

Храмы как люди, все очень разные, ощущения и чувства от каждого несхожи. Один чуть более грустен, другой пытается что-то сказать, третий мудро молчит в размышлении и т.п. Этот же храм для меня особенно важен в этом смысле. Он очень теплый, родной, его энергетика чрезвычайно благостна и смиренна. Храм как будто улыбается как с известной фотографии белгородского старца Серафима (Тяпочкина). Хоть я и не бывал на службах в этом трогательном и излучающим приятие храме, но всегда ощущал его живую мудрую силу, как будто посещал его множество раз, получал безусловную поддержку и ту самую божественную любовь. Давно кстати хотел рассказать о нем, но смущало отсутствие у меня фото материала внутренних пространств церкви по понятным причинам (обычно в храмах запрещают фотосъемку). А снять именно в этой церкви давно очень хотелось, но все никак не получалось и именно само собой. Однако в прошлом году мне посчастливилось легко получить разрешение на съемку внутри и вот теперь, правда уже год спустя, могу наконец опубликовать этот интересный материал.

Collapse )

© Vladimir d’Ar, 2020

Церковь Воскресения Христова в Кадашах. Часть 2.

Церковь Воскресения Христова в Кадашах - 11_1.jpg
Всего 47 фото

Продолжаем осматривать Храм Воскресения Христова в Кадашах начатый в первой части.

Замоскворечье особенно ценно для нас тем, что в нем сохранились от XVII в. жилые и производственные по стройки ремесленников, не уцелевшие почти нигде в России. Дошли до наших дней и красивые, своеобразные по архитектуре Кадашевские храмы. Архитекторы и ученые говорят, что в Замоскворечье сохранились древняя планировочная структура, каменная застройка и пространственно-видовая система: отдельные здания расставлены так, что в пространстве города они создают красивый комплекс зданий – ансамбль. Храмы Кадашевской слободы строились так, что хорошо просматривались с разных видовых точек. Большую живописность придают слободе свободно распланированные церковные участки с домами причта и кладбищами. Церковные земли выделялись при закладке города. Кстати участок земли около храма Воскресения в Кадашах близко подступал к стенам сооружения, и это затрудняло его последующую перепланировку...
Collapse )

© Vladimir d’Ar, 2020

Первая часть

Софийские вертикали, или Надвратный храм иконы Богоматери Взыскание погибших



Отдельно стоящая трехъярусная шатровая колокольня была построена в 1860-х годах по проекту архитектора Н.И. Козловского. Нижний этаж монументального первого яруса в центре имеет сквозной проезд на церковный двор, на втором – храм в честь иконы Божией Матери "взыскание погибших". Второй ярус – четверик. На третьем ярусе – восьмерике – размещаются колокола. он увенчан шатром с главкой и крестом. Колокольня, построенная в русско-византийском стиле, соперничала по высоте с завершенным в 1859 году храмом Христа спасителя.
Никак не перекликаясь со зданием самой церкви Софии Премудрости Божией, она гармонирует с вертикалями кремлевских башен и колокольней Ивана великого, расположенными на другом берегу Москвы-реки. И это не случайно – колокольня должна была стать частью "софийского ансамбля", в который входило бы и соответствующее по масштабам и архитектурному облику новое здание храма. Идея возвести в центре Москвы, напротив кремля, соразмерный храму Христа Спасителя и кремлевским соборам храмовый комплекс, соименный главной святыне византийской империи – Святой Софии Константинопольской, отсылала к известной концепции "Москва – Третий Рим" и подчеркивала значение Первопрестольной как мирового оплота православия. Грандиозным планам не суждено было сбыться: архитектурная комиссия установила, что здание храма не впишется в узкий участок земли, вытянутый между рекой и обводным каналом.